Сейчас Лавкрафт считается одним из основателей жанра ужасов, мудрости которого должны смиренно причащаться Стивен Кинг и Клайв Баркер. В чём-то это справедливо. Можно сказать, Лавкрафт создал новое направление в литературе ХХ века. Никто до него не сталкивал человека с таким хтоническим непознаваемым ужасом.
За спиной Лавкрафта стоят такие гиганты, как Эдгар По, Артур Конан Дойл, Амброз Бирс и лорд Дансени, но и перечень имён его последователей занял бы не одну страницу: Август Дерлет, Лайон Спрэг де Камп, Роберт Блох, Фриц Лейбер, Брайан Ламли, Колин Уилсон и многие-многие другие.
Почти все его произведения (в том числе принёсшие впоследствии славу «Зов Ктулху» и «Дагон») написаны в период с 1915 по 1935 год. При жизни Лавкрафт не выпустил ни одной книги, его уделом были литературные журналы и периодика. Сборник «Тень над Инсмутом», выпущенный в 1936 году тиражом 150 экземпляров, всё-таки нельзя считать полноценным изданием.
Час Лавкрафта наступил уже после смерти, когда его друг и поклонник Август Дерлет основал издательство Arkham House, чтобы донести до читателей наследие кумира. С 1939 года произведения Лавкрафта начали появляться в книжном виде. Сейчас придуманная писателем мифология зажила самостоятельно, в одном ряду с мифами Египта, Британии, Рима или Шумера. Использующие её современные авторы не всегда знают, что Шаб-Ниггурат, Йог-Сотот, Ктулху и «Некрономикон» возникли из небытия меньше века назад.
Аркхэм, Данвич и далее
По произведениям Лавкрафта сделано 85 фильмов и около десятка видеоигр. Причём большинство работ приходится на XXI век. Внушительное число, хотя и несколько завышенное, потому что львиную долю этих фильмов связывают с Лавкрафтом лишь имена и названия. Например, в «Зловещих мертвецах» Сэма Рейми книга заклятий носит имя «Некрономикон», а в «Городе живых мертвецов» Лучио Фульчи город называется Данвич.
Картин, которые сняты по конкретным произведениям, гораздо меньше. Но даже три или четыре десятка — слишком много, чтобы рассказать обо всех в одной статье. Поэтому ограничимся лишь самыми интересными, оставив читателям и зрителям поле для самостоятельного исследования.
Заколдованный замок (1963)