Снайдеркат: Как Зак Снайдер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости»
32247
11 минут на чтение
фото: Clay Enos, © Warner Bros.
18 марта состоится беспрецедентное событие: на сервисе HBO Max выйдет режиссерская версия «Лиги справедливости» Зака Снайдера. Четыре года назад студия Warner Bros. потратила 25 миллионов долларов, чтобы переснять «Лигу» в более светлом и оптимистичном тоне. Сейчас компания потратила ещё 70 миллионов, чтобы довести до ума оригинальную версию.

В честь этого события издание Vanity Fair выпустило большой материал, посвящённый Заку Снайдеру и его видению «Лиги». Мы собрали всё самое интересное в этом тексте.

Головокружение от успехов 

Основа будущей киновселенной DC была заложена ещё трилогией Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь». Именно её успех навёл руководителей Warner Bros. на мысль, что все комиксовые проекты студии должны быть выполнены в схожем стиле — мрачном и реалистичном.

Следом за Бэтменом подобному переосмыслению должен был подвергнуться второй титан DC — Супермен. В Warner надеялись, что «Человеком из стали» тоже займётся Кристофер Нолан, но тот ушёл в собственные проекты и порекомендовал руководству Зака Снайдера.

У Снайдера на тот момент была двойственная репутация. С одной стороны, у него уже был опыт работы над экранизациями комиксов. «300 спартанцев» заработали почти полмиллиарда долларов при бюджете в 65 миллионов, а «Хранители», хоть и оказались убыточными, стали почти что культовыми. С другой стороны, два его следующих проекта, «Запрещённый приём» и «Легенды ночных стражей», откровенно провалились. Но плюсы перевесили, и Зак получил работу.

Съёмки «Человека из стали» проходили в разгар серьёзных кадровых перестановок на студии. Снайдер, по сути, оказался предоставлен самому себе. Благодаря этому «Человек из стали» совершенно не похож на предыдущие фильмы о Супермене. Бросалась в глаза и разница в тоне с главным конкурентом — киновселенной Marvel. Для постановщика «Человека из стали» супергерои — это прежде всего обладающие сверхъестественными способностями бессмертные (по большей части) боги, которые пытаются остаться людьми и сохранить связи с реальным миром.
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости» 2" width="1024" height="819 Зак Снайдер и Галь Гадот (фото: Clay Enos, © Warner Bros.)

Кассовые успехи «Человека из стали» гарантировали Снайдеру место в режиссёрском кресле следующей главы киновселенной DC — Заку предстояло вывести на орбиту эпический кроссовер «Бэтмен против Супермена».

По сути, Снайдер оказался главным архитектором вселенной, и его роль в её развитии заметна до сих пор. Именно Зак настоял, чтобы на роль Чудо-женщины взяли Галь Гадот (актриса как раз подумывала завершить карьеру и вернуться в Израиль), а роль Аквамена отдали Джейсону Момоа (вообще актёр приходил пробоваться на Брюса Уэйна).

Помню, Галь мне говорит: «Зак, я собираюсь завязать, вернуться в Тель-Авив и зажить обычной жизнью. Хватит с меня Голливуда. Схожу вот на это прослушивание, и всё». А потом она приходит, и я думаю: «Вот моя Чудо-женщина».Зак Снайдер, из интервью Vanity Fair
Решения Снайдера казались неочевидными многим людям, в том числе и руководству студии. Vanity Fair отмечает, что режиссёр всё чаще «заводил нарратив не туда, куда ждали студийные боссы». Становилось понятно, что Warner нужен малейший повод, чтобы запихнуть Снайдера в рамки. И такой повод предоставил «Бэтмен против Супермена».

Кризис бесконечных сомнений 

Негативная реакция критиков на «Бэтмена против Супермена» подорвала студийную веру в Снайдера. «Наша работа — делать фильмы, которые нравятся аудитории, — объясняет тогдашний руководитель телевизионного Warner Bros. Грег Сильверман, — и раньше Зак снимал такие фильмы. Но с этой картиной вышло иначе».

Студия срочно принялась менять курс. Дэвид Эйр, как раз доводивший до ума экранизацию «Отряда самоубийц», получил задание сделать фильм более светлым и оптимистичным. Но оставался Зак. Ещё до премьеры «Бэтмена против Супермена» постановщик заключил контракт на съёмки «Лиги справедливости», и теперь в Warner столкнулись с дилеммой.

Некоторые руководители призывали к немедленному увольнению режиссёра, однако съёмки должны были уже вот-вот начаться, и Warner пришлось бы оплачивать вынужденный простой производственных мощностей. Кроме того, студийные боссы не хотели откладывать дату премьеры. Time Warner вот-вот должна была объединиться с AT&T, и топ-менеджеры студии хотели получить свои солидные бонусы до того, как состоится слияние.

В итоге Снайдер остался, но о карт-бланше времён «Человека из стали» можно было забыть. На некоторые особо революционные идеи режиссёра, типа романтической линии между Брюсом Уэйном и Лоис Лейн, было наложено вето.

Моя идея заключалась в том, что Брюс влюблялся в Лоис, а затем понимал, что не сможет спасти мир без Супермена. Получался безумный конфликт, поскольку Лоис по-прежнему любила Супермена. Была заготовлена шикарная речь, в которой Брюс говорил Альфреду: «У меня никогда не было жизни за пределами этой пещеры. Я никогда не представлял для себя иного мира. Но эта женщина заставляет меня поверить, что, если мне удастся собрать вместе этих богов, моя работа будет завершена. Я смогу уйти. Смогу остановиться». И, разумеется, у него не получалось.Зак Снайдер, из интервью Vanity Fair
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости» 1" width="1024" height="683 Зак Снайдер и Джейсон Момоа на съёмках «Лиги справедливости» (фото: Clay Enos, © Warner Bros.)

На студии произошли очередные перестановки. На смену Грегу Силверману, контролировавшему работу над «Человеком из стали», пришли студийный чиновник Джон Берг и известный сценарист и бывший креативный директор DC Джефф Джонс. Каждый день как минимум один из них должен был находиться на съёмочной площадке «Лиги».

Предполагалось, что Берг и Джонс будут отстаивать точку зрения студии: зрителям нужен более светлый и оптимистичный тон. Снайдер отнёсся к их появлению философски. «Их присутствие не сильно меня напрягало, потому что они не казались таким уж устрашающими, — вспоминает он в интервью с Vanity Fair. — Они пытались вставить в повествование шуточки и другие подобные вещи, но не делали ничего возмутительного».

Возможно, отчасти это объясняется тем, что как минимум один из парочки студийных псов не слишком усердствовал в своей работе. «Честно говоря, мне не очень нравилось то, что я делал, — признаётся Джон Берг. — Я должен был выполнять роль посредника между режиссёром с инстинктивно мрачным видением проекта и студией, которая считала, верно или ошибочно, что фанатам нужно что-то посветлее. Я старался проявить уважение к режиссёру и не настаивал на спускаемых со студии идеях, если считал, что они не пойдут на пользу фильму».

Уидон против Снайдера 

В январе 2017 года Снайдер показал первую черновую версию «Лиги Справедливости» боссу Warner Кевину Цудзихаре. Согласно воспоминаниям Снайдера и других присутствовавших на встрече людей, показ прошёл плохо.

Цудзихара выкатил Снайдеру целый ряд требований, среди которых не последнее место занимал хронометраж: финальная версия фильма не должна была превышать двух часов. Возникал забавный парадокс: чтобы уложиться в требуемый хронометраж, Снайдеру нужно было выбросить большую часть легкомысленных и комедийных сцен, добавленных в сюжет... по заказу студии.

Но это ещё полбеды. Прежде чем свести всех Мстителей вместе, в Marvel сняли почти для каждого по сольному фильму (а для Железного человека — целых два), где познакомили зрителей с большинством главных героев. «Лига справедливости» должна была стать дебютом для половины членов команды. «Как впихнуть в два часа знакомство с шестью персонажами и злодеем, стремящимся к захвату власти над миром? — возмущается Снайдер. — Ну да, я мог это сделать. Это возможно. Определённо, это и было сделано. Но я этого не видел».

Чтобы это сделать, студии понадобился Джосс Уидон.
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости» 3" width="1024" height="682 Джосс Уидон на «Комик-коне» (фото Gage Skidmore, CC BY-SA 2.0)

Изначально сообщалось, что Уидон появился на съёмочной площадке «Лиги» если и не по прямой просьбе Зака Снайдера, то, по крайней мере, при его согласии. Сам режиссёр отрицает какое-либо участие в приглашении Уидона. По его словам, инициатива исходила от Джеффа Джонса. Джонс и Уидон работали над сценарием фильма про Бэтгёрл, и Джонс решил воспользоваться помощью коллеги на другом забуксовавшем проекте студии.

Снайдер ожидал, что Уидон возьмёт на себя привычную по 1990-м роль сценарного доктора и внесёт в сценарий несколько полезных правок. «Я подумал, будет круто, если он придумает несколько классных сцен», — признаётся Зак. Однако вскоре стало понятно, что полномочия Уидона не ограничиваются рекомендациями. Во время начавшихся досьёмок он не просто давал советы, а ставил некоторые сцены сам. На оригинального режиссёра картины Джосс почти не обращал внимания — Снайдер говорит, что они общались всего один раз. Контроль над фильмом утекал у него из рук. А затем случилась трагедия.

Смерть в семье 

Зак Снайдер — семейный человек. У него восемь детей, половина из которых — приёмные. Режиссёр часто говорил, что именно личное знакомство с проблемами приёмышей так заинтересовало его в истории Кал-Эла, последнего сына планеты Криптон, воспитанного Джонатаном и Мартой Кентами.

Отем Снайдер было двадцать лет. Она обожала монстров, пришельцев и супергероев, писала научно-фантастический роман и училась на сценариста. Она занималась благотворительностью и мечтала пойти по стопам отца. А ещё Отем Снайдер страдала депрессией, и 12 марта 2017 года депрессия, к несчастью, победила.

Её персонажи всегда сражались с существами из другого измерения, которых не видел никто, кроме них. Но это была серьёзная борьба. И Отем вела такую борьбу каждый день. Мне кажется, это происходит со множеством людей, а мы этого даже не замечаем, потому что они кивают нам, улыбаются и проходят мимо.Зак Снайдер
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости» 4" width="734" height="686

Потеря дочери стала страшным ударом для Зака и его жены Деборы, выполнявшей на съёмочной площадке «Лиги» функции продюсера. Снайдеры попытались найти утешение в завершении фильма и с головой ушли в работу, но не смогли обрести покой. С каждым днём Зак все меньше контролировал происходящее на съёмочной площадке. Борьба за «Лигу» в свете случившейся трагедии казалась жалкой и бессмысленной.

Спустя два месяца после смерти Отем Зак и Дебора Снайдеры перестали отстаивать своё видение «Лиги» и решили уделить всё время семье. «Честно говоря, я по-прежнему считаю, что сделал правильный выбор, — говорит Снайдер спустя четыре года после трагедии. — Если бы мы остались, ситуация на съёмочной площадке стала бы совсем невыносимой — или бы нас просто выставили на мороз».

Что случилось с человеком из Marvel 

Перед премьерой «Лиги» продюсеры фильма заявляли, что правки Джосса Уидона затронули всего 10–15 процентов хронометража. Оператор Фабиан Вагнер возражал, что от его оригинальных кадров в финальной версии картины осталось процентов десять. Снайдер прикидывает, что от его видения в фильме в лучшем случае четверть — он по-прежнему не видел театральной версии картины. Жена и Кристофер Нолан, видевшие версию Уидона на очередном совещании у Цудзихары, прямым текстом сказали Заку, что ему не следует смотреть эту версию. Никогда.

Статья Vanity Fair посвящена Заку Снайдеру, но затрагивает два важных момента, касающихся Джосса Уидона. Во-первых, все собеседники издания отмечают, что Снайдер создавал на съёмочной площадке тёплую и семейную атмосферу. Все актёры и члены команды его любили и поддерживали его видение фильма.

Джосс Уидон явно не нашёл с ними общего языка. Известный режиссёр Кевин Смит в одном из выпусков подкаста FatMan Beyond рассказал, что все знакомые ему кинематографисты, работавшие на съёмках «Лиги», в один голос утверждали, что Джосс на площадке постоянно критиковал версию Зака Снайдера. Все, а не только Рэй Фишер или Галь Гадот, которая тоже жаловалась на Уидона руководству Warner.
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости» 5" width="1024" height="682 Джосс даже не появился на презентации фильма на Комик-коне (фото Gage Skidmore, CC BY-SA 2.0)

Во-вторых, Джосс Уидон не спас «Лигу справедливости», и руководство Warner, увидев его версию фильма, это поняло. «Когда мы увидели, что сделал Джосс, то потеряли дар речи, — признается один из руководителей студии на условиях анонимности. — Грабитель на крыше — так глупо и неловко. Эта русская семья — так бессмысленно и бесполезно. Все это видели. Было жутко неудобно, поскольку все всё понимали, но никто не хотел признавать, какое это говно».

Release the Snyder Cut

Легенда о том, что в недрах студии сохранилась какая-то «версия Снайдера», раскрывающая его видение фильма, появилась вскоре после премьеры «Лиги». С годами интерес к ней только рос. Выпустить Snyder Cut требовали даже Бен Аффлек и Галь Гадот.

И оказалось, что версия Снайдера действительно существует. Когда режиссёр покинул «Лигу», он прихватил с собой ноутбук, на жёстком диске которого содержалась черновая  версия фильма — никаких спецэффектов, музыкального сопровождения или финального сведения. Длилась она четыре часа.
̆дер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости»" width="1024" height="819 (фото: Clay Enos, © Warner Bros.)

Долгое время Снайдер думал, что эта версия будет забавным сувениром, артефактом, который можно показывать заскочившим в гости друзьям. А затем, в ноябре 2019 года, Заку позвонил новый глава Warner Bros. Тоби Эммерих. Эммерих предложил режиссёру «начать сначала» и выложить черновую версию как есть на потоковом сервисе HBO Max, нуждающемся в оригинальном популярном контенте.

Режиссёр отказался. Он поставил условие: или Warner доводит его версию до ума, или «версия Снайдера так и остаётся мифическим единорогом». Эммерих согласился.

По подсчётам режиссёра, постпродакшен его версии обошёлся Warner ещё в 70 миллионов помимо тех 300 миллионов, что уже были вложены в производство «Лиги». Сам режиссёр за работу над «снайдеркатом» не получит ни копейки. Часть денег, заработанных с проката, пойдёт на поддержание программ по борьбе с депрессией и предотвращению самоубийств. Фанаты режиссёра, призывавшие к релизу «версии Снайдера», уже собрали на эти благотворительные инициативы полмиллиона долларов. Зак надеется, что эти деньги помогут хотя бы нескольким семьям избежать того горя, которое пережила его семья.

«Лига справедливости Зака Снайдера» посвящена памяти Отем.

Смотрите также

«Лига справедливости» Зака Снайдера: обзор и отличия от версии Уидона

Дмитрий Кинский

17.03.2021

67787

Новая версия получилась лучше старой, но и в ней хватает недостатков.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы

Кино

«Дикий робот»: мультфильм про квадробера*, заставляющий любить маму
Приключения Розы Робота и голого Ника Уайлда.
Показать ещё