«Виллоу»: фэнтези Джорджа Лукаса с настоящими хоббитами

61555
12 минут на чтение
В руки жителя деревни фермеров-коротышек, обитающих в мирной долине вдали от внешнего мира, попадает нечто волшебное, что сулит погибель могущественному злу. Герой с этим макгаффином и в компании отважных друзей отправляется в опасное путешествие. Их путь пролегает через дремучие леса и заснеженные вершины, им повстречаются сияющие феи, кровожадные чёрные псы, огнедышащие драконы и тролли. Последний бой злу герои дадут вместе с армией людей у стен чёрного замка посреди пустоши...

Знакомый сюжет, не так ли? И снято это в Новой Зеландии! Но если вам кажется, что мы описали «Властелин колец» Джексона — вас ждёт неожиданное открытие. Это фэнтези было снято ещё в 1980-е, а к его созданию приложил руку другой визионер — Джордж Лукас. Его трудами появилась киносказка «Виллоу» — удивительная история о мире меча и магии, о ее создании мы сегодня и поговорим.

Фильм появился благодаря простуде R2-D2

Настоящий эвок без маски

Идею детского фэнтези Джордж Лукас начал разрабатывать ещё в начале 1970-х. Правда, в то время его история звалась не «Виллоу», а «Манчкины» — в честь жевунов, маленьких человечков из «Волшебника страны Оз». С середины 1970-х Джордж полностью посвятил себя «Звёздным войнам» и, казалось, забросил своих жевунов в самый долгий ящик. Но ровно до тех пор, пока на съёмочной площадке «Возвращения джедая» не произошла встреча, которую иначе как судьбоносной не назовёшь.

В разгар съёмок заболел Кенни Бейкер — актёр-карлик, управлявший R2-D2 во всех фильмах первой трилогии. Помимо роли дроида — которого при необходимости можно было заменить на радиоуправляемую модель — Бейкер планировал сыграть ещё одного низкорослого героя, эвока по имени Уикет. Заменить приболевшего Кенни вызвался Уорвик Дэвис — юный актёр массовки, который покорил Лукаса своим подходом к роли. Причудливые наклоны головы, ставшие характерной особенностью Уикета, 12-летний Уорвик подсмотрел у собственной собаки.

Ещё совсем юный Дэвис на коленях Кэрри Фишер

Находчивый юный дебютант не только спас съёмки, но и заставил Лукаса вспомнить про давнюю мечту — снять своё фэнтези. Лукасу всегда был близок сюжет «маленький человек против системы» (путь Люка Скайуокера — ярчайший тому пример), и в новом проекте он решил интерпретировать эту идею буквально.

Предстояло найти режиссёра, который согласится возглавить проект при столь скромных стартовых данных. Ведь кроме главного героя и общей идеи у Лукаса ничего не было.

Лукас лично обивал пороги студии

Дэвис и Лукас на съёмочной площадке

Сняв «Возвращение джедая» — финальный эпизод Саги — Лукас, казалось, мог немедленно приступать к дальнейшей реализации задуманного, но запуск «Виллоу» он, похоже, совсем не форсировал. Возможно, сказывалась занятость: в качестве сценариста и продюсера он продолжал развивать вселенную «Звёздных войн» и всего за два года запустил в производство два полнометражных спин-оффа и два телесериала о далёкой галактике. Возможно, он хотел, чтобы Уорвик Дэвис немного повзрослел. А может Лукас просто ждал следующую судьбоносную встречу  — и она опять случилась прямо на его рабочем месте.

В декабре 1984 года подошли к концу съёмки фантастического фильма «Кокон». Его режиссёр Рон Ховард взял создание спецэффектов под личный контроль, для чего отправился в павильоны Industrial Light & Magic. В стенах этой легендарной студии он и повстречался с Лукасом, которого знал задолго до феноменального успеха «Звёздных войн»: ещё 19-летним Рон снялся в раннем фильме Джорджа «Американские граффити». Лукас давно чувствовал с ним тесную связь — сродни той, что была у него со Спилбергом. Они разговорились, и Ховард сказал, что подыскивает себе фэнтезийный проект. Лукас предложил Рону заняться постановкой «Виллоу», за которую тот взялся без промедления.

Перед Ховардом встала амбициозная задача — короткий сюжет Лукаса предстояло развить в полноценную историю. Рон предложил нанять сценариста Боба Долмэна, с которым работал над телепроектом «Невзрачные люди». Лукас был поклонником сериала «Радио Цинциннати», где также  трудился Долмэн, и предложение Ховарда принял без раздумий.

