Как рождалась «Месть ситхов»: прежний финал «Звёздных войн»

62253
14 минут на чтение
19 мая исполнилось пятнадцать лет с выхода третьего эпизода «Звёздных войн»! Казалось бы, только вчера «Мир фантастики» по крупицам собирал информацию о его сюжете и делился с читателями сплетнями со съёмочной площадки, а сегодня мы пишем о релизе этого фильма как о конце целой эпохи. На трилогию приквелов фанаты отреагировали противоречиво, но практически все из них сходятся во мнении, что «Месть ситхов» — лучшая её часть. В этой статье мы перенесём вас почти на два десятилетия назад и расскажем о создании фильма, который на момент выхода воспринимался как финал «Звёздных войн».

Пытка сценарием

В эпоху Джорджа Лукаса интервал между выходом новых частей трилогии всегда составлял три года. Тридцать шесть месяцев кажутся приличным сроком, но на деле Лукасу требовалось всё это время и даже ещё больше, чтобы снять именно тот фильм, который он себе представлял.

Подготовка к работе над третьим эпизодом началась ещё до премьеры «Атаки клонов». Первая встреча с художественным отделом состоялась в апреле 2002 года, а к июню художники уже вовсю трудились над дизайном новых планет, персонажей и звездолётов.

Концепт-арты к фильму: модели транспорта

Как правило, в кинематографе художники приступают к работе, уже имея на руках готовый сценарий: крайне сложно визуализировать героев фильма и определённые сцены, не зная сюжета. Однако в случае с трилогией приквелов всё обстояло наоборот — скорее уж иллюстрации дизайнеров давали Лукасу вдохновение для сценария.

Для Лукаса работа над сценарием всегда превращалась в настоящую пытку. Он, по собственным словам, словно «истекал кровью» на страницу, поэтому всегда откладывал этот ненавистный процесс до последнего. Художникам, костюмерам, мастерам по реквизиту и декорациям приходилось работать исключительно на основе пространных рассказов Джорджа о том, что будет в фильме.

Мы работаем задом наперед. Знаете, как сложно спланировать бюджет фильма без сценария? Мы будто строим двадцатипятиэтажный небоскрёб, не заложив фундамента.
Рик Маккаллум, продюсер
 

Концепт-арты ключевых сцен (художники Райан Чёрч и Ангус Макбрайд)

Однако и художники, и костюмеры, и мастера по реквизиту уже привыкли к особенностям своего босса. Производство «Скрытой угрозы» и «Атаки клонов» тоже начиналось без готового сценария — в обоих случаях Джордж дописывал текст уже на съёмочной площадке. А поскольку Лукас всегда ценил людей, с которыми у него складывались рабочие отношения, многие сотрудничали с ним с первого эпизода, а некоторые и вовсе с «Хроник молодого Индианы Джонса».

Каждую неделю Лукас спускался в офисы художников и рассказывал им о сценах, над которыми работал в данный момент. На основе его рассказов художники рисовали наброски персонажей, локаций, кораблей и прочей техники, а в следующий раз Джордж проверял созданные ими иллюстрации и модели и говорил, отражают они его видение или нет. С собой он всегда носил два штампа, которые ставил на приглянувшиеся иллюстрации. Если идея нравилась Лукасу, но требовала доработок, Джордж ставил штамп «ОК», а если художники в точности угадали мысль, то Лукас мог поставить штамп «Fabulouso» («Грандиозно»).

Семь сражений на семи планетах

Сценарий «Мести ситхов» был сложен вдвойне. Джорджу требовалось не только подвести черту над трилогией приквелов, но и связать их с Оригинальной трилогией, а также логично показать переход Энакина Скайуокера на тёмную сторону Силы. Ему нужно было увязать кучу событий и сбалансировать их, не имея свободы действий, ведь итог был известен заранее. Лукас говорил, что должен снять два фильма в одном флаконе, и признавался, что чувствует себя загнанным в угол.

