Режиссёрские версии в кино и не только

3201
45 минут на чтение
Что такое режиссёрская версия, по распространённому мнению? Некий идеальный фильм, в котором гениальный творец реализует все свои идеи, которые ему не дают воплотить буржуины-продюсеры и прочие студийные бонзы. Ведь этих глупых толстосумов интересует только прибыль и молоденькие актрисы, а на искусство они чихать хотели. В результате их надругательств совершенное творение превращается в сущее недоразумение, а зритель лишается несомненного шедевра и веры в мировую справедливость. Так ведь всё происходит?
Вовсе нет. Точнее, так бывает, но далеко не всегда.
Безусловно, одна из основных причин появления режиссёрских версий — разница видений режиссёра и продюсера. И если хороший режиссёр — сердце проекта, то продюсер — это мозг, холодный разум. На его плечах лежит организация всего съёмочного процесса, набор команды профессионалов, соблюдение сроков и распределение бюджета.
Продюсируют фильм несколько человек. Продюсер, исполнительный продюсер, линейный продюсер — все эти люди играют разную роль, но объединяет их выполнение обязанностей, связанных с финансами и организационной работой.
Режиссёр же отвечает за художественную часть. Перевод сценария на киноязык, стилистика и атмосфера, руководство актёрами — это задача режиссёра.
И вот тут-то и возникает камень преткновения. Киностудии, а значит и продюсеру, нужен на выходе продукт, товар, который будет хорошо продаваться. Художественные особенности служат средством привлечь зрителя, то есть покупателя. В конце концов, фильм должен как минимум окупить затраты на производство, а иначе зачем вообще в него вкладываться?
В то же время режиссёр создаёт фильм согласно своему видению. Конечно, существует сценарий, но это лишь основа. Каким в итоге выйдет кино — именно режиссёрская заслуга. Но будет ли хорошо продаваться такой фильм, каким делает его автор?

Финал — не единственное отличие расширенной версии «Судного дня». Сцена с переключением Терминатора в режим обучения проясняет, как робот обретает человечность

Режиссёрские версии появляются по разным причинам и поэтому могут быть очень разными. Не всегда пометка Director’s Cut — это знак качества.
Иногда студия действительно требует урезать хронометраж — и фильм теряет смысловое наполнение, лишившись целых сцен и сюжетных линий. В режиссёрской версии эти сцены возвращают на законное место. Порой такие дополнения могут изменять сюжет, добавляя открытую концовку или, напротив, ставя точку. В итоге получается совершенно другое кино. Такова, например, специальная расширенная версия «Терминатора 2», финал которой уничтожает саму возможность сиквелов — он показывает будущее, в котором Судный день не случился.
Но бывает и так, что добавление или изменение некоторых сцен и спецэффектов зрители принимают в штыки. Особенно здесь отличились Джордж Лукас и Стивен Спилберг, за что по ним едко проехались в «Южном Парке».

Лукас добавил в классические «Звёздные войны» компьютерные спецэффекты и заставил Гридо стрелять в Хана первым

Иногда в фильм возвращают то, что режиссёр убрал вполне осознанно, — в итоге получается своего рода «режиссёрская версия наоборот», что оказывает создателю фильма медвежью услугу. Так, например, вышло с фильмом Фрэнка Капры «Потерянный горизонт» (1937), где при реставрации зачем-то вернули большие фрагменты, вырезанные режиссёром.
Наконец, пометка Director’s Cut может представлять собой чисто маркетинговое решение. Да, в какой-то момент студийные дельцы пришли к выводу, что она поможет заработать чуть-чуть (по меркам Голливуда, разумеется) побольше.
Режиссёрских версий очень много, так что мы рассмотрим самые яркие примеры. И для начала отправимся на экскурсию в прошлое, где посетим Вавилонскую башню и гангстерскую Америку времён сухого закона.