Ховард, Лукас и «орки» на съёмках «Виллоу»

Работа над сценарием началась со встречи Лукаса, Долмэна и Ховарда на ранчо «Скайуокер» — поместье в Сан-Франциско, ставшем сердцем империи Лукаса. После мозгового штурма Долмэн приступил к сценарию. К концу 1986 года он подготовил семь вариантов, из которых потом «собрал» наилучший и получил одобрение Ховарда и Лукаса.

Но даже имея готовый сценарий, успешного режиссёра и влиятельного продюсера, «Виллоу» не сразу смог найти финансирование. В проекте не было крупных звёзд, а на главную роль планировался актёр-карлик — и это вызывало у боссов студий разумные опасения. «Выбивать» средства вынужден был лично Лукас. После череды отказов он отправился к руководителю Metro-Goldwin-Mayer Алану Лэдду-младшему — тому самому, кто 10 лет назад дал «зелёный свет» его «Звёздным войнам» — и уговорил проспонсировать «Виллоу». Уговорил не без уступок: Лукас расстался с правами на кино- и телевизионный показ будущего фильма, но сохранил права на VHS-релиз.

Когда проект был готов к запуску, «Виллоу» едва не наткнулся на ещё одно препятствие. Поскольку «Кокон» был успешен в прокате и даже завоевал два «Оскара», продюсеры попытались «увести» Ховарда и предложили ему поставить сиквел. Ховард ответил отказом и с головой окунулся в омут фэнтезийной неизвестности.

Кастинг, рекордная массовка и невероятная география

Мэдмортиган (Вэл Килмер) и Сорша (Джоан Уолли) — пока ещё враги, но будущие супруги на экране и в жизни

К съёмкам собирались приступить уже весной. За несколько оставшихся месяцев авторам фильма предстояло проделать серьёзную подготовительную работу. Например, найти исполнителей главных ролей.

Роль обаятельного, смелого и щеголеватого проходимца Мадмартигана пытался получить актёр Рик Мейолл, известный по комедии «Вредный Фред» (1991). Другим кандидатом был Джон Кьюсак, но студия предпочла ему Вэла Килмера. Позже Кьюсак назовёт эту неудачу одним из главных разочарований в карьере.

Параллельно шли поиски актеров на роли нелвинов — гномов-соплеменников Виллоу. Кастинг-специалистам удалось собрать для фильма более 220 актёров-карликов — абсолютный рекорд в истории кино. Большая часть из них была задействована в качестве массовки и сыграла многочисленных обитателей сказочной деревни гномов. Другим достались полноценные роли: например, образ нелвина-воина дали воплотить 29-летнему Тони Коксу, который сегодня известен благодаря экранному дуэту с Билли Бобом Торнтоном в фильме «Плохой Санта».

Настоящие хоббиты играют сами себя!

В ожидании начала съёмок Уорвик Дэвис не терял времени даром и прошёл серьёзную подготовку. Он изучил верховую езду, владение мечом и немного магии — правила ухода за новорождённым. Последний навык был особенно важен. Дело в том, что Уорвику было всего семнадцать, а сыграть ему предстояло отца двоих взрослых детей, который большую часть фильма ходит с младенцем на руках — новорождённой девочкой Элорой Данан.

Роль избранного младенца сыграли шестимесячные сёстры-близнецы Кейт и Рут Гринфилд. По сюжету, у Элоры были рыжие кудри, но девочки были слишком малы, чтобы иметь густую шевелюру. Поэтому гримёры надевали на них небольшой курчавый паричок, который крепили с помощью сиропа.

К окончанию съёмок Кейт и Рут заметно выросли и уже не помещались ни в свои сценические костюмы, ни в специальную плетёную корзину за плечами Дэвиса. Фильму срочно нужен был ещё один младенец. Ситуацию спас ассистент режиссёра: он предложил свою новорождённую племянницу Ребекку, с которой сняли довольно комичный эпизод похода. Когда Виллоу даёт Барглкатту, префекту своей деревни, подержать ребёнка, девочка неожиданно извергает на него содержимое своего желудка. Ситуация была совершенно спонтанная и не прописанная в сценарии, но понравилась всем настолько, что именно этот дубль включили в финальный монтаж.

Ребекка была на подмене у Кейт и Рут совсем недолго, и в титры её имя не попало. Как не попали имена ещё трёх младенцев из Новой Зеландии. Всего в руках 17-летнего Дэвиса побывало сразу шестеро детей.

Если очень приглядываться, можно заметить, что младенцы разные

Да, съёмки прошли в том числе в этом отдалённом уголке планеты. География — и красота! — отснятого материала впечатляет даже сегодня. А ведь первоначально Лукас планировал ограничиться услугами британской студии Elstree (где ранее снял трилогию «Звёздных войн») с небольшой вылазкой на просторы Северной Калифорнии! К счастью, ставку сделали на естественное природное разнообразие, и съёмки прошли буквально по всей планете.

