Перед лицом этих фактов мы неизбежно приходим к выводу о том, что удивительно неэффективные действия Бене Гессерит стали результатом действий на более высоком уровне, о котором Бене Гессерит и не подозревали!
Фрэнк Герберт «Дюна»
«Драка в зале началась, когда мой персонаж вырезал у куклы дыру между ног и стал запихивать туда маленьких змей. Не понимаю, почему они хотели меня убить, – это такая красивая сцена...»За плечами Ходоровски к тому моменту было немало театров в Сантьяго, Париже и Мехико, знакомство с мимом Марселем Марсо, певцом Морисом Шевалье и поэтом-сюрреалистом Андре Бретоном, а также постижение дзэн под руководством буддистского монаха из Японии. Но истинным призванием Пророка было кино, и не абы какое, а пророческое, сюрреалистическое, выламывающееся за рамки всего и вся. Странно, что Ходоровски не относят к фантастам, — казалось бы, трудно найти более фантастического режиссёра.
Смотрите также
Ходоверсум: жестокая и бесстыдная вселенная Ходоровски
Алексей Мальский
16.02.2018
116042
«Я читал эти сотни страниц и знал: я должен понять, о чём книга. Это великая литература! Первые сто страниц я вообще ничего не понимал...»
«Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации – но без самих галлюцинаций. Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня “Дюна” – пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога... Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание! Я ощущал себя тогда как в тюрьме. Я хотел свободы! Всякий, кто работал над этим фильмом, должен был стать духовным воином».Масштаб проекта был фантастическим – под стать самой «Дюне». И хотя история «Дюны» по-ходоровски – это история чудес (по крайней мере, в изложении Алехандро), фильм так и не был закончен. Скептик сказал бы, что проект рухнул под своей тяжестью: ну невозможно было снять такое в середине 1970-х! Для примера: вдохновившись нуаром «Печать зла» Орсона Уэллса, Ходоровски хотел начать «Дюну» с многоминутного непрерывного плана. Камера приближается к галактике, ныряет в неё, мчится сквозь мириады звёзд, минует пиратов, берущих на абордаж корабль со спайсом, метеоритные потоки и сражения звёздных флотов, и всё это – одним кадром, на одном дыхании. Похоже, «Дюна» была слишком сумасшедшим проектом – воображение Герберта, помноженное на безумие Ходоровски, пересилило кинематограф.
«Человек огромного тщеславия... Он был техником, но не духовным человеком. Он не мог иметь ничего общего с фильмом-пророком!»После этой встречи Ходоровски отправился в голливудский кинотеатрик и случайно (!) посмотрел «Тёмную звезду», дебютный фильм Джона Карпентера, абсурдистскую комедийную космооперу с недурными спецэффектами. Ходоровски углядел в титрах имя человека, который эти спецэффекты сделал: Дэн О'Бэннон!
«Когда снимаешь фильм, нельзя уважать первоисточник. Это как с женитьбой: если уважать женщину и не причинять ей боль, у вас не будет детей. Надо разорвать платье и изнасиловать невесту! Я насиловал Фрэнка Герберта! Насиловал! Но с любовью, с любовью...»Чем дальше, тем яснее становилось, что Ходоровски «Дюной» просто одержим.
«Если бы мне сказали: чтобы снять фильм, надо отрезать себе руки, – я бы их отрезал! Ради священной картины можно пожертвовать собой. Я был готов умереть!»К слову, в финале Пол, вопреки книге, должен был именно умереть. Питер де Вриз перерезает ему горло, после чего сознание мёртвого мессии проникает в головы прочих персонажей. И леди Джессика, и возлюбленная Пола Чани, и его сестра Алия, и вождь фрименов Стилгар говорят голосом Муад'Диба. Рассеянное по космосу человечество просветляется. Арракис из пустыни превращается в рай с лесами и морями. Сама планета становится мессией, обретает сознание и отправляется в путешествие по галактике, чтобы просветлить другие планеты, потом выходит за её пределы и исчезает...
«Они боялись того, что моё кино сделает с их разумом. Система делает из нас рабов, лишённых достоинства, лишённых глубины... У фильмов есть сердце! Есть сознание! Есть сила, есть амбиции!.. И я хотел снять именно такой фильм – мощный, великий. Почему нет? Это был фильм-мечта. Мечты тоже меняют мир...»
Читайте также
Как был создан «Чужой»
Кирилл Размыслович
27.12.2015
120300
Мир фантастики: подписка на 2025 год!
Только в предзаказе на CrowdRepublic:
Мир фантастики: подписка на 2025 год!
Только в предзаказе на CrowdRepublic: