Над разными точками планеты зависли двенадцать огромных инопланетных кораблей. На переговоры с пришельцами отправляется комиссия, в которую входит лингвист Луиза Бэнкс. Она пытается расшифровать язык инопланетян и проникается их образом мышления. Но всё никак не может выяснить то, что требуют узнать власти: зачем пришельцы прибыли на Землю? Чего они хотят?
Жанр: научно-фантастическая драма Режиссёр: Дени Вильнёв В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер Возрастной рейтинг: 16+ Похоже на: «Контакт» (1997), «Близкие контакты третьей степени» (1976), роман Курта Воннегута «Бойня №5»
Привет, прошлый я.

Год назад ты не включишь «Прибытие» Дени Вильнёва в список самых ожидаемых премьер 2016 года. Хотя уже будешь прекрасно знать, что это экранизация повести Теда Чана «История твоей жизни» и что это отличная, умная и пронзительная повесть. Но ты увидишь, что у фильма ещё нет даты премьеры, и скажешь:
А про себя ещё подумаешь: «История твоей жизни»? Да эту книгу экранизировать невозможно.

Ты так поступишь потому, что твоё сознание движется вдоль времени. Как описывал это Воннегут в «Бойне №5», ты привязан к платформе, едущей по рельсам, и видишь мир только через маленький глазок. Тебе в него пока не видно, что «Прибытие» окажется одной из главных, если не главной научно-фантастической картиной этого года.

Вертикальные «блюдца» инопланетян напоминают монолиты из «Космической одиссеи». Не случайно

Если ты читаешь это — ничего не меняй. Пусть будет сюрприз. Режиссёр Дени Вильнёв явно любит сюрпризы, как и студия Sony. В трейлерах они будут бояться выдать хоть какой-нибудь спойлер. Они ни сном, ни духом не намекнут на темы времени и влияния языка на восприятие реальности (которым повесть Чана посвящена от и до) и покажут только огромные «тарелочки», висящие над городами. В результате зрители примутся сравнивать «Прибытие» с «Днём независимости». Теперь это звучит забавно, правда? Ведь «Прибытие» — вылитый «Контакт» Земекиса.

Вильнёв знает, что предвкушение — одно из самых приятных чувств, оно порой способно впечатлять сильнее, чем само откровение. Пройдёт более получаса фильма, прежде чем нам хоть мельком покажут инопланетян. Но это будут интересные и интригующие полчаса. Необычными ракурсами камеры, умелой работой со звуком и монтажом, напряжённой музыкой Вильнёв будет нагнетать атмосферу, заставит нас с тобой прочувствовать значимость события. Вместе с героиней Эми Адамс мы будем сидеть как на иголках, ожидая, что же дальше.

Грубые, будто каменные, стены «тарелочки» и её тёмные недра завораживают. Прямо платоновская пещера, за выходом из которой — неведомое

Ты-то читал повесть, ты думаешь, что видишь картину целиком и знаешь, к чему всё идёт. Но когда сюжет, наконец, развернётся вовсю, ты окажешься в том же положении, что и простые зрители. Хитрый Вильнёв и его сценарист Эрик Хайссерер только уменьшат глазок на твоей платформе. Взяв за основу повесть Чана и не так уж много поменяв, они расскажут, по сути, свою историю с дополнительным слоем смысла.

Чан всё-таки написал очень личную и сентиментальную книгу. «История твоей жизни» — это и правда история жизни одной девочки от конца до начала глазами её мамы. А Вильнёва девочка не интересует, ей он уделит минимум времени. У повести, можно сказать, две главных героини. У фильма — одна. Мы живём вместе с Луизой, переживаем всё, что чувствует она.

За такой уровень вовлечения стоит сказать спасибо актёрам, в первую очередь Адамс, которая идеально вписалась в роль Луизы. Благодаря её игре фильм получился очень эмоционально сильным, он часто будет напоминать тебе самые трогательные сцены из «Интерстеллара».