Например, часть натурных съёмок провели в угодьях Ранчо «Скайуокер», в Мемориальном парке МакАртура — там нашлись красивейшие водопады — и даже у подножия калифорнийского вулкана Шаста. Была попытка добиться разрешения приехать со съёмочной группой в Китай, но местные власти ответили отказом. Лукас не сдался и командировал в Поднебесную фотографов: отснятый в КНР материал удалось использовать в фильме с помощью хромакея.

Задолго до «Властелина колец»!

Но, пожалуй, интереснее всего для ценителей жанра Новая Зеландия. Живописные пейзажи просторов Национального парка Тонгарино неспроста покажутся знакомыми толкинистам: именно сюда много лет спустя Питер Джексон приедет снимать трилогию «Властелин колец».

В 2007-м сюда вернётся и Уорвик — сниматься во второй части «Хроник Нарнии». Между делом актёр встретился с подросшей Лорой Хопкирк — одной из трёх новозеландских девочек, сыгравших роль Элоры.

Магия Виллоу помогла технологиям Скайнета

Некоторые эпизоды фильма были довольно рискованными, чтобы снимать их с ребёнком. Поэтому для таких сцен мастера аниматроники изготовили специальную шестикилограммовую куклу ребёнка, которая могла открывать рот и двигаться. В экшен-эпизодах, где Уорвику Дэвису предстояло, например, падать или кувыркаться, использовалась ещё одна, более лёгкая и гибкая кукла без механической «начинки».

Двуглавый дракон Эборсиск был в шутку назван в честь кинокритиков Эберта и Сискеля

Ещё одной задачей, которую предстояло решить мастерам по спецэффектам, стал морфинг — превращение одного существа в другое. В эпизоде штурма замка злой королевы Бавморды атакующие попадали под действие её злых чар и превращались из армии смелых воинов в обычных свиней. Крупные планы столь массового морфинга делали по старинке,  с помощью аниматронных кукол и пневматики: нечто похожее уже было в фильме «Американский оборотень в Лондоне» или видеоклипе Майкла Джексона на песню Thriller.

Созданием визуальных эффектов для «Виллоу» занимались Деннис Мурен и Фил Типпетт — легенды своего ремесла и многократные обладатели премии Оскар, работавшие над оригинальной трилогией «Звёздных войн». А вот с организацией вышел неожиданный бардак. Десятки животных постоянно пытались спариваться — чем портили дубли — и только орошение их ледяной водой позволило Рону Ховарду наконец доснять этот эпизод.

Но была в фильме и другая сцена морфинга, которая потребовала от специалистов поисков совершенно нового подхода. В одном из эпизодов Виллоу пытается вернуть зачарованной доброй колдунье Фин Разиэль человеческий облик. Разумеется, процедура проходит не так, как предполагалось, и Фин из козы превращается сначала в страуса, потом в павлина, следом в черепаху, тигра и, наконец, в человека.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Выполнить поставленную задачу с помощью аниматроники было бы невероятно сложно и дорого, поэтому Деннис Мурен начал экспериментировать с оптическими эффектами и покадровой анимацией. Оба способа не принесли желаемого результата, и Мурен посчитал это прекрасной возможностью сделать всей командой ILM следующий шаг в совершенствовании технологии цифрового морфинга.

Каждое животное и актриса были по отдельности сняты на плёнку. Изображения загрузили в компьютер и обработали с помощью специальной программы, разработка и совершенствование которой продолжалась в ILM с сентября 1987 по март 1988 года. За эти полгода специалисты достигли прогресса, который вывел технологию создания изображений, сгенерированных компьютером, на невиданный ранее уровень. Благодаря их стараниям стало возможным правдоподобное изображение многочисленных превращений Т-1000 в сиквеле «Терминатора». «Виллоу» стал первым фильмом в истории кино, в котором применили цифровой способ морфинга.

Закончив в начале весны работу над спецэффектами, уже в мае Ховард и Лукас отправили своё детище в Канны — до выхода фильма в широкий прокат оставались считанные недели.

Тихий триумф и много любви

На протяжении 1980-х фильмы в жанре фэнтези преследовала череда неудач. «Победитель дракона» (1981), «Крулл» (1983), «Легенда» Ридли Скотта (1985) и «Лабиринт» Джима Хенсона (1986) получали номинации на престижные награды, но неминуемо проваливались в прокате. Конечно, с выходом на видео они обретали своего зрителя и даже — как в случае с «Лабиринтом» — становились узнаваемой частью поп-культуры, но студиям этого было мало: жанр фэнтези считался финансово неблагонадёжным.

К изумлению студийных скептиков, отказавшихся софинансировать фильм и организовать его дистрибуцию, проект Ховарда и Лукаса сломал этот стереотип. При бюджете в 35 миллионов долларов «Виллоу» собрал почти 140 миллионов. Так что история кончилась хорошо по обе стороны экрана.

И герои её поженились и жили долго и счастливо. Да, на съёмочной площадке и Уорвик Дэвис, и Вэл Килмер повстречали своих будущих жён. Подождав совершеннолетия, Дэвис сыграл свадьбу с Самантой Берроуз, актрисой массовки, исполнившей роль жительницы деревни гномов-нелвинов: они счастливы в браке с 1991 года и воспитывают троих детей. Килмер женился на Джоанн Уолли — она сыграла дочь королевы Бавморды, отважную воительницу Соршу. В числе прочих на свою свадьбу чета Килмеров позвала родителей близняшек Кейт и Рут.

Семейство Дэвисов (фото: Jeffrey Mayer, 2017)

Казалось, после столь долгого пути на экраны, завершившегося успехом, Лукас тоже мог быть счастлив. Но насладиться победой ему мешал перфекционизм. Джордж был разочарован: он возлагал на «Виллоу» куда большие надежды. Он собирался повторить успех «Инопланетянина», но проиграл в прокате фильмам «Рэмбо III», «Крокодил Данди 2» и «Большой» с Томом Хэнксом. От идеи съёмок сиквелов он отказался. Но значит ли это, что история Виллоу окончена?

Это не конец

Параллельно с выходом фильма была опубликована новеллизация «Виллоу», которая стала первым шагом к ещё более широкой аудитории. Книга стала своеобразной режиссёрской версией фильма и пролила свет на многие события и поступки персонажей.

Роман, например, раскрывает подробности жизни Мадмартигана до встречи с Виллоу. Герой Вэла Килмера оказывается не просто авантюристом, хорошо владеющим мечом, а рыцарем павшего королевства Галладорн, который был очень дружен с Аирком — высоким рыжебородым воином, помогавшим Виллоу одолеть королеву Бавморду. Безрассудство Мадмартигана принесло ему сплошные неприятности: роман с восточной красавицей запятнал честь её семьи. Ратные подвиги могли вернуть герою доброе имя, а он дезертировал и всё потерял. Так книга объяснила причину конфликта Мадмартигана и Аирка, свидетелем которого стал зритель.

Злая колдунья Бавморда

Мотивы Сорши, воительницы и дочери Бавморды, тоже раскрыты намного подробнее. В сцене, где зритель впервые видит Соршу, советник Бавморды предупреждает королеву, что её дочь способна на предательство. Бавморда отвергает подозрения, но они оказываются не напрасными. Согласно новеллизации, Сорша — дочь мудрого правителя королевства Тир Аслин, а потому в ней тоже есть доброе начало. Во время битвы в стенах замка Тир Аслин — когда Мадмартиган сражался с огнедышащим двуглавым чудовищем Эборсиском среди заколдованных и заточённых в каменный плен подданных — Сорша находит в одной из таких каменных глыб своего отца. Эта встреча окончательно убеждает её отречься от злобной матери и перейти на сторону сил света. Всё это было в ранней версии сценария и могло попасть на экран, однако в целях экономии все эти эпизоды так и не были сняты.

Последовавшие показы по телевидению и релиз на видео ещё сильнее расширили фанбазу «Виллоу», и Лукас решил развивать вселенную в книгах. В результате совместной работы с британским новеллистом Крисом Клэрмонтом появилась «Хроника войны теней» — цикл из трёх книг, в который вошли романы «Луна теней», «Рассвет теней» и «Звезда теней». Все они посвящены событиям, которые произошли где-то через пятнадцать лет после событий фильма и описывают приключения повзрослевшей Элоры Данан.

А как же сам Виллоу?

Уорвик Дэвис не раз говорил, что готов сняться в продолжении. В середине 2000-х он вместе с Лукасом обсуждал возможность съёмок телесериала. О «Виллоу» вспоминали и на съёмках фильма о Хане Соло: режиссёр Рон Ховард признался, что неоднократно ловил себя на мысли, как много общего у Мадмартигана с отчаянным контрабандистом с Кореллии.

С запуском стримингового сервиса Disney+ проект подошёл максимально близко к тому, чтобы сдвинуться с мёртвой точки. Пресса спекулировала новостями о возвращении Рона Ховарда, Боба Долмэна и самого Уорвика до октября 2020-го, когда было официально подтверждено их воссоединение в продолжении «Виллоу».

Сериал станет эксклюзивом Disney+. Будем надеяться, он не просто сохранит дух оригинала, но и вдохновит современного зрителя на знакомство с фильмом, который уже более 30 лет носит заслуженное звание классики семейного фэнтези.

Смотрите также

Вспомним классику: «Тёмный кристалл»

Александр Гагинский

08.06.2016

26327

Уникальный фэнтези-фильм, снятый вживую без единого человека в кадре.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё