«Проповедник»: самый «тёмный» комикс Vertigo и его экранизация
32259
11 минут на чтение
Священник, потерявший веру, наёмная убийца и столетний вампир отправляются в путешествие по Штатам, чтобы найти Бога. Это один из главных комиксов издательства Vertigo: он продолжался 66 выпусков, пару десятилетий спустя превратился в сериал и только сейчас официально публикуется на русском языке. Рассказываем историю «Проповедника» сценариста Гарта Энниса и художника Стива Диллона.

При чём тут Ирландия? 

Если вы уже слышали про «Проповедника», то скорее всего, там были слова «жуткое богохульство», «насмешка над религией» или «очень чернушно и остроумно». Чтобы понять, почему такая история получила титул одной из главных серий Vertigo, надо представлять себе, кто такой Гарт Эннис и что сформировало его взгляды. 

Эннис — атеист и прямо об этом говорит. В интервью его часто спрашивают про отношение к религии, и оно ёмко описывается цитатой:

«...Я никогда не был религиозным человеком и не понимал, в чём смысл религии. Единственное, на что она способна в моих глазах, — приносить горе и страдания. Хотя, должен признать, некоторым людям она помогает, даёт костыль, на который можно опереться. Говорят, каждому это нужно. Но мне и так хорошо. Я в это всё не верю. Есть я, есть мир, и мы неплохо ладим. Но некоторым людям надо верить, что есть силы свыше, — и в своей писанине я буду такую веру высмеивать или критиковать. 
Можно подумать, что Гарт посещал церковную школу или воспитывался в строгой религиозной семье, но сам он это со смехом отрицает. Важную роль сыграл исторический контекст: будущий автор «Проповедника» родился в 1970 году и рос в небольшом городке рядом с Белфастом. Его юность пришлась на период конфликта в Северной Ирландии, где на протяжении десятилетий продолжались теракты и вооружённые столкновения католиков с протестантами. Для него, как для атеиста, эта «религиозная война» была бессмысленным кровопролитием. 

Вместе с тем его взгляды и интересы сформировали комиксы: в Великобритании в то время было мало супергероики и американских комиксов. Поэтому Гарт вырос на комиксах про войну и на английских антологиях, которые часто поднимали социальные и политические вопросы. В одном из таких журналов (Crisis) Эннис и начал свою карьеру сценариста, предложив главреду написать «историю про Северную Ирландию от человека, живущего в Северной Ирландии».

Как и многие успешные авторы из Англии, Эннис пробился в журнал 2000 AD (где писал в том числе истории про судью Дредда), а затем в рамках «британского вторжения» начал покорять американскую индустрию комиксов. 

Британское вторжение

В 1980-х годах серии издательства DC Comics пришли в застой и начали терять читателя. Старым сериям требовалась новая кровь. У издательства уже был опыт, когда приглашённый автор помог вернуть комикс в топы продаж — Алан Мур превратил Болотную тварь из третьесортного персонажа в героя чуть ли не шекспировской величины, — поэтому редакция решила обратить внимание на Великобританию и искать перспективных авторов там. 

Важной фигурой для «британского вторжения» была редактор Карен Бергер. Она отправлялась на английские конвенты и выставки, чтобы познакомиться с местными авторами. Одной из её первых находок стал Нил Гейман, мировую известность он получил благодаря DC Comics. Вслед за Гейманом для американских издателей (не только для DC Comics) начали писать и рисовать Грант Моррисон, Брендан Маккарти, Марк Миллар, Уоррен Эллис и герой этой статьи, Гарт Эннис.

Все новые работы, создававшиеся при участии Карен, нередко выходили за рамки классической супергероики: в основном это были мистика, фэнтези и фантастика для взрослой аудитории. В 1993 руководители DC Comics решили отделить такие серии от «обычных» историй про героев в трико и создали импринт Vertigo, руководить которым доверили именно Карен Бергер.

Эннису чертовски повезло: в 1991-м, в 21 год, ему доверили писать серию «Hellblazer. Джон Константин». Он переосмыслил образ Константина: сделал его циничнее, острее на ум и язык, драматичнее и ближе к проблемам реального мира. 

В первом же сюжете Энниса, «Опасных привычках», Константин встаёт перед страхом смерти — не от сил зла, а от рака лёгких. На протяжении следующих 40 выпусков Джона ожидали старение, расставание с возлюбленной, алкоголизм и много других проблем, которые были совсем не близки героям других комиксов DC. 

Читателям это нравилось, и продажи росли. А потому, когда Эннис и Стив Диллон (он присоединился к команде Hellblazer чуть позже) заканчивали работу над серией в 1994-м, руководство уже образовавшегося импринта Vertigo сказало им: «Чтобы вы ни собирались делать дальше — давайте сделаем это вместе». Следующей серией и стал «Проповедник».

Проповедник в поисках Бога

У «Проповедника» нет увлекательной истории появления, просто Гарт Эннис и Стив Диллон собрали вместе идеи и образы, которые накопились у них за годы работы над Hellblazer. 

Джесси Кастер, пастор из Техаса, разочаровывается в своей вере и в Боге. Но именно ему достаётся сила Генезиса — существа, сравнимого по мощи с Господом Всемогущим. Дальше к герою присоединяются ирландский вампир-раздоблай Кэссиди и бывшая возлюбленная Тюлип, по совместительству киллер. Вместе они отправляются на поиски Бога — он давно покинул людей и теперь должен ответить за все ужасы и несправедливость, которые творятся в мире. 

Каждый выпуск комикса украшала обложка от Гленна Фабри

Дальше начинается увлекательное роуд-муви, закидывающее героев в разные уголки Штатов. На своём пути Кастер встречает сплошь мерзких типов: маньяков, членов культов, развратных богачей и просто негодяев. У всех них есть общая черта: они во что-то верят. Сам Эннис говорил, что в «Проповеднике» ему было интересно посмотреть, как далеко готовы зайти люди ради своих верований, что они способны сотворить из одних лишь убеждений. И разумеется, один из главных предметов его рассуждений — религия. 

В самом комиксе нет прямой критики церкви или верующих, а Бог подвергается нападкам исключительно как персонаж произведения. Но при этом все персонажи, которые чрезмерно и фанатично во что-то верят, у Энниса и Диллона обезображены и физически, и духовно, и авторы над ними откровенно издеваются. Те, кто знает историю главного антагониста, Герра Старра, поймут.

Дело в том, что у Энниса очень специфическое чувство юмора и авторский стиль. Он беспардонно пишет про сексуальное насилие, расчленёнку, наркотики и всё то, о чём в приличном обществе не принято говорить. Но делает он это настолько гипертрофированно, с такой ухмылкой и остроумием, что беспроглядной чернухой это не назовёшь. Похожее отношение к экранному насилию можно встретить, например, у Квентина Тарантино и Роберта Родригеса.

Яркое тому доказательство — персонаж Жополицый. Подросток по примеру Курта Кобейна попытался застрелиться из дробовика, но врачам удалось его спасти. После попытки суицида его лицо обезображено, его рот похож на сфинктер, а разговаривает он исключительно звуками вроде «пхыхх аккх ыыха» (которые подстрочником переводятся для читателя: «Привет, как дела?»). Из-за Кастера он теряет отца и картинно клянётся отомстить. Но добравшись до главных героев, он не находит в себе достаточно злобы, чтобы спустить курок.

Про пацанов

Имя Энниса сейчас известно благодаря сериалу «Пацаны», который снимает компания Amazon по его комиксу. И здесь Гарт сделал то же самое, что и в «Проповеднике», — пришёл и всё «обгадил». В его трактовке супергерои — циничные и низкие люди, которые зазнались из-за своей силы, а потому их надо ставить на место. 

Эннис говорил, что любовь к супергероям сродни религии — напичкаешь в детстве, потом не отучишь. Вот почему супергерои и фанаты комиксов попадают под его удар, так же как церковь и верующие в «Проповеднике». 

 

При этом Эннис — автор куда более широкого диапазона, и не стоит ожидать от него одних издёвок и шуток ниже пояса. Кастер, хоть он и разочаровался в Боге и религии, всё же остаётся человеком твёрдых убеждений и понимает, что должен быть хорошим парнем, ведь в мире и так хватает плохих. Джесси верит в настоящую мужскую дружбу, искреннюю любовь, преданность, старается защищать слабых. Все диалоги героев на эти темы написаны абсолютно серьёзно и искренне. 

Когда британец Стив Диллон и ирландец Гарт Эннис только брались за «Проповедника», они твёрдо решили, что хотят сделать «американскую» историю. Герои читают оды небу Техаса, заворожённо смотрят с верхушки Эмпайр-стейт билдинг, рефлексируют на тему вьетнамской войны, бесконечно колесят от дайнера к дайнеру, обсуждают фильмы с Джоном Уэйном, а в финале верхом уезжают в закат. 

В этом и кроется уникальность «Проповедника». С одной стороны, перед нами история неидеальных героев с высокими идеалами и романтизированный образ США, с другой — разудалый и беззастенчивый боевик. 

Дорога на экраны

До 1990-х в комиксах остро стояла проблема авторского права. Она привела к появлению издательств, которые оставляли все права авторам взамен на долю с продаж. Стиву Диллону и Гарту Эннису повезло, в Vertigo им предложили именно такие условия. Правами на экранизацию они могли распоряжаться сами и, видя потенциал, продали их уже во второй половине 1990-х.

К 1998 году Эннис написал уже три варианта сценария. Тогда к проекту в качестве режиссёра прикрепили Рэйчел Талалэй, продюсером сделали Кевина Смита, а роли предлагали Бену Аффлеку, Сэмюэлю Л. Джексону и Кэмерон Диас. Мир в целом был готов к появлению такой картины: все влюбились в ленты Тарантино, вот-вот выйдут «Догма», «Святые из Бундока» и «Американский психопат». 

Но всё равно проект казался слишком рискованным: в нём одновременно были ультранасилие и критика церкви. А Талалэй на тот момент не снимала кассовых фильмов. Её главным достижением была провалившаяся экранизация комикса «Танкистка», известная только узкому кругу почитателей. Никто не хотел прокатывать такое кино, а найти инвесторов на фильм без прокатчика практически невозможно. 

«Танкистка: экранизация отвязного комикса, с грохотом провалившаяся в прокате

Целое десятилетие новости про экранизацию всплывали то тут, то там. Права переходили от одной компании к другой, даже был момент, когда фильму дали зелёный свет, но дальше производство так и не пошло. 

В 2006 канал HBO заказал пилот сериала «Проповедник». У продюсеров и Энниса уже был налажен творческий процесс, они планировали превратить каждый выпуск комикса в часовой эпизод и при необходимости ввести дополнительные сюжетные линии. Но в 2008 году HBO всё-таки отказался от идеи снимать «Проповедника»: шоу казалось слишком мрачным и противоречивым. Кстати, примерно в то же время каналу HBO предлагали сериал «Ходячие мертвецы», и от него руководство тоже отказалось, ссылаясь на его чрезмерную мрачность и жестокость. Они не знали, какой хит упускают.

Тогда права на «Проповедника» ещё раз сменили владельца, и снова появились планы превратить его в фильм. Кресло режиссёра занял Сэм Мендес («1917», «Скайфолл», «Красота по-американски»), роль Джесси должен был сыграть Крис Пайн. Тогда же к проекту был прикреплён Шайа Лабаф — он хотел сыграть Жополицего, что могло бы стать жемчужиной в его карьере. Увы, и этот проект не состоялся. 

На финальный путь к зрителю «Проповедник» вступил в 2013 году, когда за экранизацию взялся канал AMC (он же подобрал «Ходячих мертвецов» после отказа HBO). Продюсерами стали Сет Роген и Эван Голберг (они вместе писали и продюсировали «Ананасовый экспресс» и «Интервью»), а шоураннером — Сэм Кэтлин, который ранее работал над сериалом «Во все тяжкие». Трио главных героев воплотили на экране Доминик Купер (Джесси), Джозеф Гилган (Кэссиди) и Рут Негга (Тюлип). 

Особых производственных трудностей сериал не встретил, и первый сезон добрался до экранов в 2016 году. Почему в этот раз всё прошло относительно гладко? Возможно, по сравнению с предыдущим десятилетием телевидение и запросы публики изменились: уже вышла «Игра престолов», «Ходячие мертвецы» вовсю рвали рейтинги просмотров. Параллельно начал выходить «Ганнибал». Сериалы перестали быть вторичными по отношению к полнометражному кино, в том числе благодаря расцвету стриминговых сервисов. В общем, и зритель, и инвесторы оказались готовы к провокационному и жестокому сериалу. 

В целом у авторов на самом деле получилось. Актёры отлично смотрятся в своих образах (особенно хорош Джозеф Гилган в роли Кэссиди, весь сериал можно смотреть только из-за него), экшен на высоте, но есть и тягучие сцены. Всё выдержано в духе южной готики и пропитано атмосферой одноэтажной Америки. Критики хвалили все четыре сезона. Однако вы вряд ли встретите много людей, которые скажут: «Да, я полностью посмотрел “Проповедника”, и мне понравилось». 

[su_video_version url="
" name="Кэссиди в самолёте — одна из самых запоминающихся драк первого сезона"]

Телевизионные рейтинги сериала в США не радовали. Премьерный эпизод посмотрели 2,4 миллиона человек, что довольно прилично, но к концу первого сезона число просмотров упало уже до 1,7 миллиона. Дальше становилось только хуже и хуже, и в итоге за финалом сериала следило всего 600 тысяч зрителей. У успешных сериалов рейтинги должны расти или хотя бы не так катастрофически падать. 

При всех внешних плюсах у сериала явно проблема с подачей сюжета. Оригинал был максимально прямолинеен: герои приезжают в новое место, получают новую зацепку о том, как им найти Бога, и движутся дальше. Они практически не возвращаются назад, а старые персонажи их «не догоняют». 
Сериал предпочёл сбавить темп, рассказать куда более запутанную историю и сместить акцент на второстепенных персонажей. Так, в комиксе Джесси получает Генезис в самом начале и уже через четыре выпуска выдвигается на поиски Бога. В сериале же Джесси на это требуется весь первый сезон, а большую часть времени нам предлагают разбираться с историями местных жителей. А прошлое Тюлип и Джесси (в том числе история его семьи) раскрывались в первых десяти выпусках. В сериале это всё показывают кусочками, как бы создавая интригу и саспенс. 

Тут кроется ещё одна проблема: интрига и саспенс далеко не всегда нужны. Сериал очень любил показывать флешбэки, недоговаривать, переносить действие в другую часть земли или другую эпоху, всячески создавать видимость Тайны. Во многих моментах он откровенно заходил на территорию Дэвида Линча и пытался порождать максимально странные образы, чтобы они были… ну, странными. 

Например, в первом сезоне главные герои находят старый телефон с катушкой. Сначала его просто показывают под тревожную музыку, и только несколько эпизодов спустя выясняется, что по нему можно позвонить на небеса. А во втором сезоне появляется сюжетная ветка про Гитлера, сидящего в тюрьме. Выясняется, что это ад, и там узникам постоянно показывают мучительные флешбэки, которые часто доводятся до абсурда. За всем этим просто не чувствовалось движения общей истории, что и заставляло зрителей бросать просмотр. 

Несмотря на падение рейтингов, авторы смогли довести сериал до финала. Учитывая хорошие оценки и неординарное содержание, «Проповедник» обречён стать культовым. Те, кто всё-таки проникнется этим сериалом, будут писать о нём как о «непонятом шедевре» и рекомендовать другим. А вот комикс нисколько не состарился и радует до сих пор. 

Кадры из комикса © DC Comics, русский перевод: «Азбука»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Классика сериалов

История сериала «Десятое королевство». Старые сказки, подозрительные грибы и одна собака

Классика сериалов

«Доктору Кто» - 60! И вот 7 причин, чтобы начать смотреть сериал
Навёрстывать 60 лет истории необязательно!

Классика сериалов

60 лет «Доктору Кто»! Смотрим главные эпизоды классического сериала
Что посмотреть, чтобы лучше понять каждого из олдскульных Докторов.

Классика сериалов

Мультсериал «Металлопокалипсис» ― о металлистах для металлистов (и вас, нормальных людей)
Вам наверняка хотелось узнать, как бы выглядел мир, в котором метал стал самой популярной музыкой. И мультсериал открывает дверь в такой мир!

Классика сериалов

Что посмотреть похожего на «Стражей Галактики»?
От очевидного мультсериала про Стражей Галактики и «Звёздных войн» до классики британского юмора и приключения команды морских свинок. 

Классика сериалов

5 стимпанк-сериалов, которых вы наверняка не смотрели
Здесь и первоисточник «Дикого, дикого Запада», и неожиданные приключения Жюля Верна, и даже бюджетный веб-сериал с автоматонами и волком Фенриром. 

Классика сериалов

«Вавилон-5» в России. Как фанаты спасли сериал и сняли «Вавилон-6»
Как сериал пришёл в нашу страну в 1990-е на ТВ-6, как фанаты сами возили в Россию актёров и спасали сериал, когда его пытались убрать с российского ТВ.

Классика сериалов

Лучшие сериалы 2022 года: фантастика, фэнтези и ужасы
Фантастические, мистические, бунтарские, сатирические, дающие надежду. И один настолько спорный, что о нём невозможно молчать.

Классика сериалов

Чем закончились «Ходячие мертвецы» и что ждёт их вселенную
Рассказываем историю сериала, говорим о том, чем он кончился (спойлеры!), и об отличиях от комикса.
Показать ещё