Поэт, публицист и непрофессионал
После детских и подростковых экспериментов Лавкрафт на много лет почти забросил художественную прозу и сосредоточился на поэзии, статьях и эссе. Снова сочинять рассказы он начал только в 1917 году — и хотя известность пришла к нему благодаря «странной прозе», weird fiction, большую часть его текстов составляют стихи, журналистика и публицистика, а также десятки тысяч писем сотням корреспондентов.
Несмотря на расцвет в первой трети XX века бульварных журналов, остро нуждавшихся в материале, Лавкрафт так и не перешёл в категорию профессионалов, зарабатывавших на жизнь литературой. Первым коммерческим изданием, которое опубликовало рассказ Г. Ф. Л., стал журнал Weird Tales в 1923 году. За следующие годы на страницах журнала были напечатаны многие новеллы классика, некоторые его стихи и статьи.
Лавкрафт сотрудничал и с другими журналами — но без особого успеха. В середине 1930-х два его произведения, включая роман «Хребты безумия» по частям, появились в Astounding Stories, в 1927-м «Цвет из иных миров» — в журнале Amazing Stories, который редактировал «крёстный отец» американской фантастики Хьюго Гернсбек. Однако с получением гонорара в последнем случае возникла проблема: Гернсбек платил, во-первых, мало, во-вторых — неохотно. Как рассказывает Джоши, в 1930-х годах один из американских юристов даже специализировался на выколачивании гонораров из Amazing Stories. Свой скромный чек Лавкрафт всё-таки получил, но впредь называл Гернсбека исключительно «крысой Хьюго».
Единственная прижизненная книга Лавкрафта с его именем на обложке появилась за год до кончины писателя. Во второй половине 1936-го «Тень над Инсмутом» была опубликована отдельной брошюрой — «убогой по качеству и усеянной ошибками», пишет Джоши. Опечатки, что характерно, закрались даже в список замеченных опечаток, подготовленный издателем по просьбе Лавкрафта.
Космист и научный фантаст
В основе большинства рассказов Лавкрафта лежит философская концепция космизма: идея о ничтожности земной цивилизации перед лицом бесконечной и безразличной Вселенной, где живут чуждые древние существа. «Всё моё творчество зиждется на фундаментальной аксиоме, что в космическом масштабе человеческие законы, интересы и чувства не наделены ни силой, ни значимостью», — писал Лавкрафт.
Защитников человечества, Старших богов, противостоящих злонамеренным Великим Древним, придумал католик Август Дерлет уже после смерти старшего коллеги. Лавкрафт отвергал любой антропоцентризм, включая человеческое представление о добре и зле. Как подчёркивает биограф, в повестях и рассказах классика «человечество вовсе не центр вселенной, и никто не поможет нам в борьбе против сущностей, которые иногда спускаются на Землю и приносят с собой хаос».
Джоши справедливо замечает, что почти все рассказы Лавкрафта, написанные после «Зова Ктулху» (1928), относятся скорее к научной фантастике. Происходящие на их страницах жуткие события выглядят на первый взгляд сверхъестественными, но имеют научное обоснование — или объясняются гипотетическими научными открытиями.
Литературный негр и лидер фэндома
Одним из важных источников дохода для Лавкрафта служила редактура и корректура чужих текстов. Время от времени он брался за то, что сегодня назвали бы литературной обработкой, а порой выступал и в роли «писателя-призрака», то есть создавал оригинальные произведения по канве, набросанной другими авторами. Он сочинял истории от имени знаменитого иллюзиониста Гарри Гудини, перерабатывал рассказы Адольфа де Кастро, соавтора Амброза Бирса. Но самым удачным опытом такого рода Джоши называет «интеллектуально насыщенный» «Курган», написанный в конце 1929 года и опубликованный под именем Зелии Бишоп.
Биограф подчёркивает, что «в 1930-х Лавкрафт стал средоточием фанатского движения любителей фантастики». В это время он начал активно обмениваться корреспонденцией с Робертом Говардом и Робертом Блохом, а в самые последние годы жизни среди его товарищей по переписке появляются будущие классики американской научной фантастики. В их число входили Джеймс Блиш, Фриц Лейбер, чья повесть «Гамбит адепта», первая история о Фафхрде и Сером Мышелове, получила восторженный отзыв классика, а также Генри Каттнер — его рассказ «Салемский кошмар» Лавкрафт подробно разобрал и прокомментировал в частном порядке.