Я очень ответственно подхожу к работе. Я каждый день сажусь за стол и работаю с восьми тридцати утра до шести вечера. Я смотрю на страницу перед собой, но иногда вы можете приковать меня к ней, и я всё равно не напишу ни строчки. Нет, я работаю, дело движется, я пишу по пять страниц в день. Но мне приходится себя заставлять, дайте мне волю, и я, скорее всего, буду выдавать по странице в день. Написание остальных четырёх страниц — жуткое мучение.
Джордж Лукас
Лукас всегда знал, что третий эпизод будет самым мрачным из всех приквелов. Поначалу он собирался сделать его персональной трагедией четырёх героев — Энакина, Падме, Оби-Вана и Йоды — и одновременно показать, как сложились судьбы всех появившихся в трилогии персонажей. На первых встречах с художественным департаментом Джордж рассказывал дизайнерам Райану Черчу и Эрику Тименсу, что фильм начнётся с эпической сцены — семи сражений Войны клонов, бушующих на семи разных планетах. Зрители должны были побывать на Альдераане и Кашиике, родной планете вуки, а в списке действующих лиц значились молодые Хан Соло и Боба Фетт.

Некоторые наработки «Мести» уходили корнями ещё в первые черновики «Новой надежды» — Лукас всегда представлял решающую дуэль между Энакином и Оби-Ваном на фоне инфернального вулканического пейзажа и теперь наконец-то мог перенести на экран сцены, которые жили у него в воображении вот уже тридцать лет.

Лучшая дуэль на световых мечах по версии «Мира фантастики»

Однако структура фильма никак не хотела складываться воедино — по всей видимости, из-за того, что лишние события отвлекали от магистральной идеи, падения Энакина на Тёмную сторону, а само падение происходило слишком резко. В итоге Джордж перекроил всю структуру практически с нуля, избавившись от ряда побочных сюжетов и сосредоточившись на Энакине. Из повествования исчезли Боба Фетт и все упоминания о «тайне Сайфо-Диаса и происхождении армии клонов». Начало с семью битвами на семи планетах сменилось боем в небесах Корусанта и спасением верховного канцлера, смерть графа Дуку из середины перенеслась в самое начало, а у героев появился новый враг — генерал Гривус.

Только после этого, уже в середине декабря, Лукас смог приступить к написанию сценария, и первый грубый вариант — скорее даже примерный план, синопсис на 55 страниц, — был готов лишь к концу января 2003 года. К этому времени в работу включились костюмеры, а производственный департамент приступил к созданию декораций. Начало съемок было запланировано на конец июня.

Большие перемены

Лукас работал над сценарием всю первую половину 2003 года, вплоть до начала съемок. Многие элементы сюжета оставались неизменными во всех версиях сценария, другие же сильно перекраивались. Так, например, в синопсисе Хан Соло помогал Йоде одолеть сепаратистов на Кашиике и наводил джедаев на след Гривуса. Палпатин говорил Энакину, что сам способствовал рождению Избранного, экспериментируя с мидихлорианами. Дуку лгал Энакину, что виновен в гибели его матери, Йода говорил Оби-Вану, что Квай-Гон познал тайны древнего Ордена Уиллов, Мейс Винду пытался арестовать Палпатина в одиночку. А Падме в финале прилетала на Мустафар не одна, а со свитой. Однако клоны убивали всех служанок и охранников девушки, а её саму в последний момент спасал от смерти Энакин… чтобы тут же погубить: в первых черновиках любящий муж не только душил Падме, но и с силой швырял о стену.

В первом черновике исчез Хан Соло, Дуку перестал лгать про свою причастность к убийству Шми, а на след Гривуса джедаев навёл сам канцлер. Палпатин впервые упомянул легенду о Дарте Плэгасе Мудром, а Гривус обзавёлся четырьмя руками, научился пользоваться световыми мечами и убил Шаак Ти на глазах у Оби-Вана. Во время Приказа 66 погибало больше джедаев: Сэсси Тин на Майгито, Кит Фисто и Баррисс Оффи на Салукемае, Квинлан Вос на Фелуции. Падме снова прилетала на Мустафар не одна, но на этот раз с её свитой расправлялись дроиды сепаратистов.

В одной из версий сценария во время дуэли Энакин и Оби-Ван на краткое время объединяются против мустафарского монстра

Лукас признавался, что при написании новых версий сценария он немного жульничал: просто копировал наиболее удачные места из предыдущих черновиков без изменений, пропускал некоторые диалоги, потому что их можно было заменить на пост-продакшене, а сцены боев описывал кратким «они сражаются».

В мае Лукас говорил, что через неделю привезёт с собой приглашённого режиссёра, который и займётся съёмками фильма. Но приехавший с ним Стивен Спилберг лишь помог с постановкой аниматроники нескольких ключевых сцен, в том числе дуэли между Энакином и Оби-Ваном.

В июне Джордж сдал вторую версию сценария. В ней Палпатин больше не упоминал о своём влиянии на рождение Энакина, Скайуокер и Оби-Ван атаковали Дуку вдвоём, джедаи отправлялись арестовывать канцлера вчетвером, Энакин игнорировал приказ Палпатина бросить потерявшего сознание Оби-Вана во время бегства с флагмана сепаратистов. Эни впервые снилось, что Падме умирает при родах, — до этого он видел в кошмарах, что та сгорает в пламени. Появились сцены, в которых Энакин с подачи Палпатина ревнует Падме к Оби-Вану, джедаи не доверяют канцлеру, а Мейс Винду — ещё и Энакину.

Самые весёлые съёмки в жизни

Сьёмки «Новой надежды» оказались настолько болезненным опытом для Джорджа, что для работы над двумя следующими эпизодами оригинальной трилогии он привлёк приглашенных режиссёров. Однако зимой 1992 года Лукас лично поставил несколько сцен одного из эпизодов «Хроник молодого Индианы Джонса» с участием Харрисона Форда и решил, что режиссура — это не так уж и плохо. Поэтому все три фильма трилогии приквелов Джордж Лукас снял лично.

Лукас рассказывал Робу Коулману, что все шесть фильмов «Звёздных войн» — это история, которую спустя сто лет после событий «Возвращения джедая» Р2Д2 рассказывает таинственному Хранителю Уиллов.

Съёмки должны были начаться в конце июня 2003 года, но основные актёры прибыли в Сидней гораздо раньше. Первым прилетел Хейден Кристенсен — он находился в Австралии с начала мая и всё это время усиленно тренировался, набирая форму и занимаясь фехтованием по несколько часов в день. Юэн Макгрегор прилетел в начале июня и тренировался пять дней в неделю с рассвета и до обеда. «Перед съёмками „Скрытой угрозы“ я тренировался весь день, но сейчас я, кажется, достиг своего предела», — со смехом признавался он.

Главным нововведением стало появление на съёмочной площадке ещё одного тренера — памятуя о своих слабых сторонах, Лукас нанял преподавателя актерского мастерства Криса Нила, благодаря которому актеры гораздо больше репетировали перед съемками.

Куратор по моделям дроидов Дональд Бис переработал воротник костюма Трипио, позволив Энтони Дэниелсу дышать свободнее. «До этого в каждой сцене я чувствовал себя так, словно меня без устали душит Дарт Вейдер»

Сьёмки начались 26 июня в павильонах студии Fox в Сиднее. Продюсер Рик Маккаллум забронировал для «Мести» семь павильонов студии, в которых была возведена 71 съёмочная площадка. Съёмки начинались в семь утра и длились по 14–15 часов, но съемочная группа и актёры обычно собирались на площадке за час до начала: в шесть утра открывался буфет, и все стремились подкрепиться перед тяжёлым днём.

Маккаллум и главы департаментов использовали это время, чтобы обсудить с Джорджем распорядок дня, расписание съёмок и прочие насущные дела. Лукас стремился контролировать всё и участвовал в решении всех мало-мальски значимых вопросов. «Многие режиссёры не любят заниматься микроменеджментом, — говорил он, — но только так я могу убедиться, что всё идёт в полном соответствии с моим видением».

При работе в кино главный — режиссёр. При работе на телевидении главный — продюсер. При работе с Джорджем главный — Джордж.
Рик Маккаллум, продюсер
 

Канцлер Палпатин превращается в Дарта Сидиуса

Съёмки велись полностью в «цифре», а Лукас управлял всем процессом из видеодеревни — в этом небольшом лагере были два крупных плазменных видеомонитора, куда выводилась картинка с обеих камер, установленных на съёмочной площадке. Таким образом Джордж мгновенно замечал все шероховатости и огрехи, которые требовалось поправить, и все изменения вносились сразу же, что существенно экономило время при монтаже и пересъёмках.

Впрочем, порой Лукас увлекался и выходил на площадку. Времена, когда он командовал играть «быстрее и интенсивнее», остались в прошлом. Теперь он гораздо больше общался с актёрами, рассказывал им о происходящем, советовал, как правильно себя вести и подавать реплики, и в целом был гораздо расслабленнее. Он отпускал замечания об укладке Мейса Винду, жаловался, что не может выговорить собственноручно написанные фразы, и шутил, что, по мнению набуанских таблоидов, отец ребёнка Падме — Джа-Джа Бинкс.

Лукас не стал полностью отказываться от практических эффектов — в некоторых случаях так было проще или реалистичнее

Порой Джорджа посещали новые идеи — он мог прямо на площадке переписать тот или иной диалог или придумать совершенно новую сцену, доводя до бешенства ответственных за реквизит и декорации, которым приходилось на скорую руку создавать то, чего ещё вчера не было в сценарии. Так, к примеру, Лукас в последний момент придумал сцену в опере, и во время съемок актёры даже не знали, что именно смотрят их персонажи. С чьей-то лёгкой руки в обиход вошло название «балет „Кальмарное озеро“».

У Джорджа есть привычка добавлять что-то в последний момент. Ты можешь начать подготовку хоть за год, и потом - бум! - и что-то нужно ему уже завтра.
Роб Коулман, главный аниматор картины
Несмотря на мелкие нестыковки и форс-мажоры вроде внезапной проблемы с коленом Хейдена Кристенсена, съемки прошли гладко и завершились 17 сентября, на пять дней раньше срока. Лукас на прощание даже сказал, что это были самые весёлые съёмки в его жизни. Однако основная работа над фильмом была ещё впереди.

Переделки на ходу

Лукас как-то признался Сэмюэлу Л. Джексону, что Мэйс Винду — «едва ли не единственный центральный персонаж приквелов, которого можно убить», и обещал ему «зрелищную, запоминающуюся смерть». На площадке шутили, что после титров будет сцена, в которой живой Мэйс в обгоревшей одежде забирается обратно в окно офиса Верховного канцлера в очень дурном расположении духа

Лукас всегда говорил, что настоящий облик его фильмов рождается именно во время постпродакшена, и в случае с «Местью ситхов» это высказывание особенно верно. Речь даже не о том, что постпродакшен третьего эпизода длился в полтора раза дольше, чем препродакшен и съёмки вместе взятые, а о том, что уже в монтажной Лукас полностью переделал отдельные сюжетные линии и характеры некоторых героев.

Я работаю так: монтирую фильм, потом смотрю его и пытаюсь понять, чего не хватает. К тому моменту вопрос скорее в том, как смотрится вся картина в целом, а не в том, хорошо ли складывается сценарий. Я всё больше и больше понимаю, что сценарий и фильм — две разные вещи.
Джордж Лукас
Первым делом Лукас собрал черновой монтаж фильма и отправил готовые кадры мастерам по спецэффектам Industrial Light & Magic: в «Мести ситхов» было рекордное количество спецэффектов — 2151. Чтобы уложиться в установленные сроки, специалисты по визуальным эффектам почти три года жили в режиме кранча. Они работали по 90–100 часов в неделю и порой оставались в студии на ночь: раскладывали спальники, ставили кадр на рендер, а когда рендеринг в три часа ночи заканчивался, вскакивали и ставили следующий. Они выдавали по 200–250 кадров в неделю, из которых в конечную версию фильма попадало в лучшем случае 10–15. Порой, когда сотрудники ILM присылали Джорджу обработанную сцену, Лукас радовал их известием, что как раз вырезал её из фильма.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Сидя в монтажной, Лукас понял, что черновая версия фильма не работает и надо что-то менять. Когда съемочная группа и актёры заново собрались в конце 2004 года под Лондоном ради досъёмок, они за 11 дней пересняли около четверти картины. Основные изменения касались перехода Энакина на Тёмную сторону — изначально Скайуокером руководили мириады причин, начиная от страха за Падме и заканчивая стремлением к настоящему могуществу и искренней верой в то, что джедаи хотят захватить власть в Республике. Во время тестовых показов на Ранчо Скайуокера многие сотрудники ILM попросту не понимали, почему Скайуокер становится злодеем, и советовали Лукасу прояснить его мотивацию получше, например, «убить его лучшего друга».

Лукас пытался защищать своё видение фильма, настаивая на том, что к падению Энакина привели именно алчность, собственничество и неумение отпускать, но комментарии сотрудников заставили Джорджа задуматься, сумел ли он раскрыть свою концепцию на экране. В итоге Лукас доснял или переснял часть сцен таким образом, чтобы страх потерять Падме стал единственным мотивом всех действий Скайуокера. Затем Джордж выкинул из фильма всё, что могло отвлечь зрителя от трагедии Энакина.
Одной из новых сцен стала беседа Энакина с Йодой, в которой мудрый джедайский наставник мудро советует Скайуокеру «отпустить всё то, что потерять боишься».

В первой версии событий Энакин считал, что защищает демократию от джедаев

В результате правок генерал Гривус из непобедимого терминатора превратился в трусливого злодея из приключенческих сериалов, джедаи гораздо быстрее спасли канцлера на борту флагмана сепаратистов, под нож попали все «сенатские» сцены с Падме, где она принимала активное участие в зарождении того, что со временем вырастет в Альянс повстанцев, и даже крошечная сцена, в которой Йода приземляется на Дагобе, была безжалостно удалена. От подобных изменений больше всех пострадала Падме. В первых двух эпизодах Амидала играла центральную роль в сюжете, от её действий зависело очень многое. В «Мести ситхов» она лишь ждёт Энакина да плачет. Её роль свелась к тому, чтобы дать мужу мотив для падения во тьму, родить детей и умереть.
В изначальной сцене перехода Энакина на Тёмную сторону Палпатин говорит ему, что джедаи планируют захватить Республику, и ситхи — это единственная защита демократии. И словно по заказу тут в кабинет канцлера вламываются джедаи и пытаются его арестовать. В финальной версии Энакин прибегает уже под конец схватки, и Палпатин говорит, что он — единственная надежда спасти Падме.

Следы изначальной версии событий остались в фильме — например, когда Энакин на Мустафаре предлагает Падме вместе править галактикой и называет злодеями джедаев

В результате правок Лукаса возникла и другая проблема: он смог переснять лишь половину фильма, и события третьего акта, по большему счёту, остались неизменными. Но в первоначальной версии картины Энакин верил, что джедаи собираются опрокинуть Республику, и его согласие присоединиться к резне в Храме джедаев выглядит логичным. А в итоговой версии он только что пытался выдать Палпатина Мейсу, а в следующей сцене уже превращается в отъявленного злодея и хладнокровно убивает всех, даже юнлингов, хотя их смерть ни на йоту не приближает Вейдера к спасению жены. Сам Лукас стремился объяснить это тем, что Тёмная сторона действует очень быстро и стоит лишь поддаться её влиянию, как она полностью затуманивает разум и меняет приоритеты.

Возможно, будь у него больше времени, Джордж переснял бы и вторую половину, но сроки поджимали, премьера была не за горами, и Лукас решил довольствоваться тем, что успел поменять.

В финале рождаются не только Люк и Лея, но и Дарт Вейдер

Даже несмотря на определённые огрехи, «Месть ситхов» получилась отличной и атмосферной картиной (не зря же «Мир фантастики» признал третий эпизод лучшим фильмом 2005 года). Она отлично закольцовывает историю, превратившуюся после ряда поворотов в «Трагедию Дарта Вейдера», и лишний раз иллюстрирует все достоинства и недостатки создателя «Звёздных войн».

Лучшая новеллизация

Как рождалась «Месть ситхов»: прежний финал «Звёздных войн»Новеллизацию «Мести ситхов» Lucasfilm доверили фантасту Мэтью Стоверу, создавшему себе репутацию романами «Изменник» и «Уязвимая точка». Стовер блестяще совместил глубокий психологизм с зубодробительным экшеном, и написанная им новеллизация многим понравилась больше самого фильма.

Писатель не только отлично передал мрачную и гнетущую атмосферу фильма и раскрыл те эпизоды, что были вырезаны, но и позволил читателям заглянуть в голову героям и показал, что именно чувствовал Энакин Скайуокер на протяжении всех событий. По словам некоторых фанатов, они поняли причины его падения только после прочтения книги.

К сожалению, дальнейшая карьера Стовера не сложилась — написав ещё пару романов, через несколько лет он полностью исчез с литературного небосвода.

А ещё именно этот фильм породил больше всего мемов!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.
Показать ещё