Как Марк Миллар взорвал Marvel и DC, задав правильные вопросы

81702
10 минут на чтение
Комиксы о супергероях — жанр негибкий. Его каноны установились более полувека назад, и с тех пор герои, злодеи и правила менялись не так часто. Но должен был появиться автор, который бы разрушал устоявшиеся границы, ставил неудобные вопросы, раскрывал злодеев с новой стороны и показывал жуткие миры, в которых они побеждают. Этим рупором тёмной стороны комиксов стал Марк Миллар, создатель «Пипца», Kingsman, «Особо опасен», «Гражданской войны» и «Старика Логана».

Первые вопросы и DC Comics

Вы помните свой первый комикс? Марк Миллар помнит. Их было два — про Человека-паука и Супермена. Шёл 1973-й, Марку было четыре года, и он едва умел читать. Конечно, он ещё не мог оценить значение 121-го выпуска Amazing Spider-Man — того самого, где впервые умер ключевой персонаж, Гвен Стейси. И вряд ли предполагал, что сам создаст не менее впечатляющие сюжеты про обоих героев.

Шотландца Миллара можно причислить к участникам «британского вторжения» в американские комиксы, хотя его карьера началась, когда Алан Мур уже успел обрасти легендами, а Нил Гейман и Грант Моррисон были на пороге успеха. Продвижению комиксиста помогло и знакомство с Моррисоном, и то, что задумки Миллара действительно были взрослыми и свежими. Первым опубликованным комиксом Марка стал «Спаситель», сатирическая смесь религии и супергероики. К этим элементам сценарист ещё не раз вернётся.
С Грантом Моррисоном Миллар познакомился в 1988 году, представившись журналистом, берущим интервью для местного фэнзина. Грант дал Марку ценный совет: «Нельзя быть и успешным сценаристом, и иллюстратором» — и взял под своё крыло. 

Марк Миллар и его постоянный художник Джи Джей Джонс (Nightscream/WikiCommons/CC BY-3.0)

Поработав над знаменитым британским альманахом «2000 AD», Миллар взялся за серию DC «Болотная тварь», которая после ухода Алана Мура растеряла читателей. Вернуть интерес публики не удалось, но критики высоко оценили работу Миллара, назвав её второй после сценариев самого Мура.

Молодой сценарист продолжил работать на DC и потрудился над комиксами почти обо всех основных героях издательства: Супермене, Бэтмене, Чудо-женщине, Флэше. Но амбиции Марка требовали собственной серии. Такой шанс представился, когда комиксу The Authority («Власть») потребовался автор на смену Уоренну Эллису. The Authority рассказывал о команде супергероев, готовой добиваться результата любыми средствами.

В 2017 году DC объявило, что издаст чёрно-белую версию The Authority без цензуры

Миллар задал вопросы, которые в жанре супергероики давно напрашивались. Почему герои, спасая мир, лишь возвращают его на круги своя? Почему они не пытаются сделать его лучше, не борются с глобальными проблемами? Наконец, почему многие герои (не будем показывать пальцем) так преданы заповеди «не убий», что предпочтут отправить преступника в тюрьму, зная, что он сбежит, и последуют новые жертвы?

«Власть» решала эти проблемы быстро и действенно, свергая диктаторские режимы по всей Земле и безжалостно уничтожая злодеев. Миллар рассудил, что такая эволюция — то, что нужно жанру. Радикальный подход оценила аудитория — но не руководство DC. Работу Миллара и художника Фрэнка Куайтли постоянно подвергали цензуре — убирали названия реальных мест и имена политиков, натуралистичное насилие и очевидные издевательские отсылки к известным героям.

После теракта 11 сентября стало ясно, что контроль не ослабнет, а усилится. И Миллар ушёл из DC. Масштабный графический роман «Супермен: Красный сын» вышел уже спустя два года после отставки автора. Сюжет «Красного сына» тоже родился из вопроса:
Что, если бы капсула с младенцем-Суперменом приземлилась не на канзасской ферме, а в советском колхозе?

Кто бы вырастил Кал-Эла, каким бы он стал?

По замыслу Миллара Человека из стали лично воспитывает предыдущий обладатель этого титула — Иосиф Сталин. «Красный» Супермен провозглашает себя защитником прав трудящихся и становится мощнейшим аргументом Советского Союза в начавшейся холодной войне, переводящей гонку вооружений в попытки Запада создать ответ сверхчеловеку. Супермен пытается привести мир к коммунизму, и в этом ему не могут помешать ни президент США Лекс Лютор, ни партизан Бэтмен, ни Чудо-женщина...

Бэтмен-диссидент в ушанке: самый узнаваемый образ из «Красного сына»

Marvel XXI века

К моменту выхода «Красного сына» Миллар уже трудился у основных конкурентов DC — Marvel. Одним из главных проектов издательства в те годы была альтернативная вселенная Ultimate с осовремененными, близкими подросткам версиями персонажей. Марка пригласили писать серию Ultimate X-Men. В комиксах о Людях Икс он почти не разбирался, поэтому образцом для него послужили не классические сюжеты Стэна Ли, а только что вышедший фильм Брайана Сингера.

По аналогии с командой Authority Люди Икс стали силой быстрого реагирования на мировые кризисы с участием мутантов. Характеры персонажей Марк показал куда более неоднозначными, чем прежде. Например, профессор Ксавье не гнушался использовать телепатию в личных целях, а Росомаха пытался убить Циклопа, надеясь занять его место рядом с Джин Грей.

Именно в The Ultimates появился новый Ник Фьюри, похожий на Сэмюэла Л. Джексона. Уже потом актёра позвали на эту роль из-за сходства

Серия имела огромный успех, а Миллар получил работу над комиксами The Ultimates и Ultimate Fantastic Four. Ключевое отличие The Ultimates от классических Мстителей состояло в том, что эту команду супергероев Фьюри создал как подконтрольное «Щ.И.Т.» подразделение. Такие герои, как Капитан Америка и Халк, получили силы именно при подготовке к миссиям.

Члены Фантастической Четвёрки в версии Ultimate также были подростками, поэтому комикс не мог сохранить присущий оригинальной команде семейный дух. Так что Миллар сделал упор на вторую составляющую приключений четвёрки — фантастичность, не забывая пополнять молодую вселенную новыми «переработанными» персонажами.

Многие идеи The Ultimates, в том числе столкновение с инопланетными захватчиками Читаури, использованы в «Мстителях» и других фильмах киновселенной Marvel

Одним из самых примечательных сюжетов стало путешествие в параллельный мир, который поначалу напоминает «классическую» Землю-616. Но вскоре оказывается, что это вселенная, погубленная передающимся только через супергероев вирусом, который превращает носителя в зомби-людоеда. Так зародилась серия Marvel Zombies, над которой дальше работал главный по зомби во всём мире — создатель «Ходячих мертвецов» Роберт Киркман.

Писал Миллар комиксы и про героев «основной» вселенной. В серии Marvel Knights: Spider-Man Марк смог поработать над историей первого супергероя, с которым познакомился. И не удержался от того, чтобы задать вопрос, занимавший его и многих читателей.
Почему Человек-паук годами дерётся со своими суперзлодеями, Фантастическая четвёрка — со своими, и так далее?

Оказывается, суперзлодеи возникли не случайно. В середине ХХ века богатейшие капиталисты увидели первых супергероев и поняли: те не остановятся на ловле мелких преступников и однажды переключатся на крупных — на богачей. Поэтому они наняли суперзлодеев, чтобы те отвлекали каждый своего героя и не давали им задуматься о проблемах общества. К сожалению, эта революционная идея требовала переработать историю всей вселенной Marvel, и в дальнейшем её почти не использовали.

В Marvel Knights: Spider-Man корпорации профинансировали многие безумные эксперименты — например, создание Зелёного Гоблина

Сочинённый Милларом сюжет о Росомахе — пожалуй, лучший в истории этого героя — тоже родился из простого вопроса.
Что, если все суперзлодеи объединятся и убьют всех супергероев?

Получится «Старик Логан» — мрачное будущее вселенной, где супергерои наконец поплатились за то, что никогда не убивали, а суперзлодеи захватили власть над США.

«Старик Логан» — восхитительный сплав «Непрощённого» Клинта Иствуда и фильмов о безумном Максе

Росомаха, один из последних выживших Людей Икс, покорился судьбе и решил больше никогда не выпускать когти. Но нужда в деньгах побудила его с подачи бывшего коллеги-героя ввязаться в рискованное предприятие. Добром, как вы понимаете, это не могло кончиться.

«Старик Логан» послужил вдохновением для «Логана», лучшего фильма о Росомахе. Экранизировать комикс напрямую было невозможно — ведь в нём появлялись персонажи, на которых у студии Fox нет прав. Потому из милларовского сюжета взяли лишь общую идею: мир без героев, постаревший Росомаха и катастрофа, после которой он ушёл в отставку.

«Логан» — лучший фильм 2017 года по версии МирФ

Масштабные истории — вообще конёк Миллара. Кто лучше него справился бы с главным конфликтом между супергероями — Гражданской войной Marvel? Марк сумел показать политическую, нравственную и социальную подоплёку раскола между давними соратниками. Он в очередной раз задал важный вопрос:
Почему супергерои до сих пор были никому не подконтрольны и безнаказанно крушили города в ходе своих подвигов?

По сюжету «Гражданской войны» власти потребовали всех супергероев зарегистрироваться и раскрыть своё инкогнито. Одни, как Тони Старк, приняли закон, другие, как Капитан Америка, отказались подчиняться. Мотивация обеих сторон была логична, и читатели могли выбирать между ними.

В комиксах симпатии большинства были на стороне защитника свобод — Капитана Америки. В фильме более симпатичен, наоборот, Тони Старк

В серии произошло и важнейшее событие в жизни Человека-паука — он публично снял маску, подставив свою семью под угрозу. От этого чересчур смелого сюжетного поворота Marvel впоследствии также отказались, неуклюже «перезагрузив» персонажа.

Миры Миллара в комиксах и кино

Миллару нравилось писать про любимых с детства персонажей. Но он быстро понял, что перекраивать их истории ему не позволят — слишком консервативна индустрия, слишком велико стремление сохранить статус-кво. Любой амбициозный автор хочет создать собственный мир — и Марк в этом преуспел. К тому же его оригинальные истории с охотой переносили на экран: на них и права получить проще, и сюжет, как правило, компактнее.

Так, «Особо опасен», первый из оригинальных комиксов Миллара, уместился в шесть стандартных выпусков, в которых Марк даёт ответ на вопрос:
Почему в нашем мире нет супергероев? А что, если их просто победили злодеи?

В мире «Особо опасного» Супермен — это игравший его Кристофер Рив, который сам об этом не помнит

Уже в первом томе простой «офисный планктон» из нашего скучного мира Уэсли получал ряд потрясающих откровений. Во-первых, суперзлодеи реальны и тайно правят миром. Во-вторых, они давно перебили супергероев и заставили людей считать их выдумкой. В-третьих, Уэсли — сын одного из самых опасных злодеев, и ему по наследству передались способности отца и право занять место в злодейской лиге. Интересная история, неоднозначный герой, насилие и чёрный юмор — комикс мигом полюбился аудитории.

«Особо опасен» стал первым произведением Миллара, которое перенесли на большой экран. К сожалению, от первоисточника там остались рожки да ножки. В фильме Тимура Бекмамбетова 2008 года нет никакой тайной организации суперзлодеев (тут это просто группа киллеров высокого класса, причём сравнительно благородных), параллельных миров и побеждённых супергероев.

Если вы знаете «Особо опасен» только по фильму — считайте, что не знаете его совсем

Более точно и удачно Миллара экранизировал Мэттью Вон в фильмах «Пипец» и «Kingsman: Секретная служба». Как и в «Особо опасном», главные герои здесь — обычные парни, попавшие в необычные ситуации. «Пипец» отвечает на вопрос:
Что будет, если супергероем попытается стать обычный человек без суперспособностей?

Дэйв Лизевски, главный герой «Пипца», — ничем не примечательный подросток, который живёт с отцом и сносит унижения в школе. Он решает изменить жизнь и стать супергероем, надевает дурацкое трико, берёт кричащий псевдоним, выходит патрулировать улицы — и получает по морде от первых же хулиганов. Но запись его драки попадает на YouTube, делая его знаменитым. На Пипца выходят другие самопровозглашенные супергерои, вместе с которыми Дэйв начинает борьбу с преступностью.

Украшением «Пипца» стала Убивашка — девочка, которая раздаёт злодеям тумаков не хуже взрослых мужчин

Вон экранизировал комикс близко к тексту, только смягчил самые жёсткие моменты. В комиксе Миллар не щадил своего героя, которому пришлось перенести немало страданий. Например, красотка, которая в фильме достаётся Дейву, в комиксе и смотреть на него не желает.

«Секретную службу» можно назвать «Особо опасным» наоборот. Герою, простому уличному хулигану, тоже предлагают пойти по стопам родственника, только становится он не убийцей, а высококлассным шпионом. Правда, в фильме убрали родство между героем и его наставником и заменили британскую разведку МИ-6 на вымышленную организацию Kingsman, раздающую агентам псевдонимы в честь рыцарей Круглого стола.

Фильм имел такой успех, что даже комикс, который назывался просто «Секретная служба», переименовали в соответствии с адаптацией. А выход сиквела «Kingsman: Золотое кольцо» сопровождался новым комиксом от Миллара.

Фильм Kingsman забавно обыграл комикс Миллара. К примеру, в оригинале бандиты похитили актёра Марка Хэмилла...

...а в фильме их жертвой стал учёный в исполнении... Марка Хэмилла!

Это явно не последние фильмы по комиксам Миллара. В разработке находятся экранизации космической фантастики «Императрица» и эпической супергеройской саги «Наследие Юпитера». Ходят слухи о фильме по «Красному сыну». И есть ещё немало работ Марка, заслуживающих внимания Голливуда. Вот несколько примеров:

• «Немезис» — жестокий суперзлодей охотится на прославленных полицейских по всему миру.

• «Избранный» — по описанию автора, сиквел Библии: современный подросток получает божественные силы и должен сразиться с Антихристом.

• «Хак» — скромный здоровяк живёт в американской глуши и любит просто помогать людям, поднимая тракторы и спускаясь на морское дно.

• «Хрононавты» — два учёных-авантюриста путешествуют во времени, меняя историю

в своё удовольствие.

• «Супержулики» — несколько злодеев-неудачников решают ограбить самого опасного суперзлодея.

В 2017 году права на экранизации всех авторских комиксов Миллара купил веб-канал Netflix. Теперь они должны стать частью телевселенной MillarWorld. То ли ещё будет!

Комиксы Миллара кинематографичны, понятны читателям и достаточно необычны, чтобы выделяться из общей массы. В последнее время он стал слегка однообразен, но, когда речь идёт о проработке мотиваций и заговоров, шотландцу нет равных.

Марк принёс в мир комиксов смелые идеи, в чём-то определив запросы времени, а в чём-то — опередив их. Количество фильмов, снятых на основе его задумок, не оставляет сомнений: Миллар — один из важнейших современных авторов. Да, сегодня девочки, сносящие бандитам головы, и профсоюзы наёмных убийц уже не новы. Подача традиционных историй с нового угла уже воспринимается как должное. Но в этом и есть истинная заслуга Марка.

Фото:Gage Skidmore (CC BY-SA 2.0)

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Комиксы

Читаем комикс: «Приключения Перри Родана. Тайна блуждающей планеты»

Комиксы

Смерть и возрождение Vertigo. 10 комиксов эпохи перемен
От «Константина» и «Песочного человека» до ещё более дерзких и безумных.

Комиксы

Дзюндзи Ито: жизнь и страхи мастера хоррора
Как отыскать ужас в центре спирали

Комиксы

Вебтуны в жанре «регрессия»… с суперспособностями!
Вебтуны о тех, кто начал жизнь заново... и с бонусами!

Комиксы

Читаем комикс: «Велес»

Комиксы

Читаем комикс: «Доктор Монстр»

Комиксы

«Майор Гром: Игра»: фильм против комикса
В чём экранный майор превзошёл оригинал — а где оказался лишь его бледным подобием

Комиксы

Вебтуны в жанре «регрессия». Как начать жизнь заново и исправить ошибки
Жизнь всё-таки возможно повернуть назад

Комиксы

Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы
Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Комиксы

Вебтуны об изменившейся реальности
Вся наша жизнь — игра!
Показать ещё