Игры про джедаев: Star Wars: KotOR, Dark Forces и другие

48159
24 минуты на чтение
Рассказать обо всех играх по «Звёздным войнам» в рамках одного материала решительно невозможно — их больше сотни! В этой статье мы расскажем конкретно о тех играх, где можно почувствовать себя джедаем или ситхом, сражаться световыми мечами и использовать Силу на врагах.

Все эти проекты можно условно поделить на три группы. Во-первых, игры по мотивам трилогии приквелов; во-вторых, циклы Jedi Knight и Force Unleashed; в-третьих, ролевая серия Old Republic.

Давайте же погрузимся в воспоминания!

По следам приквелов

Star Wars: Episode I: The Phantom Menace

●● Разработчик: Big Ape Productions

●● Платформы: PlayStation, PC

●● Дата выхода: 19 мая 1999 года

В 1999 году вместе с выходом «Скрытой угрозы» состоялся релиз одноимённой видеоигры. Её сюжет с некоторыми отступлениями следовал сценарию фильма, а также заметно расширял его, демонстрируя события, оставшиеся за кадром. Основным протагонистом The Phantom Menace был молодой падаван Оби-Ван Кеноби, однако поиграть давали и за других героев, включая Квай-Гона Джинна, капитана королевской гвардии Панаку и саму королеву Амидалу.

В игре довольно простая боевая система с интересной особенностью: можно парировать выстрел вражеского бластера, отбив заряд обратно в противника. Чтобы это сделать, нужно вовремя произвести удар, словно отбивая мячик теннисной ракеткой.

The Phantom Menace предлагала довольно разнообразный игровой процесс, основой которого были сражения и перемещение по уровням с преодолением препятствий. Элементы платформера, пожалуй, стоит отнести к недостаткам: их оказалось слишком много, что раздражало, а не развлекало. Зато в игре встречались практические мирные уровни, а диалоговая система позволяла чуть лучше узнать местных NPC или получить ценную информацию и подсказки.

The Phantom Menace получила сдержанные отзывы прессы, и не в последнюю очередь из-за неудобной камеры: странный угол обзора не только делал навигацию сложнее, но и скрывал из вида врагов, находящихся буквально в двадцати метрах перед героем. В результате игроку временами приходилось отражать заряды бластеров, выпущенные неизвестным противником из-за границы видимости.

Немногочисленные поклонники PCверсии игры наверняка до сих пор помнят код naughty naughty, введение которого перемещало камеру за спину героя, заметно облегчая сражения и навигацию.

Star Wars: Episode I: Jedi Power Battles

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформы: PlayStation, Dreamcast

●● Дата выхода: 31 марта 2000 года

Спустя год после релиза The Phantom Menace в продажу поступила другая игра, основанная на сюжете того же эпизода. Игроку предстояло пройтись по уже знакомым локациям в роли одного из пяти джедаев, засветившихся в фильме: Оби-Вана Кеноби, Квай-Гона Джинна, Мейса Винду, Ади Галлии или Пло Куна. Ещё несколько персонажей, включая Дарта Мола и Ки-Ади-Мунди, разблокировались после прохождения.

При относительной схожести и жанровой близости Jedi Power Battles предлагала несколько иную концепцию, чем The Phantom Menace. Больше всего проект напоминал классическую серию Golden Axe, перенесённую в 3D с добавлением элементов платформера. Роднило их и наличие локального мультиплеера — в Jedi Power Battles можно было играть вдвоём на одном экране.

Каждый из доступных персонажей обладал собственным набором анимаций, боевой стойкой и особым приёмом Силы, недоступным остальным. Как и в The Phantom Menace, для блокирования вражеских выстрелов нужно было вовремя отбивать снаряды, однако разработчики всё же удосужились выделить для этой функции отдельную кнопку. А вот с цветами клинков авторы Jedi Power Battles не угадали — в вышедшей тремя годами позже «Атаке клонов» у Винду был фиолетовый меч вместо синего.

Проект получил относительно неплохие отзывы прессы (в особенности версия для приставки от Sega), а среди поклонников «Звёздных войн» считается одной из самых весёлых игр своего времени — во многом из-за локального мультиплеера на одном экране. Эта концепция до сих пор вовсю используется в долгоиграющей серии LEGO Star Wars и многих других играх по мотивам знаменитого конструктора.

Star Wars Episode I: Obi-Wan’s Adventures

●● Разработчик: THQ

●● Платформа: Game Boy Color

●● Дата выхода: 27 ноября 2000 года

Первый эпизод долго не отпускал игровую индустрию. В 2000 году студии THQ и LucasArts подписали договор, позволявший THQ делать игры по вселенной «Звёздных войн» для Game Boy Color. В 1997-м компания уже выпустила Star Wars: Yoda Stories — адвенчуру, посвящённую обучению Люка Скайуокера на Дагобе. А в 2000-м, вооружившись контрактом с LucasArts, адаптировала для портативной приставки изначально задуманную для персональных компьютеров игру про Оби-Вана Кеноби.

Star Wars Episode I: Obi-Wan’s Adventures предлагает взглянуть на все события первого эпизода как на историю становления Оби-Вана, его превращения из молодого ученика в настоящего рыцаря-джедая. Под эту концепцию даже слегка поменяли сюжет оригинала. Противостояние агентам Торговой федерации по дороге в Сенат на Корусанте уже стало клише в компьютерных адаптациях первого эпизода, но THQ на этом не остановились. Развив минутную сцену из финала фильма, где королеву Амидалу берут в плен, они ввели в игру эпизод, в котором Оби-Ван и его учитель единолично спасают королеву, захваченную во время решающей битвы за Набу. Впрочем, уничтожение центра контроля дроидов всё-таки осталось заслугой Энакина.

По геймплею Obi-Wan’s Adventures — традиционная изометрическая адвенчура, но с уже привычными для игр по первому эпизоду «джедайскими» механиками. Оби-Ван мог отбивать световым мечом вражеские выстрелы и отталкивать нападающих с помощью Силы. Телекинез также применялся при разрешении головоломок, чтобы убирать с пути препятствия или нажимать кнопки на расстоянии.

Журналисты хвалили механику отражения лазерных зарядов, а вот фехтование не понравилось практически никому, что стало серьёзным минусом для игры о джедае. Но по-настоящему Star Wars Episode I: Obi-Wan’s Adventures разгромили из-за однообразной графики и плохих дизайнерских решений. Выбор цветов и построение кадров оказались столь неудачными, что периодически создавали игроку проблемы: двери и другие важные объекты буквально сливались с фоном.

Star Wars: Obi-Wan

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформа: Xbox

●● Дата выхода: 21 декабря 2001 года

Даже после слабенькой игры для Game Boy Color первый эпизод и молодого Оби-Вана не спешили оставить в покое! Впрочем, в Star Wars: Obi-Wan студия LucasArts действительно попыталась придумать нечто новое. Во-первых, игра сконцентрирована вокруг заглавного персонажа, а не сюжета «Скрытой угрозы». Во-вторых, здесь ввели уникальную механику фехтования.

В отличие от большинства консольных игр, где левый стик игрового контроллера отвечает за перемещение героя, а правый вращает камеру, в Star Wars: Obi-Wan обе функции были сосредоточены на левом стике. Правый же отвечал за бои: наклоняя его, игрок совершал удар, направление которого приблизительно соответствовало направлению движения стика.

К сожалению, Star Wars: Obi-Wan не удалось полностью раскрыть эту концепцию. Поскольку управление персонажем и камерой было сосредоточено на одном элементе ввода, герой не мог перемещаться боком, не меняя угол обзора. Из-за этого весьма динамичные по меркам 2001 года схватки иногда прерывались нелепым нарезанием кругов вокруг противника с целью вновь оказаться с ним лицом к лицу.

Помимо собственно фехтования, в игре были представлены и сверхъестественные способности джедаев. Игрок мог отталкивать и притягивать противников силой мысли, обрушивать на них предметы обстановки и метать свой меч, возвращая его обратно после броска.

Star Wars: Obi-Wan получила весьма противоречивые отзывы. Одни журналисты восхваляли её оригинальность и отмечали интересную боевую систему, а другие жаловались на неуклюжее управление и ругали безжизненные уровни. После релиза на Xbox разработчики планировали выпустить игру на GameCube, но этому помешали невосторженные рецензии и невысокие продажи.

Star Wars Episode II: Attack of the Clones

●● Разработчик: THQ

●● Платформа: Game Boy Color

●● Дата выхода: 30 мая 2002 года

Несмотря на неудачи, THQ продолжили сотрудничество с LucasArts и два года спустя выпустили на Game Boy Color игру уже по второму эпизоду. Star Wars: Episode II — Attack of the Clones стала сайд-скроллером, где игрок рубил световым мечом множество выбегающих из-за границы экрана противников. В отдельных уровнях также можно было управлять космическим кораблём и наземным транспортом.

В отличие от истории Оби-Вана, новая игра практически не отходила от канона фильма. Явного протагониста тут не было — игрок руководил то магистром Кеноби, то Мейсом Винду, то Энакином Скайуокером. Но заявка на разнообразие не спасла игру: критики разгромили Episode II за вялый геймплей, плохо продуманное управление и однообразные уровни. Сотрудничество THQ с LucasArts подошло к концу — следующие игры по «Звёздным войнам» для Game Boy Color и Advance делали уже другие студии.

Star Wars Episode III: Revenge of the Sith

●● Разработчики: The Collective, LucasArts

●● Платформы: Xbox, PlayStation 2

●● Дата выхода: 4 мая 2005 года

К выходу третьего эпизода, понятное дело, нужно было что-то посолиднее игры для Game Boy. Revenge of the Sith пересказывала и расширяла сюжет одноимённого фильма. Кроме того, в ней представлены некоторые вырезанные из финального монтажа сцены, воссозданные на игровом движке.

Играть предстояло попеременно за Оби-Вана Кеноби и его ученика Энакина Скайуокера. Сюжет в основном следовал сценарию фильма, однако были и некоторые различия. Так, например, здесь был довольно обширный уровень в Храме джедаев, где павшему на Тёмную сторону Энакину приходилось сразиться с многочисленными представителями древнего ордена.

В Revenge of the Sith два варианта концовки — они зависят от героя, которого игрок предпочтёт при выполнении последнего задания. Выбрав Скайуокера для финальной схватки на планете Мустафар, игрок получит возможность победить своего бывшего учителя и вернуться к Палпатину целым и невредимым. В этом альтернативном финале Энакин убивает новоиспечённого Императора и объявляет себя властителем галактики.

По геймплею Revenge of the Sith мало чем отличалась от типичных экшенов от третьего лица и битемапов эпохи PlayStation 2: большую часть времени игрок выбивал дурь из механических противников, красиво разваливающихся на части под ударами светового меча, и периодически сражался на дуэлях с другими обладателями «элегантного оружия более цивилизованной эпохи». Простенькая система развития позволяла усовершенствовать свои навыки между миссиями, разблокируя и улучшая приёмы, а также развивая способности Силы, в числе которых были толчок, оглушение, лечение и бросок светового меча.

Revenge of the Sith удостоилась самого неоднозначного приёма из всего цикла. Реакция профильных СМИ колебалась в диапазоне от глубокого разочарования до восторга, хотя в основном рецензии были довольно нейтральными. При этом пользовательская средняя оценка игры на Metacritic заметно выше журналистской. Вероятно, свою роль сыграла возможность пристукнуть Императора и править галактикой единолично.

Игры по приквелам пусть и не хватали звёзд с неба, но всё-таки пытались экспериментировать со своим материалом и расширять границы киновселенной. Бои на световых мечах старались сделать чем-то особенным, а необычные механики вроде отражения снарядов интегрировали максимально органично.

Рыцари-республиканцы

Star Wars: Dark Forces

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформы: PC, PlayStation

●● Дата выхода: 28 февраля 1995 года

История другого важного цикла игр по далёкой-далёкой галактике началась ещё до приквелов, в девяностых годах. Работа над Star Wars: Dark Forces стартовала в 1993-м, на волне бума шутеров. Узнав, что фанаты «Звёздных войн» самостоятельно делают моды к DOOM, посвящённые любимой вселенной, LucasArts решили не отставать от собственного фэндома и занялись разработкой игры. Впрочем, они постарались выпустить что-то более интересное, чем приключения Думгая во вселенной «Звёздных войн».

Для начала, в новой игре был сюжет. Главный герой, Кайл Катарн, присоединился к имперской армии после смерти родителей, так как считал, что в их гибели виноваты повстанцы. Выяснив, что это не так и его семья погибла из-за Империи, он дезертировал и стал наёмником, выполняющим контракты для Альянса. В ходе игры он совершил целый ряд впечатляющих подвигов — в частности, уже в первых миссиях именно Катарн украл те самые планы Звезды смерти из четвёртого эпизода. Позже он сорвал разработку «Тёмных штурмовиков» — боевых дроидов, призванных заменить рядовых бойцов Империи. Тут надо вспомнить, что Dark Forces вышла в то время, когда боевые дроиды, как и клоны, ещё не стали частью канона.

От обычной кальки с Doom игру отличал и целый ряд технических решений. Движок Jedi, созданный специально для неё, позволял смотреть вверх и вниз, пригибаться и прыгать. Кроме того, желая подчеркнуть, что Катарн — разведчик, а не просто боевик, разработчики включили в игру головоломки и небоевые предметы, позволяющие преодолевать реки и пропасти.

Всё это разнообразило геймплей, но запомнилась Dark Forces всё-таки не техническими новшествами, а тем, что именно с этой игры началась история Кайла Катарна, одного из самых знаковых героев Расширенной вселенной, появившихся в видеоиграх.

Star Wars: Dark Forces II: Jedi Knight

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформа: PC

●● Дата выхода: 9 октября 1997 года

Катарн возвращался к нам в Star Wars: Dark Forces II: Jedi Knight, которая переворачивала концепцию оригинала — правда, не сразу. Начинаясь как обычный шутер, ближе ко второй трети Jedi Knight выдавала игроку световой меч, предлагая простенькую боевую механику (всего два типа ударов) и скромную систему развития, позволяющую изучать различные силовые способности вроде удушения, удара молнией, ускорения или лечения.

Что особенно интересно, на выбор предлагались две взаимоисключающие ветви, соответствующие Тёмной и Светлой сторонам Силы, и перечень способностей — не единственное, на что влиял этот выбор. Игрок был волен не только определить навыки по вкусу, но и изменить ход развития сюжета. Совершив определённые действия, можно было обратить Катарна ко злу, что влияло на набор боссов, финал истории и некоторые неигровые ролики. Последние, к слову, выполнены в популярном в те времена формате — с участием живых актёров. Естественно, сейчас эти видеовставки выглядят хуже иной фанатской короткометражки, но в 1997 году впечатляли не на шутку.

Годом позже для Jedi Knight вышло независимое дополнение Mysteries of the Sith. Его протагонистом выступал уже не Кайл Катарн — на смену харизматичному бородачу пришла бывшая имперская агентесса (и будущая жена Люка Скайуокера) Мара Джейд, которую Катарн взялся обучать путям джедаев. Сюжет дополнения рассказывает о падении Катарна на Тёмную сторону и его возвращении стараниями ученицы, отправившейся на поиски учителя к древнему храму ситхов.

С точки зрения игровой механики Mysteries of the Sith не привнесла в концепцию оригинала ничего нового (а кое-каких особенностей даже лишилась), однако её сюжетная линия важна для понимания следующей игры.

Star Wars: Jedi Knight II — Jedi Outcast

●● Разработчик: Raven Software

●● Платформы: PC, Xbox, GameCube

●● Дата выхода: 26 марта 2002 года

В 2002 году студия Raven Software выпустила Jedi Knight II — Jedi Outcast, центральное место в которой вновь занял Кайл Катарн. Новая Республика столкнулась с очередной угрозой со стороны одного из осколков Империи, а игрок в роли уже бывшего джедая (настолько Кайлу не понравилась подверженность «форсъюзеров» Тёмной стороне) продолжает выполнять задания под командованием Мон Мотмы. В какой-то момент Катарну придётся вновь взяться за световой меч, чтобы воздать по заслугам очередному враждебно настроенному ситху — ящерообразному Десанну, бывшему ученику Академии джедаев.

Слово Outcast («Изгой» или «Отщепенец») неспроста вынесено в название. Решив отказаться от двух разных ветвей развития, разработчики позволили Кайлу использовать способности как Светлой, так и Тёмной стороны, да и сам герой на сей раз преследует сугубо личные цели — отмщение. Впрочем, без героического спасения галактики вновь не обошлось.

Разработчики выдвинули смелую и важную для канона идею, что принадлежность к той или иной части силового спектра определяют не способности джедая, а то, как и для чего он их применяет. Естественно, это ощутимо сказалось на геймплее, в котором способности стали играть центральную роль. Объятые молниями штурмовики корчатся в предсмертных судорогах и натыкаются на световой меч героя, подтянутые соответствующим навыком. А что может быть веселее, чем схватить надоедливого штурмовика за горло при помощи Силы и, не дожидаясь смертельного исхода, бросить бедолагу в пропасть?

Фехтование также претерпело радикальные изменения. Если в первой части удары световым мечом напоминали попытки сторожа отбиться от бродячих собак черенком от лопаты, то Jedi Knight II обзавелась полноценной боевой системой, и теперь при ударах учитывалось даже направление движения персонажа — анимация менялась соответствующим образом. Именно благодаря схваткам на мечах мультиплеер Jedi Outcast стал настоящим хитом среди поклонников сетевых сражений.

Впрочем, было где разгуляться и в сюжетной кампании. Новая боевая система требовала больше поединков, и число противников, вооружённых световыми шашками, увеличилось во много раз. Хотя сюжетное обоснование такого рывка было, мягко говоря, не самым убедительным, игровому процессу он пошёл только на пользу.

Star Wars: Jedi Knight — Jedi Academy

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформы: Xbox, PC, Xbox One (благодаря обратной совместимости)

●● Дата выхода: 13 сентября 2003 года

Успех поспешили развить: спустя всего полтора года после релиза Jedi Outcast вышел спин-офф основной серии под названием Star Wars: Jedi Knight — Jedi Academy. Здесь Кайл Катарн вновь отходил на второй план, а ведущая роль отводилась очередному его ученику, расу, пол, внешность и облачение которого игрок определял самостоятельно. Особое внимание в плане кастомизации разработчики уделили световому мечу — можно было выбрать себе не только цвет клинка, но и форму рукояти.

Игра не позиционировалась как полноценная часть серии, а её сюжет был довольно очевидным развитием одной из повествовательных линий Jedi Outcast. Герою противостояла Тэвион, ученица антагониста из предыдущей игры, которой Катарн после победы в поединке сохранил жизнь. Всё ещё обиженная на джедаев дама возглавила Культ Перерождённых, поклоняющийся древнему ситху Марке Рагносу, и вознамерилась вернуть некогда могущественного владыку Тёмной стороны к жизни.

Сюжет традиционно для серии не блистал оригинальностью, но игровой процесс снова заметно улучшился. Создав себе героя по вкусу, в какой-то момент игроки получали возможность сменить обычный световой меч на пару клинков или световой посох, аналогом которого владел Дарт Мол. Каждому типу вооружения соответствовал свой стиль ведения боя, комплект анимаций и специальных движений, что увеличивало реиграбельность и позволяло почувствовать себя настоящим рыцарем-джедаем. Что уж говорить, если мультиплеерные баталии на фанатских серверах продолжаются и по сей день, спустя более чем пятнадцать лет после релиза игры!

Одним из важнейших достоинств Jedi Academy стало небывалое разнообразие заданий. Погоня на стремительно несущихся байках со скоростными дуэлями на световых мечах, кошки-мышки с гигантским мутировавшим ранкором, задание на угнанном поезде, в древнем храме ситхов с необычной архитектурой и даже миссия по спасению корабля, потерпевшего крушение на пустынной планете, где за героем охотился гигантский плотоядный червь (привет, «Дюна»!). После однообразных имперских баз, на территории которых разворачивались события Jedi Outcast, «Академия» была настоящим глотком свежего воздуха.

Со временем вокруг игры сформировался целый культ, а фанаты до сих пор грезят о её преемнике. Сила ностальгии по Jedi Academy оказалась столь велика, что Microsoft выпустили игру на Xbox One по системе обратной совместимости, увеличив разрешение до 4K! И всё же, несмотря на восторженные отзывы критиков и фанатов, серия так и не получила развития. Какое-то время в разработке находилась Star Wars: Jedi Knight III — Brink of Darkness, но её в итоге отменили. Почему? Есть предположение, что студия попросту не хотела работать над двумя схожими по концепции сериями, пустив под нож менее перспективную с финансовой точки зрения. Дело в том, что спустя четыре года после релиза Jedi Academy миру явилась The Force Unleashed.

Star Wars: The Force Unleashed

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, Nintendo

Wii, PlayStation 2, PC, Nintendo DS, PlayStation Portable, iPhone

●● Дата выхода: 16 сентября 2008 года

Это, пожалуй, самый масштабный проект Расширенной вселенной. В центре Star Wars: The Force Unleashed находилась видеоигра, однако создатели позиционировали историю как полноценную часть саги, имеющую приоритет над всеми остальными творениями, и не хотели ограничиваться игровой аудиторией. Рассказанный здесь сюжет стал основой для книги и серии комиксов, а вместе с ними в продажу поступили комплекты с настольной игрой и даже энциклопедия. Star Wars: The Force Unleashed вышла на всех мыслимых платформах. Существовала даже упрощённая версия для iPhone!

Что любопытно, «младшие» версии отличаются от «старших» не только качеством графики, но и наполнением. Среди фанатов особенно ценится версия для PlayStation 2 — это фактически другая игра, созданная на ином движке и с заметными отступлениями. Например, в ней совершенно иная постановка кат-сцен и другой визуальный дизайн локаций.

Star Wars: The Force Unleashed : одна и та же сцена в разных версиях игры

Игра рассказывала о тайном ученике самого Дарта Вейдера, которого тёмный владыка воспитывал для того, чтобы со временем свергнуть Императора. Юношу, чьего отца-джедая Вейдер убил собственноручно, звали Гален Марек, однако после начала ученичества (больше похожего на рабство) его нарекли Старкиллером. Между прочим, именно так, согласно ранним наброскам сценария «Звёздных войн», должна была звучать фамилия Люка Скайуокера. Когда права на франшизу перешли к Disney и всю Расширенную вселенную перевели в разряд «Легенд», «Старкиллер» всё же вернулся в канон, но уже не как персонаж — это имя дали базе, уничтожившей столицу Новой Республики в «Пробуждении Силы».

Самым спорным элементом Star Wars: The Force Unleashed стала необузданная сила протагониста, вынесенная в подзаголовок. Гален вытворял совершенно немыслимые вещи, на которые ни до, ни после него не был способен ни один персонаж «Звёздных войн». В какой-то момент Марек даже опрокинул на землю Звёздный разрушитель, «припаркованный» на орбите планеты.

Зато в игре была возможность выбрать Тёмную сторону и повести сюжет иным путём. Впрочем, в отличие от похождений Кайла Катарна, приключения злого Галена на этом не заканчивались: разработчики выпустили несколько DLC, продолжающих историю «неканоничного» Марека, ставшего заменой Дарту Вейдеру на службе у Императора. В одном из дополнений Старкиллеру в поисках всем известных дроидов предстояло посетить Татуин и сразиться с Оби-Ваном Кеноби, а в другом — выследить Люка Скайуокера на Хоте.

Star Wars: The Force Unleashed II

●● Разработчик: LucasArts

●● Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC

●● Дата выхода: 26 октября 2010 года

История Старкиллера так и не получила широкой поддержки со стороны фанатов — многие поклонники вселенной восприняли игру как бездумный высокобюджетный фанфик. Но, несмотря на весьма средние оценки критиков и отсутствие восторга со стороны фанатского сообщества, Star Wars: The Force Unleashed разошлась огромным тиражом, на момент релиза став самой продаваемой игрой по «Звёздным войнам» в истории. Ввиду завершённого сюжета и трагического финала (того, что каноничный) проект не был рассчитан на продолжение, но оно было необходимо боссам LucasArts.

Особенно оригинальничать авторы второй части не стали. Несмотря на то, что, согласно мифологии «Звёздных войн», клонировать джедая практически невозможно, Вейдер всё же попытался это сделать. Героем новой игры стал клон Галена Марека, первый удачный из целой череды попыток «воскресить» бывшего ученика. Вырвавшись на свободу, Старкиллер 2.0 принимался искать своих прежних соратников, параллельно раскрывая коварные планы Вейдера по созданию армии клонированных форсъюзеров.

Сюжет второй части оказался ещё более странным, чем в оригинале. К тому же авторы сиквела не придумали ничего лучше, чем дважды прогнать игрока по одним и тем же локациям в не самой продолжительной игре. The Force Unleashed II обладала и достоинствами: управление и боевую систему значительно улучшили, а потому крошить штурмовиков стало куда веселее, особенно учитывая дополнительный меч, который герой получил в пару к оригинальному клинку.

Но однообразие локаций, отсутствие оригинальности и интересных ситуаций, скоротечность и скомканность повествования сделали своё дело — оценки журналистов оказались ещё ниже, чем у первой игры, а продажи разочаровали руководство LucasArts. С приходом нового генерального директора идея создания триквела была отправлена на свалку, и поклонникам серии осталось лишь гадать, как разрешился интригующий клиффхэнгер из финала игры.

Высокобюджетные игры LucasArts отличала и смелость идей, и качество исполнения, и невиданные даже для фильмов возможности персонажей, управлять которыми было сплошное удовольствие. Увы, The Force Unleashed II стала последней игрой старой LucasArts, действие которой разворачивалось во вселенной «Звёздных войн». После приобретения бренда корпорацией Disney все находившиеся в работе проекты были закрыты, саму LucasArts распустили, а лицензию на производство видеоигр продали Electronic Arts.

Ролевая модель

Knights of the Old Republic

●● Разработчик: BioWare

●● Платформы: PC, Xbox

●● Дата выхода: 15 июля 2003 года

Несмотря на успех экшенов по «Звёздным войнам», самыми культовыми играми по вселенной остаются именно ролевые. Разработка первой из них, Knights of the Old Republic, началась в 1999-м. После того как студия BioWare взорвала рынок своей Baldur’s Gate, представители LucasArts обратились к молодой и амбициозной команде с очень привлекательным предложением: сделать ролевую игру по вселенной «Звёздных войн». В предложении, однако, был небольшой подвох: новая игра предназначалась не только для компьютеров, но и для консолей.

Ранние 2000-е — время, когда на консолях однозначно доминировали японские ролевые игры. Доходило до того, что некоторые журналисты использовали «консольные RPG» и «японские RPG» как синонимы. На первый взгляд, BioWare, как одна из студий, вдохнувших новую жизнь в жанр ролевых игр, идеально подходила, чтобы поменять ситуацию. Но её предыдущие проекты полагались на возможности, предоставляемые именно компьютером. Там было много текста, обширные локации, множество диалогов, сложная ролевая система с большим количеством классов. Чтобы завоевать консоли, требовалось нечто новое.

Решение разработчикам подсказал первоисточник — сами «Звёздные войны». BioWare справедливо предположили, что если они смогут создать у игрока ощущение, будто он главный герой фильма по сверхпопулярной франшизе, то им простят и уменьшившийся по сравнению с предыдущими проектами мир, и упрощённые на фоне Baldur’s Gate и Neverwinter Nights правила.

Такой подход полностью оправдался. Яркие компаньоны с уникальной озвучкой и внешностью, боевая система, позволявшая красиво фехтовать на световых мечах и не заставлявшая игрока развивать собственную ловкость и реакцию, разнообразные планеты и эпический сюжет — всё это работало на то, чтобы воссоздать дух первоисточника.
Действие Knights of the Old Republic разворачивалось за 4000 лет до фильмов, в период Старой Республики. Впрочем, её проблемы были хорошо знакомы любому фанату франшизы: павший джедай, Дарт Малак, пытался завоевать власть в галактике, используя уникальный боевой корабль, так называемую Звёздную кузницу. Параллелей с оригинальной кинотрилогией было множество, начиная от образов отдельных компаньонов и заканчивая композицией всего сюжета, строившегося вокруг поворота в середине, который очевидно отсылал к «Люк, я твой отец!». Но для фанатов вселенной всё это стало плюсом, а не минусом. Тем более что в новой игре, как и во многих других проектах по «Звёздным войнам», была возможность перейти на Тёмную сторону и самостоятельно покорить галактику. Правда, для этого приходилось убить почти всю свою партию.

Knights of the Old Republic стала одним из самых высокооценённых проектов по «Звёздным войнам» и до сих пор регулярно попадает в списки величайших игр, несмотря на пугающе постаревшую трёхмерную графику. А BioWare с тех пор делали ставку на кинематографичность во всех своих разработках.

Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords

●● Разработчик: Obsidian Entertainment

●● Платформы: PC, Xbox

●● Дата выхода: 6 декабря 2004 года

Поскольку BioWare были заняты другими проектами, наработки для сиквела «Рыцарей Старой Республики» пришлось передать студии Obsidian Entertainment, которая и выпустила следующую игру — Star Wars Knights of the Old Republic II: The Sith Lords. Продолжение также заслужило высокие оценки. Многие журналисты отмечали, что новая игра слишком уж похожа на оригинал по геймплею и графике, однако фанаты радовались возможности вернуться в эпоху Старой Республики. Они простили игре и многочисленные баги, и то, что её сюжет, разворачивающийся всего через пять лет после первой части, фактически обесценивал предыдущую победу игрока.

Несмотря на триумфальный финал первой KotOR, в сиквеле ситуация в галактике была ещё хуже. Игроку приходилось с нуля восстанавливать Орден джедаев, разгромленный ситхами. Зато это подтолкнуло разработчиков к интересной механике обучения компаньонов: практически любой спутник главного героя мог с помощью игрока обрести связь с Силой и постичь искусство джедая. И хотя такое количество людей, владеющих Силой, могло показаться странным, сама возможность взглянуть на привычные отношения «учитель — ученик» с позиции наставника добавила игре немало поклонников.

Star Wars: The Old Republic

●● Разработчик: BioWare Austin

●● Платформа: PC

●● Дата выхода: 20 декабря 2011 года

В 2011 году во вселенную Старой Республики вернулись уже сами BioWare, ставшие к тому моменту частью Electronic Arts. Хотя многие небезосновательно критиковали это слияние, оно дало студии ресурсы для масштабных проектов. Например, для создания собственной MMORPG по «Звёздным войнам». Star Wars: The Old Republic стала второй попыткой сделать многопользовательскую ролевую игру в мире джедаев. Первая, Star Wars Galaxies, вышла в 2003-м и успешно просуществовала до 2011-го. Действие той игры происходило примерно между четвёртым и пятым эпизодами и сосредотачивалось на конфликте Повстанцев и Империи. Разработчики, студия Sony Online Entertainment, делали ставку на обилие возможностей и игровых механик. В частности, игра отличалась множеством отдельных профессий и навыков, позволяющих в том числе создавать собственные задания и города. Galaxies до сих пор пользуется определённой популярностью. Например, сейчас сразу несколько независимых коллективов работает над эмуляторами, которые позволили бы вновь окунуться в атмосферу повседневной жизни на фоне гражданской войны в далёкой-далёкой галактике.

BioWare, вдохновляясь собственным успехом с KotOR, предложили совершенно противоположный подход. Их MMORPG — это в первую очередь эпическая сага о противостоянии Тёмной и Светлой стороны, в которую можно играть с друзьями. Время действия — 300 лет после событий первой Knights of the Old Republic. Галактика оказалась поделена между Империей ситхов и Республикой; игроки выбирали одну из сторон и проходили длинные цепочки заданий, выполненных в лучших традициях старых RPG, с собственной внутренней драматургией и кинематографичными роликами. В игре появилась даже характерная для BioWare возможность завязать романтические отношения с NPC.

Правда, за такое обилие контента приходилось платить. В The Old Republic и близко не было того буйства возможностей, о котором с ностальгией вспоминают фанаты Galaxies. Все классы выстраивались вокруг роли в битвах — никакого строительства городов или работы космическим парикмахером. Впрочем, игра на это и не претендовала.

Star Wars: The Old Republic получила высокие оценки как критиков, так и игроков, хотя не смогла стать хитом уровня оригинальных KotOR. Тем не менее её официальные сервера функционируют и сейчас, несмотря на устаревающую графику.

Заметно, что чем лучше игра позволяла вжиться в роль выходца из далёкой галактики, чем бережнее дополняла канон, тем большей любовью она пользовалась у фанатов. Пострелять из бластера и порулить истребителем — это неплохо, но прожить полноценный кусочек жизни могучего джедая или ситха — это уже похоже на сбывшуюся фанатскую мечту.
В этой статье мы не рассказали даже о половине всех игр по «Звёздным войнам». Первые из них выходили ещё на игровых автоматах в начале 1980-х, а новые разрабатываются и выходят прямо сейчас. Их жанры варьируются от головоломок, аркад и детских «обучалок» до квестов, файтингов и стратегий. Благодаря невероятной популярности приключений в далёкой-далёкой галактике и своевременному появлению студии LucasArts игры по «Звёздным войнам» превратились в уникальный пласт современной культуры, с собственными фанатами, каноном, историей, взлётами и падениями.

Мало какая вселенная может похвастаться таким же количеством видеоигровых воплощений, тем более столь влиятельных, как Knights of the Old Republic или серия Jedi Knight. И, несмотря на перезагрузку (называть это «отменой», очевидно, уже нечестно) Расширенной вселенной, игры по «Звёздным войнам» не теряют в популярности. Возможно, эта франшиза ещё не раз порадует геймеров приключениями знакомых героев. А может быть, подарит нам и новые фигуры уровня Кайла Катарна.

Читайте также

Обзор Star Wars Jedi: Fallen Order. Sekiro в мире «Звёздных войн» 

Дмитрий Злотницкий

30.11.2019

10818

Respawn блестяще справились с задачей, выдав одну из лучших Star Wars-игр за долгие годы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Книги с автографами
  • И другие бонусы для подписчиков.
осталось:24дня
Поддержать
Статьи

Игры

Зал славы видеоигр на Западе и в России: история и будущее

Игры

Обзор Indiana Jones and the Great Circle. В поисках утраченного восторга
Microsoft наносит ответный удар.

Игры

«BESM»: аниме-мультивселенная настольной ролевой игры
Большие глаза, маленький рот и бесчисленное множество миров

Игры

Legacy of Kain. Запутанная история игровой вселенной
Саге вампирского тёмного фэнтези уже десятки лет, у неё проработанная вселенная и драматичная история

Игры

Игры про Индиану Джонса. В поисках пропавшего геймплея
Вспоминаем игровую биографию прославленного археолога.

Игры

Обзор Beyond the Darkness: маленькие кошмары маленькой студии
Встречает как-то Шестая из Little Nightmares Алису из American McGee’s Alice.

Игры

Новые игры: во что поиграть в декабре 2024-го?
Декабрь проклят для игровой индустрии!

Игры

Обзор ANIMAL WELL. Самая необычная метроидвания
Теперь ты — Колобок.

Игры

Зимние игры, где можно прочувствовать ледяную атмосферу декабря
В первый день зимы вспомним десятку «зимних» игр, вышедших в XXI веке.

Игры

Хоррор-игры времён Silent Hill, которым тоже нужен ремейк
Десять игр, которых не хватает на рынке.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Книги с автографами
  • И другие бонусы для подписчиков.
осталось:24дня
Поддержать