Визуальные референсы тоже крайне важны. Например, создатели паблика «Страдающее Средневековье» сделали свою одноименную настолку на основе визуальных цитат из книжных иллюстраций позднего Средневековья. А разработчики настольной игры Deus Vult, вдохновившись «Хрониками Сен-Дени», с нуля нарисовали сотни ярких и запоминающихся изображений. Причем и те, и другие, как мне кажется, отлично передали дух того времени. Первые в игре сделали ставку на смесь площадного юмора и ужаса эпидемий, выкашивающих города. Вторые же благодаря поддержке на Kickstarter выпустили свой «Пантеон крестоносцев» с именами тех, кто помог больше всего. Увековечивание имени героя в художественном произведении — очень в духе той эпохи.
Довольно много идей для визуального дизайна можно получить, изучая геральдические гербы и флаги, средневековые гобелены, книжные иллюстрации и витражи. Полезным будет завести знакомство с реконструкторами и посещать их мероприятия — так вы не только увидите достоверные предметы одежды и быта, но и узнаете нюансы поведения. Художественные книги и фильмы порой дают неверное представление о многом, от символических жестов (имевших большое значение в ту эпоху) до приёмов фехтования.
Можно погрузиться в чтение научно-популярной классики вроде «Осени Средневековья» Хёйзинги или работ Ле Гоффа. Полезно изучить результаты трудов предшественников, чтобы увидеть, как много они оставили на откуп уже утомившим всех стереотипам. Малоисследованной остаётся история средневекового арабского мира, Индии, Китая, Кореи и Японии, мезоамериканских цивилизаций — а здесь можно найти интересные идеи и для сюжетов, и для визуального оформления.
Если вы собираетесь снимать фильм, то стоит помнить, что многие вещи иначе выглядят в динамике. Можно, конечно, из чего попало собрать и антураж, и костюмы, но есть большой риск, что получится неважно. Например, как в
первом сезоне «Ведьмака» с нелепыми доспехами нильфгаардцев или как в
«Трудно быть богом», где настолько визуально переборщили с грязью, что фильм больше похож на документалку о сквоте нищих. Лучше всё же обратиться к тем же реконструкторам — они проконсультируют по поводу и материалов, и одежды, и локаций.