10 лучших ролей Иэна Холма: хоббит, андроид, Наполеон, маньяк
46799
8 минут на чтение
19 июня от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона, умер актёр Иэн Холм. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, и хотя в его более чем полувековой карьере почти нет главных ролей, он всё равно успел создать немало запоминающихся образов — от Бильбо Бэггинса и Эша из «Чужого» до Наполеона, короля Лира и даже маньяка-убийцы. В этой статье мы собрали десять лучших ролей великого актёра.

Судьба Иэна Холма Катберта была предопределена ещё в детстве. В семилетнем возрасте мальчик увидел сценическую постановку «Отверженных» Виктора Гюго и загорелся театром. В 1953 году Иэн окончил Королевскую академию драматических искусств и присоединился к Шекспировскому мемориальному театру в Стрэтфорде-на-Эйвоне, а в начале шестидесятых перешёл в только что основанную Королевскую шекспировскую труппу.

Несмотря на периодические появления в кино и на телевидении, Холм оставался в первую очередь театральным актёром. Но со временем о сценической карьере пришлось забыть — как ни странно, из-за страха сцены. В 1976 году во время показа The Iceman Cometh в Лондоне Холм замер прямо посреди своего монолога. Не произнеся больше ни слова, актёр развернулся и ушёл в гримерку. Когда его нашли, Иэн лежал на полу в позе эмбриона.

Флинн («Пушка „Бофорc“», 1968)

За «Пушку „Бофорс“» кинодебютант Иэн Холм (слева) получил премию BAFTA / Universal Pictures / Odeon Entertainment

На большом экране Холм дебютировал уже в зрелом возрасте — в 37 лет. К тому моменту он успел получить премию Tony в номинации «Лучший актёр» за роль Ленни в пьесе Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть короля Ричарда III в телесериале BBC «Война роз».

В «Пушке „Бофорс“» взвод солдат охраняет зенитку на окраине военной базы, а Холм играет Флинна — единственного бойца, который уважает своего временного командира Эванса, мечтающего стать офицером, и искренне старается ему помочь. Спокойный и искренний Флинн пытается удержать сослуживцев от глупостей, даёт Эвансу советы, а когда становится ясно, что тот не годится на роль офицера, в открытую подвергает его действия сомнениям. Но все усилия пропадают впустую, и Флинн вынужден наблюдать, как всё катится к чёрту.

Льюис Кэрролл («Сказочный ребёнок», 1985)

«Сказочный ребёнок» - почти «Лолита» викторианской эпохи / Thorn EMI

За свою карьеру Холм сыграл двух известных детских писателей. В мини-сериале 1978 года «Потерянные мальчики» он перевоплотился в создателя «Питера Пэна» Джеймса Барри, а в фильме 1985-го — в Чарльза Лютвиджа Доджсона, более известного под псевдонимом Льюис Кэрролл.

События фильма показаны глазами постаревшей Алисы Лидделл (к тому времени уже Харгривс), которая вспоминает своё детство и преподобного Доджсона. Фильм открыто намекает, что Чарльз был если не влюблён в Алису, то как минимум ею увлечён, а девочка обходилась с ним довольно жестоко. Доджсон в целом показан как симпатичный персонаж, а Холм отлично передаёт застенчивость своего героя, который прекрасно понимает всю неестественность и обречённость такого увлечения.

Смотрите также

Наполеон («Бандиты во времени», 1981)

Наполеон в «Бандитах во времени» - эпизодический, но запоминающийся персонаж / HandMade Films /Janus Films

Благодаря невысокому росту (165 сантиметров) и выразительной мимике Холм трижды сыграл Наполеона Бонапарта. Впервые Иэн примерил треуголку в телесериале 1974 года «Наполеон и любовь», в последний раз — в исторической драме 2001 года «Новое платье императора». А особняком стоят «Бандиты во времени» Терри Гиллиама, где император изображён как комический персонаж. Он отвлекается от важных дел на кукольные представления, переживает из-за небольшого роста и пытается это скрыть, окружая себя ещё более низкими людьми. Надо ли говорить, с какой радостью Наполеон принял тех самых «Бандитов во времени» — группу, состоящую сразу из шести карликов!

Митчелл Стивенс («Славное будущее», 1997)

«Славное будущее» - редкий фильм с рейтингом 100% Fresh на RottenTomatoes

Едва ли не единственная главная роль в карьере Холма. Изначально она была написана под Дональда Сазерленда, но перед самыми съемками тот выбыл из проекта и был экстренно заменён на Холма.

Адвокат Митчелл Стивенс приезжает в город, потрясенный жуткой трагедией: четырнадцать детей погибли в аварии школьного автобуса. Митчелл уговаривает родителей погибших и уцелевшего водителя подать в суд на производителей автобуса и городскую администрацию. Но чтобы судья принял сторону потерпевших, два выживших свидетеля должны дать на суде крайне конкретные показания, до последнего слова отредактированные адвокатом.

Этот герой Иэна Холма — крайне противоречивый человек. С одной стороны, он вроде бы стремится добиться справедливости, а с другой, заставляет свидетелей кривить душой, а безутешных родителей — заново переживать самый жуткий день в их жизни. Да и жизнь самого Стивенса нельзя назвать идеальной: она омрачена плохими отношениями с дочерью-наркоманкой.

Сэр Уильям Галл («Из ада», 2001)

Рассказать об этой роли без спойлеров трудно, но мы попытаемся

В экранизации комикса Алана Мура «Из ада» Холм играет сэра Уильяма Галла, королевского врача её величества Виктории, блестящего хирурга и образцового джентльмена с безупречной репутацией. Однако всё это лишь маска, под которой скрывается совсем иная натура, дикая, безумная и высокомерная.

Первоисточник раскрывает личность Галла гораздо подробнее. У Мура он изображён безумцем, одержимым идеей стать сверхчеловеком. Доктор считает, что во всём мире, даже среди членов секретного братства масонов, ему нет равных.

В фильме тема «особенности» Галла раскрывается лишь в паре сцен: в беседе с инспектором Эбберлайном, когда доктор говорит, что потомки назовут его родоначальником XX века, да в финале, когда другие члены братства масонов устраивают своему опозорившемуся собрату сеанс лоботомии. Однако одержимость Галла можно распознать гораздо раньше — достаточно посмотреть на выразительную мимику Иэна Холма и безумный блеск в его глазах.

Смотрите также

«Из ада»: великий роман Алана Мура о Джеке-потрошителе

Игорь Хованский

19.06.2018

26416

Чтобы получить от чтения настоящее удовольствие, этому комиксу придётся уделить немало времени, как живому собеседнику.

Сэм Муссабини («Огненные колесницы», 1981)

За свою насыщенную карьеру Холм удостоился лишь одной номинации на «Оскар», да и то за лучшую роль второго плана — тренера Сэма Муссабини в спортивной драме Хью Хадсона «Огненные колесницы». Номинация абсолютно заслуженная: Холм крадёт каждую сцену со своим участием. Его экспрессивная мимика сполна выражает все чувства, бурлящие в душе немногословного и сурового с виду тренера. В его облике усталость сочетается с решимостью, а настоящая отцовская любовь к подопечному подкрепляется искренне учительским стремлением сделать ученика лучше.

«Огненные колесницы» удостоились семи номинаций на «Оскар» и получили четыре статуэтки (в том числе за лучший фильм). К сожалению, «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана среди наград не было.

Мистер Курцман («Бразилия», 1985)

В ещё одном фильме Терри Гиллиама Холму досталась роль мистера Курцмана, бюрократа средней руки, который на первый взгляд производит впечатление эффективного и строгого руководителя, пользующегося непререкаемым уважением своих подчиненных. Но стоит Курцману отвернуться, как его работники мигом перестают соблюдать все его распоряжения, и его авторитет превращается в тыкву.

А потом суровый управленец и вовсе сменяется слабым и бесхарактерным лизоблюдом, во всем соглашающимся с начальством. Мистер Курцман — эталонный чиновник, мерзкий и бесполезный, знакомый каждому, кто хоть раз сталкивался с бюрократической машиной. Бесит до посинения, но запоминается надолго.

Вито Корнелиус («Пятый элемент», 1997)

Когда президент велит Корнелиусу объяснить суть угрозы за 20 секунд, он действительно в них укладывается

«Пятый элемент» обладал выдающимся актёрским составом: здесь и неузнаваемый и совершенно безумный Гэри Олдман, и как всегда крутой Брюс Уиллис, и очаровательная Мила Йовович («Лилу Даллас, мультипаспорт!»), и участник нашего топ-10 самых назойливых сайдкиков Крис Такер… Ну и, конечно же, Иэн Холм — здесь он сыграл благородного и целеустремлённого священника, отца Вито Корнелиуса, отдалённо похожего на старого Бена Кеноби.

Мастерски сочетая убийственный пафос с удивительно уместной самоиронией, Вито добавляет толику здравого смысла в творящееся на экране безумие. Корнелиус фанатично предан своему делу, его не интересует ничего, кроме спасения мира. А то, как он трогательно смущается при виде обнажённой Лилу и между делом называет её совершенной, напоминает, что мы имеем дело с обычными людьми, пусть жутко крутыми, но живыми и неидеальными.

Смотрите также

«Пятый элемент»: от безумной идеи к безумному фильму

Кирилл Размыслович

07.08.2017

111384

Люк Бессон возвращается к большой фантастике. Самое время вспомнить, его хит 20-летней давности: с дизайном от великих комиксистов, безумными костюмами и «невозможной» арией.

Эш («Чужой», 1979)

На первый взгляд, научный офицер Эш — самый безобидный член экипажа «Ностромо». Тихий, дружелюбный и молчаливый скромняга, Эш практически не принимает участия в пустой болтовне. А все свои действия, даже допуск явно заражённого Кейна на борт «Ностромо», объясняет заботой о здоровье экипажа.

Правда вскрывается подобно грому среди ясного неба. Тихоня Эш оказывается... андроидом. Он запрограммирован так, чтобы любым способом завладеть образцом инопланетной формы жизни и доставить его корпорации «Вейланд-Ютани» для исследований. Как только это становится известным, Эш моментально переходит к действию, стремясь избавиться от любых помех, мешающих выполнению задачи. Пусть даже этими помехами оказываются сослуживцы.

Будучи андроидом, Эш не может считаться хорошим или плохим — он просто выполняет свою программу, без раздумий, сомнений и сочувствия. И его безэмоциональность и безжалостность, полнейшее равнодушие к чужим жизням, открытая враждебность к стоящим на пути людям и хладнокровная оценка того, что у экипажа «Ностромо» нет ни единого шанса уцелеть, нервируют почище очевидной чужеродности ксеноморфа. В фильме, где есть Чужой, Эшу удалось стать едва ли не самым жутким персонажем.

Смотрите также

Как был создан «Чужой»

Кирилл Размыслович

27.12.2015

119053

«Чужой» был задуман как аллегория изнасилования и мог иметь щупальца, а Рипли могла стать мужчиной.

Бильбо Бэггинс («Властелин колец», «Хоббит», 2001–2014)

Первое путешествие Иэна Холма в Средиземье состоялось ещё в 1981 году, когда он озвучил Фродо в радиопостановке от BBC. Это не укрылось от внимания Питера Джексона, который в принципе не видел в роли Бильбо кого-то ещё. И с выбором Джексон угадал на все сто процентов!

Хотя «Властелин колец» — это в первую очередь история Фродо, у Бильбо в ней важная роль, и не только потому, что именно его игры в загадки с Голлумом стали причиной всех испытаний, выпавших на долю его племянника. Бильбо — очень сложный и даже неоднозначный персонаж. Несмотря на солидный груз прожитых лет, он не растерял молодецкого задора, а озорство и дух приключений соседствуют в нём с мудростью и той тяжёлой печатью, что оставило Кольцо. Много лет оно отравляло Бильбо, и, хотя добродушный хоббит стойко сопротивлялся, иногда тьма в его душе вырывалась на свободу. Как забыть ту сцену в Ривенделле, когда Бильбо на мгновение чуть не превратился во второго Голлума!

Каждый съёмочный день Иэна Холма начинался в кресле гримера — на то, чтобы превратить британского актёра в хоббита, уходило около четырёх часов. «Съёмки были довольно сложными, мех на ногах жутко чесался, а уши постоянно отваливались,— жаловался потом Холм. — Я так и не привык ко всему этому гриму».

Эта сцена во многом предвосхитила сюжетные линии и Фродо, и Голлума. Она показала, какую цену приходится платить за обладание Кольцом, и позволила представить, какие испытания придётся пережить Фродо, прежде чем он сможет вернуться в Шир. И Бильбо служит своего рода противовесом Смеаголу: он доказывает, что влияние Кольца можно свести если не к нулю, то хотя бы к минимуму.
Режиссёры ценили в Холме его работоспособность и универсальность. Иэн практически не готовился к собственным ролям, ограничиваясь чтением сценариев и заучиванием своих реплик, но при этом он одинаково хорош и убедителен в любом образе. «Я словно хамелеон, — говорил сам Холм в 2000 году, — все мои персонажи не похожи друг на друга. Поскольку я не „кинозвезда“, люди не требуют, чтобы я вечно играл одну и ту же роль».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Классика кино

«Чужой»: все фильмы серии от худшего к лучшему

Классика кино

Фильмы-катастрофы: самые важные провалы в истории кино
Разрушители надежд, кошмары студий и убийцы жанров

Классика кино

Режиссёрские версии в кино и не только
Далеко не всегда расширенная версия фильма — «режиссёрская»!

Классика кино

«Стальной гигант»: фильм о самом человечном роботе
Трудная история недооценённого шедевра

Классика кино

Экранизации Dungeons & Dragons: неофициальные, от фанатов и от врагов
Фильмы и сериалы по партиям в D&D — и по клеветническим слухам из «жёлтой прессы».

Классика кино

Экранизации Dungeons & Dragons: старые добрые, ужасные и забытые
Так ли они были плохи и какие уроки из них могли бы извлечь создатели будущих фильмов

Классика кино

«Гаттака»: ретро-антиутопия про мир победившей евгеники
Я одолжил тебе своё тело. Ты одолжил мне свои мечты.

Классика кино

«Мумия» от Наполеона до Тома Круза. Путеводитель по фильмам про Имхотепа и компанию
История ужасов и приключений на руинах древнего Египта.

Классика кино

Памяти Роджера Кормана. Да здравствует король!
Король B-Movies и не только!
Показать ещё