Голливудский Яхве

В 1927 году немецкий режиссёр Фриц Ланг выпустил своё самое знаменитое детище — «Метрополис». Для своего времени это был блокбастер. Работа была проделана просто колоссальная: масштабнейшие декорации, огромное количество моделей транспорта, анатомически подробный костюм женщины-робота, сотни (по неподтверждённым данным — тысячи) статистов в массовке… Добавьте к этому мощный социальный посыл, в основе которого — легенда о новой Вавилонской башне, которая уничтожит классовое неравенство и станет символом торжества Разума и Человека, и сплетённую с этой легендой историю любви юноши из элиты и девушки из рабочего класса.
У «Метрополиса» были все шансы стать magnum opus как для Ланга, так и для всей эпохи немого кино. Вместо этого он превратился в enfant terrible.

Грандиозные картины города будущего в «Метрополисе» — прародители урбанистических пейзажей киберпанка

Студия Paramount урезала ленту для американского проката почти вдвое. В результате Вавилонская башня пала: фильм превратился в набор слабо связанных друг с другом сцен с едва уловимым сюжетом и получил разгромный отзыв от самого Герберта Уэллса. Более того, в немецкий прокат пошла даже не кастрированная, а совершенно искалеченная версия — тоже со вполне понятным результатом.
Студийная политика выступила в роли библейского Яхве, разрушившего Вавилонскую башню. Но если в ветхозаветном сюжете люди перестали понимать друг друга, «Метрополис», несмотря на произошедшее с ним, стал источником вдохновения для десятков авторов — от Ридли Скотта, Тима Бёртона и Терри Гиллиама до Pink Floyd, Джорджа Лукаса и создателей сериала «Звёздные врата». Так что Вавилонская башня всё же смогла объединить людей, даже на руинах.

Дизайн женщины-робота из «Метрополиса» узнаётся в C-3PO

Что до самого «Метрополиса», ему повезло возродиться. Случилось это в несколько этапов. Версия 1984 года от Джорджо Мородера могла похвастать саундтреком от Queen, но не получила хоть какой-то связности сюжета и заработала номинацию на «Золотую малину». В 2001 году Фонд Фридриха Вильгельма Мурнау из нескольких сохранившихся вариантов создал версию в 117 минут, а в 2008 году произошло настоящее чудо — в Музее кино Буэнос-Айреса отыскалась копия уничтоженной оригинальной плёнки, с помощью которой фильму смогли наконец вернуть почти первозданный вид. Но даже в таком варианте не хватает пары эпизодов — они утеряны навсегда.
Участь «Метрополиса»  — яркий пример студийного вмешательства, которое испортило произведение. Только полный хронометраж, содержащий в себе все сцены, давал возможность составить впечатление о фильме и понять его замысел. Урезание же привело к кассовому провалу. Авторами «режиссёрской» версии, она же единственно правильная, стали неравнодушные люди и счастливая случайность.

Музыку к «Однажды в Америке» писал Эннио Морриконе — неизменный композитор Серджио Леоне

Ещё одной масштабной жертвой голливудского беспредела можно назвать эпическое криминальное полотно Серджио Леоне «Однажды в Америке» (1984). Фильм попросту лишился половины хронометража. Нелинейную структуру повествования тоже отправили на свалку. Стоит ли говорить, что именно чередование эпизодов в разных временных линиях постепенно раскрывало фабулу, задавало основную интригу и саспенс — даже действие финальной сцены разворачивается в прошлом!
История о любви, дружбе, предательстве и расплате, проходящих сквозь года, превратилась в средней руки кино про мафию, для разнообразия еврейскую, а не итальянскую. Из фильма, повествующего вовсе не о гангстерах, а о человеческих отношениях, сделали гангстерский боевик. После успеха в Каннах, где показали именно режиссёрскую версию, прокатная вызвала у зрителей огромное разочарование.

Такая безжалостная ампутация покалечила и самого Леоне — больше он ничего не снимал и умер от инфаркта в 1989 году. Тому же Лангу в своё время повезло больше — он творил вплоть до 1960-х. Дальнейшая судьба фильма похожа на судьбу его немецкого собрата: его собирали по кусочкам и смогли восстановить только в 2012 году, но часть исходных плёнок до сих пор находится в чужих руках.

Мечтает ли Ридли Скотт о единорогах?

Одной из самых ярких работ Ридли Скотта, до сих пор вызывающей различные толкования, стал «Бегущий по лезвию» (1982) — фильм об охотнике на беглых репликантов. Как у репликантов было множество моделей для разных целей, так и «Бегущий» существует сразу в семи версиях! Какой ещё фильм может таким похвастать?
Первые две наименее интересны: это американская прокатная версия с хэппи-эндом и международная, мало чем от неё отличающаяся, кроме нескольких незначительных сцен.

Разные издания «Бегущего по лезвию» содержат разные его версии

Кастрированная и нелепая версия тоже существует — это был переработанный вариант для телевидения. Для него выбросили всю сюжетную интригу, щедро снабдив фильм закадровыми пояснениями, а заодно все сцены «18+». Для кого предназначался этот, с позволения сказать, продукт — вопрос не меньший, чем считать ли Декарда репликантом.
А дальше уже становится интересно. Дело в том, что известная многим «режиссёрская версия» на самом деле вовсе не режиссёрская.
В конце 1980-х годов, через несколько лет после премьеры, был обнаружен негатив рабочей версии фильма. В Warner Bros. решили его использовать, чтобы добро не пропадало. Первый просмотр был успешным, лента была готова пойти в прокат — и, чтобы привлечь зрителя, эту версию назвали «режиссёрской». Сам Скотт был этим крайне недоволен, что немудрено, ведь под таким громким названием, по сути, собирались показывать недоделанный фильм.

Единорог-оригами, один из главных мотивов «Бегущего по лезвию», появился только в «режиссёрской версии»

После проведённой работы в 1992 году вышла несколько иная версия, к которой действительно приложил руку режиссёр — только уже не Скотт, а Майкл Эрик. Впрочем, работал он по черновикам Скотта, так что, с очень большой натяжкой, эта версия и правда режиссёрская.
При чём тут единороги? Всё просто.
Никаких хэппи-эндов здесь нет, в лучшем случае открытый финал, в котором дан довольно толстый намёк на природу самого Рика. Для этого и добавлен сон с единорогом и сцена с ним же, но уже в виде оригами, которое Декарду подбрасывает бывший напарник. Вроде как это отсылка к тому, что единорогов в своих грёзах видят репликанты. А может, и нет.

В версии Final Cut картинка отличается особой чёткостью и красочностью

Ещё больше единорогов в так называемой Final Cut, и вот это-то и есть та самая идеальная (по мнению самого создателя) версия фильма. Здесь подправлена картинка, добавлены спецэффекты и есть много новых кадров.
В отличие от Ланга и Леоне, Скотт ничего не потерял, напротив — через четверть века получил именно то кино, какое и хотел. А поклонники на долгие годы обрели пищу для размышлений и до сих пор ломают копья, выясняя, кем же всё-таки был Рик Декард.

Читайте также

«Бегущий по лезвию»: история великого фильма, который никто не понял

Кирилл Размыслович

03.10.2017

136290

Как Ридли Скотт создал визуальный шедевр, и почему его оценили только через много лет после выхода.

Долгая дорога в Дюну

Специалист по синему бархату, вишнёвым пирогам, строительству вигвамов и нравам злобных карликов Дэвид Линч известен своими сюрреалистичными лентами, действие которых происходит будто в запутанных снах. Но и в его кинокарьере были исключения: нефантастическая «Простая история», драма «Человек-слон» и фильм по чудовищной в хорошем смысле книге «Дюна» Фрэнка Герберта.
Разумеется, такую вещь как «Дюна» многие хотели перенести на экраны. Загвоздка была в том, что эта книга вовсе не банальное повествование о том, как герцог с бароном поссорились из-за пустынной планеты, а Избранный попал в племя странных дикарей. Смысловое наполнение в «Дюне» куда глубже простых приключений тела, и экранизация должна была сохранить дух книги хотя бы частично. Но первые попытки перенести пески Арракиса на экран оказались весьма своеобразны и сгинули в производственном аду (одну из них едва не снял Алехандро Ходоровски).
На этом фоне вариант Линча оказался наиболее компромиссным. Снимал он, на самом деле, довольно близко к тексту, но всё равно многое пришлось упростить, из-за чего многие фанаты оригинала предали фильм анафеме.

Кстати

«Дюна» Ходоровски: величайший неснятый фильм

Николай Караев

26.11.2015

121882

Как Сальвадор Дали должен был играть императора под музыку Pink Floyd.

«Дюна» Дэвида Линча стала дебютным фильмом для многих легендарных ныне актёров — но сам создатель предпочёл бы о ней забыть

Зато эта версия могла похвастаться актёрским составом: Макс фон Сюдов, Юрген Прохнов, Патрик Стюарт, Стинг… Другим поводом для гордости можно назвать размах постановки. Неразборные грандиозные декорации, множество моделей харвестеров всех размеров, тысячи человек массовки, восемьдесят съёмочных площадок. У каждой локации был свой стиль, от золотого дворца Императора до грязного индустриального ада, где свили гнездо омерзительные и снаружи, и внутри Харконнены. А модель песчаного червя стала образцом для дизайна подобных существ в фантастике.
Съёмки шли непросто: Прохнов получил травму от взрыва лампы, команда, включая самого Линча, травилась и болела… В итоге травмировали и фильм.
Что же произошло? Скажем так, продюсеры фильма, Дино Де Лаурентис и его дочь Рафаэлла, по отношению к режиссёру сыграли примерно ту же роль, что и доктор Юэ для герцога Лето. Несмотря на огромное количество отснятого материала, Линч не получил права на монтаж. В итоге пятичасовую рабочую версию и трёхчасовую режиссёрскую сократили до двух часов пятнадцати минут, попутно прикрутив рейтинг PG-13, чтобы охватить, очевидно, как можно большую часть публики, включая подростков. Публика не оценила, в чём можно убедиться по сборам — «Дюна» даже не окупила свой бюджет.

В расширенной версии «Дюны» есть расширенный пролог, рассказывающий про Джихад Слуг

А также вырезанная сцена с утоплением песчаного червя

Впрочем, через какое-то время истории пришили новые ножки. Расширенное издание 1989 года получило дополнительные сцены, закадровые комментарии, пролог, знакомящий с миром фильма, изменённый монтаж. В общем, много чего, кроме авторского одобрения. Вместо режиссёра был указан вымышленный Алан Смити, а вместо сценариста — Иуда Бут, персонаж с именем библейского предателя и фамилией убийцы Авраама Линкольна.
В 2006 году появилась «Полная режиссёрская версия», которая получила бóльшую сюжетную связность. Но, как и в предыдущем случае, режиссёр здесь совершенно ни при чём. Сам Линч считает проект болезненным опытом и больше не питает к этой истории интереса. Учитывая всё произошедшее — неудивительно.

Властелин всех колец

Одна из сцен, появившихся в расширенной версии «Властелина колец», — флешбэк, в котором братья Фарамир и Боромир встречаются со своим отцом Дэнетором

Самое знаменитое творение Питера Джексона — тоже экранизация книги, которой ранее не слишком везло с переносом на большие экраны. Да, разумеется, речь о «Властелине колец». Творение новозеландца грандиозно во всех смыслах — это касается и продолжительности. Каждая часть длится более трёх часов, и это при том, что многие книжные сцены, вроде встречи с Томом Бомбадилом, так и не были экранизированы.
Но и этого оказалось мало, чтобы вместить «Властелин колец». Позже на видео вышли расширенные версии с добавлением новых сцен, значительно дополняющих каждый фильм. Среди них — переговоры с Голосом Саурона, убийство Сарумана Гримой, да и просто мелкие эпизоды и штришки, работающие на общую целостность. Каждый фильм из «расширенной версии» длиннее того, что показывали в кинотеатре, примерно на час. Казалось бы, хронометража могло хватить и на четвёртый фильм, но значительную часть этого времени занимают дополнительные титры с благодарностями членам фан-клуба.
И тем не менее сам Джексон считает «режиссёрской версией» те фильмы, что шли в прокате. А расширенные воспринимает просто как подарок для поклонников.

Ещё в одной эмоциональной сцене Эомер находит на поле боя бездыханную Эовин и оплакивает сестру, сочтя её погибшей

New Line Cinema

«Снайдеркат»

«Режиссёрская версия» — хорошо это или плохо? Как видите, ответить на этот вопрос бывает непросто даже самим режиссёрам. Но, пожалуй, дать однозначный положительный ответ может Зак Снайдер, который несколько лет назад наконец получил возможность выпустить свою «Лигу справедливости»
во всей красе.
Затянувшаяся шутка о «снайдеркате» стала реальностью благодаря фанатам. Началось всё с петиции, созданной после того, как доснятая Джоссом Уидоном «Лига» фанатов, мягко говоря, разочаровала. Поклонники считали, что где-то в недрах Крепости
Одиночества Снайдера есть та самая «Лига», — и, что удивительно, не ошиблись. Снайдер использовал упёртость почитателей как весомый аргумент и смог убедить студию. Те, кто ждал этого дня, смогли ознакомиться с четырёхчасовым эпосом, в котором оборванные сюжетные линии доведены до ума, а персонажи стали куда более прописанными.
Старая-новая «Лига справедливости» стала ярким примером того, как режиссёр и фанаты вместе добились от студии желаемого результата, — и хочется верить, что это происходит не в последний раз.

«Лига справедливости Зака Снайдера» длится четыре часа. Но фанаты режиссёра довольны!

Читайте также

Снайдеркат: Как Зак Снайдер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости»

Алексей Ионов

24.02.2021

32255

«Никто не хотел признавать, какое это жуткое говно», — так сейчас говорят о версии Джосса Уидона. 

«Режиссёрские» версии за пределами кино

Новые версии произведений появляются не только в кинематографе — книги и видеоигры тоже переделывают. Иногда получается лучше, иногда хуже.
Стивен Кинг, прославившийся как Король ужасов, в начале 1980-х взялся за оригинальный цикл, жанр которого можно условно определить как тёмное фэнтези — хотя есть там черты и постапокалипсиса, и вестерна, и даже киберпанка. Первой книгой стал «Стрелок» — история о человеке, напоминающем героев Клинта Иствуда, последнем из ордена Стрелков. Через «сдвинувшийся мир», полный мутантов, чудовищ, демонов и психопатов, герой преследует некоего Человека в чёрном — то ли колдуна, то ли пророка, то ли вообще чужеродное существо. Вышел роман в 1982 году, а через двадцать один год Кинг его переработал. Зачем?
Многие реалии и детали романа уже откровенно не стыковались с последующими частями «Тёмной Башни», как и характер главного героя. Чтобы привести всё в соответствие, были внесены многочисленные правки. Например, появились намёки на то, что Роланд странствует уже очень долго и цикл его путешествия повторяется, были упомянуты Галаад, Алый Король и странники между мирами — Мэнни, возникла отсылка к появлению в этом мире отца Каллахана, изменился характер мальчика Джейка… Так «Стрелка» стало проще соотносить с дальнейшими событиями книг. Но кому-то по душе более мрачная атмосфера оригинала.
Понятие Director’s Cut существует и в играх, но обычно так называют версии, в которых вводятся дополнительные кампании, механики, скины, режимы. А версии, близкие по сути киношным «режиссёркам», уместнее было бы назвать Fan Cut.

Возвращать вырезанный контент в Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords пришлось фанатам

Можно вспомнить Star Wars Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords. Игрой занимались действительно талантливые разработчики — выходцы из студии Black Isle, составившие ядро новообразованной Obsidian Entertainment. Новый проект должен был стать сложнее и интереснее предшественника, но что-то пошло не так. К сожалению, даже самые гениальные мастера своего дела не могут сделать идеальный продукт в предельно сжатые сроки. В итоге многие диалоги, квесты и целые планеты пошли под нож, а концовка вышла довольно невнятной.
Исправить ситуацию взялись моддеры. Збигнев «zbyl2» Станиевич организовал команду единомышленников, с которыми занялся восстановлением вырезанного контента. В результате на свет появился рождённый на чистом энтузиазме Restored Content Mod, вобравший в себя изрядную часть изначально отсутствующих ресурсов.
Ещё одна знаменитая RPG, Vampire: The Masquerade — Bloodlines от легендарной Troika Games, — игра прекрасная, но недоработанная и оттого полная багов, вплоть до критических. Сами разработчики выпустили только один патч, устраняющий ошибку, которая делала игру непроходимой. На помощь пришли моддеры: их доработки делают игру совместимой с современным железом, возвращают вырезанный контент, ветки диалогов, рабочую локализацию. Именно фанатам стоит сказать спасибо за возможность надолго погрузиться в Мир Тьмы, не отвлекаясь на досадные недочёты.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё