«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры

10592
11 минут на чтение

Star Wars: Outer Rim

«Звёздные войны: Внешнее кольцо». Обзор настольной игры 1Тип игры:

приключенческая, америтреш-гонка

Авторы:

Кори Коничка и Тони Фанчи

Художники: Даррен Тан (обложка), Дуэйн Николс, Майкл Силсби, Кейтлин Гинтер, Тужер Муа

Издатель в России: Hobby World, 2020

Количество игроков: 1–4 (оптимальное: 3)

Возраст игроков: от 13 лет

Время игры: 120–180 минут

Похоже на:Runebound (2015)
«Древний ужас» (2013)
Fallout (2017)

атмосферой — на сериал «Мандалорец» и фильм «Хан Соло»
Если вы знаете ответы на вопросы «Кто стреляет первым в Мос-Эйсли» и «Как срезать дугу Кесселя», если вам по душе похождения мандалорца в одноимённом сериале и если вас тошнит от «джедайской погани», добро пожаловать во Внешнее кольцо! Это отдалённый регион галактики, где с местными обитателями не справилась сперва Республика, а потом и Империя. Внешнее кольцо так и не втянули в кровопролитную Гражданскую войну, власть здесь осталась за преступными синдикатами и Хаттами. Ну а мелкая рыбёшка вроде мошенников, охотников за головами и авантюристов всех мастей пытается урвать свой кусок.

Fantasy Flight Games анонсировала «Внешнее кольцо» в феврале 2019 года, и игра сразу же заинтересовала как поклонников саги, так и любителей настолок. С первыми всё просто — нельзя упустить возможность отправиться в космическое путешествие в  компании Хана Соло, Бобы Фетта или Джин Эрсо! А вот вторые обратили внимание на имя автора. Кори Коничка создал множество хитов вроде Battlestar Galactica, Descent, «Особняков безумия» и теперь, на проверенных механиках, разработал новую игру по «Звёздным войнам». «Кольцо» появилось на английском языке во втором квартале 2019-го и меньше чем через год вышло на русском. 

Действие игры разворачивается где-то во времена Гражданской войны, ориентировочно даже до событий «Новой надежды». «Внешнее кольцо» охватывает сюжет и персонажей не только из трёх фильмов Лукаса, но и из спин-оффов, мультсериалов, книг и комиксов нового канона. На выбор доступны восемь персонажей: кроме уже упомянутых Соло, Фетта и Эрсо, это доктор Афра, Лэндо Калриссиан, дроид IG-88, охотник за головами Босск и наёмница Кецу Онио. Каждого отличает своя уникальная способность, личная цель и список навыков. Игра ведётся до тех пор, пока кто-то из авантюристов не наберёт 10 пунктов славы, — тогда он будет считаться самым влиятельным и крутым прохиндеем в галактике, и в итоге про него обязательно снимут сольный фильм. 

Игровое поле представляет собой красивое полукольцо с планетами и областями, по которым путешествуют герои.

Каждый авантюрист начинает игру с простеньким космическим кораблём — можно выбрать корыто или покрепче, или побыстрее. После расстановки — у персонажей указаны их стартовые локации — начинается, по сути, «игра в открытом мире»: лети куда хочешь, бери задания, торгуй или участвуй в перестрелках. Пункты славы можно накапливать следующими способами: достигать цели (личные и кораблей), выполнять задания, охотиться за головами, доставлять незаконные грузы, побеждать патрули или приобретать особые дорогостоящие карты с рынка. Для некоторых персонажей одни способы более предпочтительны, чем другие, но игра разработана так, чтобы любой из восьми героев мог выбрать занятие по душе. Охотящийся за головами Хан Соло? Расстреливающий патрули повстанцев Лэндо? Мирно торгующий Босск? Почему бы и нет!

Каждый ход поделён на три этапа. Первый — планирование: игрок выбирает между передвижением (дальность зависит от показателя скорости корабля), восстановлением всех повреждений и подработкой, которая приносит ему 2000 кредитов. На втором этапе разыгрываются действия: всего их четыре, и можно выполнить каждое, но нельзя разыгрывать дважды одно и то же. Это обмен (поменяться карточками с другим игроком в своей области), рынок (приобрести что-либо с колоды на рынке, доступно только на планете), доставка (доставить груз или добычу, тоже можно выполнить, лишь находясь на планете) или особое действие (обычно указывается в свойстве персонажа или на карточке). 

После действий наступает этап контактов. Как правило, игрок достаёт карточку из колоды той области, где находится его персонаж, и зачитывает эффект. Это может быть некий случай в космосе или на планете, а в отдельных ситуациях и целый квест, в котором попросят совершить несколько проверок навыков! Некоторые контакты представляют собой боевые столкновения на планетах или в космосе. Они тоже разрешаются проверками навыков, но их исход зависит от показателей здоровья и урона персонажа (или его корабля, если речь о космическом сражении). Если игрок находится на планете, то может не разыгрывать карточку контакта, а обратиться к жетону встречи, чтобы попытаться завербовать члена команды.

В целом игровой процесс кажется довольно знакомым, если вы играли в проекты Конички, но увлекательности ему придают особые механики. Например, взаимодействие с четырьмя фракциями: Империей, Повстанцами, Хаттами и Синдикатом. На планшете каждого персонажа отмечается его репутация у этих фракций — она бывает негативной, нейтральной и положительной. От репутации зависят эффекты некоторых карт контактов: скажем, если у вас хотя бы нейтральные отношения с Повстанцами, то Империя может поручить вам задание им навредить. Если возьмётесь и выполните, то не только получите награду (чаще всего — кредиты и чуть-чуть славы), но улучшите отношения с Империей и ухудшите с Повстанцами. А главное — от репутации зависят последствия встречи с патрулём. Если у вас отрицательная репутация у той или иной фракции, то её патруль «перехватывает» корабль (движение останавливается), а в фазе контактов начинается космическое сражение. Если репутация нейтральная, патруль остановит судно — скажем, штурмовики решат вас обыскать или вроде того. И только если она положительная, вы спокойно летите себе дальше. Впрочем, вы можете и сами напасть на патруль, если завершите свой ход в одной с ним области. 
Любопытно, что движение патрулей по Внешнему кольцу привязано к эффекту рынка. Когда вы приобретаете товар или услугу, следующая открытая карточка этой колоды указывает, патруль какой фракции и на сколько областей движется в сторону текущего игрока. Патрули бывают четырёх рангов, и на старте по Кольцу летают только патрули первого. Однако, если такой сбить, в следующий раз прилетит патруль более высокого ранга. За уничтожение патруля дают небольшую награду, а если повезёт уничтожить патруль второго или третьего ранга, то ещё и пункты славы. Вот только тогда на замену вылетит патруль четвёртого ранга, который нельзя уничтожить в космическом бою — от такого остаётся только улепётывать! Это как если бы за Ханом Соло погнался лично Дарт Вейдер.

Как и в других околоролевых настолках FFG, у персонажей есть навыки и снаряжение, и оба этих аспекта нужно развивать. У навыков нет привычного числового показателя, например «скрытность 3», как в каком-нибудь «Древнем Ужасе». Эффективность навыка зависит от его наличия в команде героя (им может обладать как сам авантюрист, так и кто-то из его экипажа): или навыка нет (экипаж неквалифицирован), или навык есть в единичном экземпляре (квалифицирован), или в двух и более (высококвалифицирован). Когда эффект указывает совершить проверку навыка, игрок должен бросить две особые восьмигранные кости (вместо цифр там символы — уже традиция для игр FFG). При отсутствии квалификации успех засчитывается только при выпадении хотя бы одного символа критического успеха, при единичной квалификации — при выпадении хотя бы одного символа любого успеха (критического или обычного), ну а если экипаж высококвалифицирован, достаточно, чтобы хотя бы одна кость выпала гранью успеха или собранности (этот символ используется для особых эффектов в некоторых проверках).

Что космическое, что наземное сражение — частный случай проверки навыков. Сперва игральные кости (не две, а по параметру корабля/героя) кидает нападающий и подсчитывает число успехов и критических успехов — первые считаются за один пункт урона, а вторые за два пункта. Затем то же самое делает защищающийся. Победителем считается тот, кто нанёс больше повреждений в бою (если одинаково, то побеждает нападающий). В конце боя персонажи игроков — и только они — подсчитывают урон. Если здоровье героя или прочность судна дошли до нуля, герой сбрасывает 3000 кредитов и все карты типа «Секрет», а следующую фазу подготовки обязан потратить на восстановление. А потом снова в бой!  

Снаряжение, особые модули для космических кораблей или даже сами звездолёты можно приобретать на местном рынке за кредиты. Авантюристы затариваются на рынке оружием, драгоценностями, контрабандой и даже контрактами — среди карт почти всегда можно найти что-нибудь интересное, только денег накопи. К рынку обращаются часто и активно, и потому логично, что движение патрулей завязали на него. Ещё авантюристы могут расширять экипаж. На старте негодяи летают в гордом одиночестве, но в дальнейшем — особенно при покупке корабля более высокого класса — выгодно взять на борт пару членов команды с разными навыками, чтобы получить квалификацию и особые преимущества. Они не приобретаются на рынке (мы, конечно, преступники, но не работорговцы же!), а присоединяются к экипажу в ходе выполнения контрактов. 

И хотя главная цель во «Внешнем кольце» — обойти всех остальных, правила запрещают просто так нападать на другого персонажа. Казалось бы, почти никакого активного взаимодействия! Но нет, мало того, что в игре есть несколько специальных карт, которые могут назначить за голову персонажа (или кого-то из его команды) награду, так ещё можно подставлять других игроков и вредить им. Например, можно с помощью эффекта карты передвинуть патруль Империи к герою с негативной репутацией у этой фракции. Или пригласить одного из авантюристов в казино на Канто-Байт, чтобы тот просадил все свои кредиты. Впрочем, правила разрешают договариваться и свободно обмениваться кредитами — скажем, услуга за услугу. Правда, текст руководства намекает, что в игре про преступников договорённости мало значат, так что стоит быть осторожнее. 

Все эти механики создают потрясающие истории в духе «Звёздных войн», которые так и просятся на экран!

Хан Соло здесь может быть не просто охотником за головами, а ещё и лучшим в галактике пилотом судна «Раб-I», на котором будет возить экипаж дроидов и пленных повстанцев. Да что там повстанцы — Соло наконец-то сможет отомстить навязчивым хаттам, организовать постройку статуи себя любимого и даже перекинуться парой слов с гранд-адмиралом Трауном! Мне надолго запомнилось, как в одной из наших партий на Набу одновременно столкнулись трое отъявленных негодяев — исключительно по воле случая. Пока где-то на орбите летал патруль повстанцев, эти авантюристы едва не устроили «мексиканскую дуэль». Таких запоминающихся моментов «Внешнее кольцо» создаст даже не вагон, а целый песчаный краулер.

Привнести разнообразия могут дополнительные правила — например, руководство предлагает регулировать количество необходимых для победы очков в зависимости от желаемой продолжительности (8 для партии покороче и 12 для партии подлиннее). Другая опция предлагает перекроить карту Внешнего кольца и собрать версию с собственными маршрутами. Нет, это не планеты внезапно поменяли положение — просто вдруг произошёл сбой в астрономических картах, и теперь пути в гиперпространстве пришлось создавать заново (по слухам, такой сюжет развернётся в будущих книгах из серии The High Republic). Правда, авторы предупреждают, что они сбалансировали только основной вариант. А если вам по душе соло-приключения в духе «Мандалорца», то обратите внимание на правила с искусственным интеллектом. В таком случае ход противника будет определяться специальной колодой. 

От этих правил впечатления остались смешанные: механика, безусловно, работает и даже порой поторапливает, поскольку ИИ-игрок накапливает славу быстрее за счёт эффектов своей колоды, но алгоритм убивает весь азарт и элементы риска (игральных костей ИИ не кидает). Моей Джин Эрсо нужно было отыскать Гариндана, и в ходе игры оказалось, что ИИ-Соло забрал этого героя в команду, так что мне пришлось бросить вызов Соло и его экипажу. Инструкция предписывает ИИ отказываться от участия в активностях, так что он просто сдал своего члена экипажа мне. Игрок-человек в таком случае почти всегда стоит горой за своих! 

Ещё алгоритм может привести к забавным изъянам: из-за расположения областей и находящегося рядом патруля ИИ-Соло просидел несколько ходов на планете. Рынок не прокручивался, патруль не двигался, ситуация не менялась, а алгоритм запрещал фигурке перемещаться. Как мне показалось, для одиночной игры лучше взять какой-нибудь кооператив — например, «Gloomhaven. Мрачная гавань», «Древний Ужас» или «Это моя война».

Осталось главное: посетовать на изъяны. Один из них характерен для многих проектов FFG и Конички — знатоки уже догадались, что речь о проблеме «надо покупать сразу с допом». Колоды магазинов в игре прокручиваются достаточно быстро, и уже после второй-третьей партии успеваешь ознакомиться со всем ассортиментом. Контента впритык, и в какой-то момент начинает казаться, что игре не хватает нескольких десятков карточек. Колода контактов прокручивается медленнее, с ней такой беды нет. Острее всего недостаток ощущается, если посмотреть на цифры в колоде «База данных», где части карт как будто нет. Издатель обещает выпустить дополнение, но пока что никакой конкретной информации о нём не поступало. 

Другой важный недостаток связан с патрулями: они по большей части слабо связаны с основными событиями и воспринимаются скорее как назойливые мухи, чем как реальные угрозы. Пока что никто из моих со-игроков не строил тактику получения пунктов славы на уничтожении патрулей — их быстрее заработать другими способами. К тому же никто из авантюристов не горит желанием уничтожить патрули первого ранга, чтобы соперники на следующем ходу получили возможность пострелять по патрулям высшего ранга и набрать победные очки. Вероятно, в дополнении разнообразят взаимодействие с патрулями — скажем, дадут возможность откупиться от них или даже навести их на ложный след. А ещё напрашивается идея выводить на поле на пару-тройку раундов самый мощный, неуничтожимый патруль, который спутает карты всем авантюристам. 

Итог: отличное пополнение в линейке настолок по «Звёздным войнам»! Если вам хочется приключений в духе оригинальной трилогии или сериала «Мандалорец», а «Восстание» кажется чересчур сложным и утомительным, то «Внешнее кольцо» отлично подойдёт. У него относительно быстрый сетап и вполне доступные правила — в самый раз, чтобы усадить за стол поклонников далёкой-далёкой галактики, не привыкших к партиям на полдня.

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Хоррор-игры времён Silent Hill, которым тоже нужен ремейк

Игры

Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R. — от хардкора до сюжеток, не уступающих оригинальным играм
Рассказывает наш автор Даниил Кортез

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей
Вспоминаем самые-самые игры.

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.
Показать ещё