«Человек, который убил Дон Кихота»: в этом фильме весь Гиллиам
12895
5 минут на чтение
Прожжённый рекламщик Тоби снимает в Испании ролик. Работа идет плохо, и вообще когда-то он хотел делать искусство. Об этом ему напоминает случайно попавшийся диск с его дипломным фильмом про Дон Кихота. Фильм снимался в тех же местах, и режиссёр едет проведать своих старых актеров. Так начинается странное путешествие с непредсказуемым итогом.

The Man Who Killed Don Quixote

Жанр: магический реализм, трагикомедия

Режиссёр: Терри ГиллиамВ ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко

Премьера в России: 27 сентября 2018

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на:

«Король-рыбак» (1991)

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Крупная рыба» (2003)

Главное, что нужно знать о последнем фильме Терри Гиллиама, — это все фильмы Терри Гиллиама одновременно, а заодно все те почти тридцать лет, когда он пытался снять «Человека, который убил Дон Кихота».

История сама по себе удивительная, и без знакомства с нею magnum opus Гиллиама труднее оценить. Словно какие-то злые силы противились мечте режиссера о «Дон Кихоте». Срывались договоренности с актерами и продюсерами, не удавалось найти финансирование, не хватало бюджета. Во время первых съёмок разверзлись хляби небесные, и страшная гроза затопила окрестности, уничтожив оборудование. Два Дон Кихота — Жан Рошфор и Джон Хёрт — успели заболеть и умереть (фильм посвящён их памяти), а Джонни Депп, который должен был играть Санчо Пансу, вырос из нужного возраста. А когда фильм наконец-то был снят, показан в Каннах (причем премьера чуть не сорвалась) и вышел на экране, его постигла новая беда: из-за судебных разборок со склочным продюсером Гиллиам лишился прав на свое детище.

Мытарства режиссёра можно увидеть не только в документальных фильмах о попытках создания «Дон Кихота» (один, «Затерянные в Ла-Манче», вышел в 2002 году, второй, «Он мечтал о великанах», ещё снимают). Все беcплодные усилия осуществить свой проект, усталость от борьбы и общий ужас Гиллиама от тотальной коммерциализации кинематографа отражены в сюжете самой картины.

Об этой истории

«Человек, который убил Дон Кихота»: почти 30 лет истории проклятого фильма

Светлана Евсюкова

20.09.2018

30157

Терри Гиллиам наконец доснял свой «Величайший неснятый фильм», который казался проклятым. Вспоминаем эту невероятную историю, как менялись актёры, срывались съёмки, отбирали права, а режиссёр всё не сдавался.

Кино про кино: герой Драйвера и сам режиссёр, только, в отличие от Гиллиама, коммерческий

Вот перед нами молодой ещё режиссёр Тоби (Адам Драйвер), который когда-то умел видеть красоту и пытался снимать независимое кино. Теперь он продал душу глянцу, продюсерам и Голливуду (фабрика грёз в фильме не упомянута, но понятно, что речь о ней). Тоби — отвратительный человек: он подл и труслив, тратит свой талант на рекламу, спит с чужой женой и ходит в хипстерском шарфике.

Его хозяева ещё хуже, поскольку лишены даже сомнений Тоби, подавленного не ладящейся работой. Это дьявольский продюсер и русский водочный олигарх, которые относятся к людям как к вещам: либо просто их используют, либо еще и унижают в процессе. Анхелику, которая играла Дульсинею в студенческом фильме Тоби, засосала индустрия: девушка отправилась в Мадрид, чтобы стать звездой, как ей обещал Тоби, а стала содержанкой богача.

Мир ужасен, погряз в моральном уродстве, им правят деньги и Трамп (его фамилия звучит в фильме). Спасение — как обычно у Гиллиама — можно найти лишь в фантазиях и искусстве. И тут появляется Дон Кихот: спятивший старик-сапожник, который считает себя настоящим средневековым идальго. Как некогда безумный персонаж Робина Уильямса в «Короле-рыбаке» втащил главного героя в квест, посвященный поискам Святого Грааля, так и теперь Дон Кихот насильно берет Тоби на должность Санчо Пансы, и они отправляются в рыцарский поход.

Драйверу досталась роль, написанная под Джонни Деппа

Вряд ли будет спойлером сказать, что поход вышел, в общем, грустный. Есть пара забавных моментов, и они не связаны с избыточной суетой и беготнёй, для которой не очень подходит Драйвер. Он неплохо смотрится в роли продажного типа и человека в поисках смысла, но лишен нужной лёгкости, чтобы падать на попу и дрыгать ногами, когда ему полагается по сюжету. Ему не хватает пиратского лихачества и милой дурашливости Джонни Деппа, изначально выбранного режиссёром на эту роль.

Ничуть не веселее и Дон Кихот. Джонатан Прайс играет его эксцентрично, как коверный клоун, и пронзительно, как играют короля Лира, а смеяться над сумасшедшим стариком будут только люди без души, что в фильме открыто и показано. Поэтому «комедией» многострадальный проект Гиллиама можно считать лишь условно, равно как и фэнтези. Это скорее любимый режиссёром магический реализм, стирающий зазоры между обыденностью и волшебством.

Ну какой «Дон Кихот» без мельницы?

Каждый фильм Гиллиама можно было бы описать фразой «замыслил я побег...». Так и тут персонажи пытаются сбежать от реальности. Но рассудок, воспаленный жарким солнцем Ла-Манчи, не выдерживает столкновения с нею и находит выход только в безумии. В безумии, по крайней мере, интереснее, там встречаются сарацины, с которыми нужно сражаться, и прекрасные дамы, которых нужно спасать. Там обитают чародеи, туда даже на минуту заглядывает испанская инквизиция (никто не ожидал испанскую инквизицию!).

В безумии человек обретает достоинство и прикасается к чему-то настоящему, пусть оно и сделано из фанеры, старых тряпок и осколков зеркал. Неважно, из чего оно сделано: все оживляет фантазия, преображающая ветряные мельницы в великанов. Она возвращает человека на потерянный путь, на котором он не станет богатым и знаменитым, но станет самим собой. И даже толпа вокруг него поменяется: вместо бездушных сволочей из киноиндустрии и водочного бизнеса появятся те, кого считают отбросами общества — потому что они не достигли успеха, не той национальности или такие же сумасшедшие, как ты.

Таким вот старым психом, наверное, видят Гиллиама голливудские продюсеры

Но это самый печальный гиллиамовский карнавал, и не только в смысле интонации самого фильма. К сожалению, многолетние неудачи режиссера, над которыми ему раньше хватало сил посмеиваться, не могли не сказаться на его работе. «Дон Кихот» выглядит утомленным тем самым солнцем Ла-Манчи. Как все большие художники, Гиллиам всю жизнь говорит об одном и том же. Примерно о том, о чем писал Сервантес в своем романе: по-настоящему хорошие вещи посреди несправедливости и неправды может делать только сумасшедший. Как барон Мюнхгаузен в фильме Марка Захарова, который единственный говорит правду, рассказывая о своих невероятных приключениях, а ему, конечно же, никто не верит.

Гиллиам говорит о прекрасных вещах, о которых принято помалкивать в мире тотальной коммерциализации искусства, создаваемого на потребу дня. Но впервые возникает впечатление, что режиссер не следует избранному пути, а ходит по нему кругами. «Человек, который убил Дон Кихота» кажется повторением пройденного. Иногда даже в буквальном смысле: в фильме есть сцена с танцующей девушкой в огненно-красном платье, которая раздает пощечины, дублирующая сцену из «Воображариума доктора Парнаса».
Поход безумного и депрессивного мы наблюдали в «Короле-рыбаке». Из новизны здесь перекличка с реальностью (Трамп, русские олигархи, частый мат), но актуализация Гиллиаму не к лицу и кажется чужеродной в его вселенной прекрасных неудачников, карликов, дьяволов, чародеев и полетов во сне и наяву.
Было бы поистине чудом, если бы в финале такой трудной эпопеи получился шедевр. Получилось, наверное, лучшее из возможного. Еще один фильм о смысле жизни по Терри Гиллиаму. Впрочем, одна хорошая новость у нас есть: Дон Кихот будет жить вечно.

Несмотря на скромный бюджет, костюмы впечатляют

Смотрите также

Терри Гиллиам и смысл его безумных фильмов

Светлана Евсюкова

22.11.2015

58899

Он снимает шедевры гротеска и абсурда — «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Бразилия», «12 обезьян». Он так загадочен и самобытен, будто его подбросили инопланетяне. Но таким его сделала жизнь.

Оценка

8

оценка

УДАЧНО

  • Гиллиам наконец снял фильм
  • стопроцентное попадание в образ Дон Кихота
  • глубина и грусть

НЕУДАЧНО

  • неубедительная концовка
  • не самый удачный образ Адама Драйвера

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры кино

«Жребий» по роману Стивена Кинга: пугающе скучная экранизация

Обзоры кино

«Джокер: Безумие на двоих» — это экранизация комментариев к «Джокеру» в интернете
Жертва системы или Тайлер Дёрден нового мира?

Обзоры кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»

Обзоры кино

«Хеллбой: Проклятие Горбуна»: экранизация лично для Майка Миньолы
Но есть ли что в этом камерном ужастике ловить простым зрителям, привыкшим к блокбастерам Гильермо дель Торо?

Обзоры кино

«Тайна планеты роботов»: загадочная история китайского мультфильма
Пособие для молодых мам, увлекающихся разработкой роботов

Обзоры кино

«Битлджус Битлджус»: как забытые мертвецы возвращаются краше прежнего
Идеальное хэллоуинское кино, будто снятое в 1980-е.

Обзоры кино

«Руслан и Людмила» (2024): волшебная красота российского мультфильма
История, воскрешающая веру в отечественное 2D

Обзоры кино

«Ворон» (2024). Дождь кончился, уберите зонтик
Кажется, ещё ни в одном фильме не было столько ванильных цитат.

Обзоры кино

«Чужой: Ромул»: неужели наконец-то нормальный Чужой?
Больше никаких библейских отсылок!

Обзоры кино

«Бордерлэндс»: кино с тэгом #опытные
Плохо одетые актёры делают всякое.
Показать ещё