Самый стильный и визуально изобретательный фильм Поттерианы, показавший, как стремительно растут книги и фильмы серии вместе со своими героями и зрителями. Альфонсо Куарон отошёл от добрых сказок Коламбуса и сделал «Гарри Поттера» серьёзным, даже порой тёмным фэнтези. Уже не рождественской, а хэллоуинской сказкой.
Однако в сердце своём это всё ещё история про подростков. Здесь раскрываются неожиданные подробности о родителях Гарри (на которых, по словам окружающих, так похож мальчик). Здесь мы видим первый подростковый бунт и юношеские обиды. И здесь же мы видим самые потаённые страхи героев — благодаря боггарту и леденящим душу дементорам. Пожалуй, такой фильм мог бы снять Гильермо дель Торо — но и Куарон справился блестяще!
Кроме того, «Узник Азкабана» превратился в своего рода мерило для будущих экранизаций книг, которые с каждым томом становились всё более толстыми. Он задал принцип: всё, что показано Гарри или напрямую влияет на его сюжетную линию, сохраняется в сценарии, остальное — нет. И в отличие от многих последователей справился с этим удачно.
И наконец, «Узник» представил ещё несколько шикарных кастинговых решений: Дэвид Тьюлис в роли профессора Люпина, Гэри Олдман в роли Сириуса Блэка и Майкл Гэмбон, ставший новым Дамблдором вместо Ричарда Харриса.
В общем, шалость удалась!