Фильм стал кинодебютом для театрального актера Виктора Авилова, которому повезло с эпохой: появись он раньше лет на десять, играл бы в лучшем случае разоблаченных доблестными милиционерами бандитов. Перестроечное время позволило ему перенести на экран свою инфернальную харизму и талант трагика, к сожалению, лишь несколько раз запечатленный на пленке. Авилов играет с колоссальным напряжением нервных сил — это, безусловно, роль его жизни.
Анна Демьяненко в двойной роли Анны-Марии вошла в отечественный кинематограф, дыша духами и туманами, как идеальная Незнакомка, которой на самом деле не существует. Она кажется порождением воспаленного рассудка художника, разгоряченного противостоянием с Богом и затуманенного морфием.
Фильм стал едва ли не первым в нашем кинематографе, где показано употребление наркотиков; до «Иглы» с Виктором Цоем, чьи музыканты из группы «Кино» принимали участие в записи музыки к «Господину оформителю», оставался еще год.
Эпоха СССР и его кинематографа кончается. Остается эхо шагов Командора, гулко отдающееся на питерских улицах, кладбищах и мостах, вновь застывших в ожидании.
Dead Мороз
Плановая экономика рухнула, а под ее тяжестью и весь Союз с кинематографом, который спонсировало государство. Времена наступили трудные, но невероятно плодотворные. Миф о том, что в 1990-е ничего не снимали или снимали одну бессмысленную «чернуху», легко опровергается множеством отличных фильмов. Их снимали на пленку плохого качества за сущие гроши, практически на голом энтузиазме и без каких-либо оглядок на Запад, как делают нынешние киноделы от мейнстрима.
Зыбкость самого времени, его неустойчивость и неуверенность изливалась на экраны потоками макабра — не в одном, так в другом жанре. Даже реалистичные фильмы пропитаны мистикой, как «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова по сценарию Людмилы Улицкой*. В истории двойняшек-пэтэушниц, пригретых модным фотографом, показана самая страшная сцена колдовства в отечественном кино и одновременно — изнасилование героини. В «Киксе» Сергея Ливнева о певице-наркоманке обыгран любимый мрачными литературными классиками мотив двойничества — это холодный московский неонуар, тонущий в темных мистических водах.
*Объявлена минюстом РФ «иностранным агентом». Извините, что приходится это указывать.