Отличная игра Эми Адамс делает всё, что происходит с Луизой, эмоционально убедительным

Вместо девочки Вильнёва волнует реакция землян на прибытие внеземного разума. Он то и дело будет показывать сводки теленовостей, объясняя, что происходит в мире, как вся Земля потихоньку сходит с ума, не зная, чего ждать от незваных гостей. Эта линия придаст «Прибытию» дополнительную глубину. Повесть Теда Чана из занятной зарисовки превратится в философскую притчу, которая расскажет не столько о пришельцах, сколько о людях. О том, готовы ли мы к шоку столкновения с неизвестным. О важности взаимопонимания. О предубеждениях.

Но та же линия окажется слабым местом фильма. Вильнёв попытается приплести к истории пришельцев большую политику и сделает это не слишком удачно. Власти мировых держав будут нарочно действовать как можно грубее, чтобы последней надеждой обязательно оказалась Луиза. Упоминания Китая через каждые два слова покажутся тебе очередной попыткой заманить миллиард китайцев в кинотеатры (Россию будут вспоминать куда реже — зная Голливуд, может, это и к лучшему). А чтобы не казалось, что фильм обеляет американцев, Хайссерер мимоходом скопирует одну сцену из «Контакта». Правда, в «Контакте» она была ключевой, а тут на ней даже внимания не заострят.

Кстати, ты, помнится, гадал, как покажут изучение языка пришельцев. Конечно, в общих чертах, как и научную сторону выживания в «Марсианине». Наука представлена в «Прибытии» исписанными досками, диаграммами да парой интересных фактов из лингвистики. И, конечно, герои не будут вести себя как реальные учёные. Да, не только в «Прометее» исследователи норовят поснимать шлемы, войдя в инопланетный объект. Луиза и её коллега Йен будут нарушать технику безопасности, инструкции, приказы — и всё это без последствий.

Джереми Реннер играет Йена, весёлого и ироничного физика, который удачно оттеняет мрачноватую Луизу

Такие вещи будут напрягать тебя по ходу просмотра. В какой-то момент ты усомнишься, так ли хорошо «Прибытие», как писали западные критики. Что ж, пусть это будет тебе уроком. Понять картину можно, только увидев её целиком, до последних штрихов — не этому ли нас учил Тед Чан?

Финальный поворот — неожиданный, но в то же время такой логичный — искупит почти все эти недостатки. Окажется, что Вильнёв понемногу водил нас за нос весь фильм. Притча окончательно обретёт смысл и чёткое завершение. Она расскажет о том, как важно ценить каждый миг жизни. И что эту жизнь можно воспринимать целиком, не как затяжной прыжок из утробы в могилу, а как единую прекрасную картину.

Письменность пришельцев напоминает круги — это хорошо отражает их представление о мире и времени

Именно финал заставит тебя написать обзор вот в таком духе, стилизованном под повесть «История твоей жизни». Пусть даже после фильма она покажется маленькой и незначительной, всего лишь отправной точкой чего-то большего. «Прибытие» — тот редчайший случай, когда книга хороша, а экранизация — ещё лучше.
Знай, прошлый я: «Прибытие» окажется мудрой притчей, трогательной драмой и настоящей научной фантастикой, говорящей о важных вещах. К тому же очень здорово поставленной, снятой и сыгранной. Обойдись сценарист поаккуратней с политикой и наукой — цены б ей не было.

Награда МИРФ: Фильм года и НФ-фильм года

Фантастика-2016: 10 лучших фильмов года

Александр Гагинский

30.12.2016

105976

Всё, что нас удивило, восхитило и порадовало в мире кинофантастики за последний год.

Оценка

9

оценка

УДАЧНО

  • Трогательно
  • Мудро
  • Хорошо снято

НЕУДАЧНО

  • Попытки приплести политику
  • Снятие шлемов

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё