Фильмы Мамору Хосоды приглашают окунуться в уютный и дружелюбный магический реализм. Персонажи его картин очень похожи на нас, а чудеса происходят с ними совершенно естественно, как в сказках. И, как и сказки, все работы режиссёра пронизаны дуализмом. Он сталкивает реальности, героев, характеры. В «Летних войнах» нереальный мир борется с настоящим, в «Девочке, покорившей время» прошлое сравнивается с будущим, в «Волчьих детях» звериное контрастирует с человеческим, а «Ученик чудовища», пожалуй, вбирает в себя все эти контрасты.
В каждом фильме Хосоды есть неизменное противопоставление женского и мужского начала, юности и опыта, большого горя и большой радости. Только чёрно-белого конфликта добра и зла не найти — в историях Мамору Хосоды, как и в жизни, всё непросто. Благодаря этим контрастам его фильмы обладают одновременно притягательной простотой и сложным психологизмом — и интересны как взрослым, так и маленьким зрителям.
Мастер монтажа и облаков
У каждого выдающегося режиссёра есть излюбленные приёмы, по которым его работы можно отличить с первого взгляда. У Хосоды это в первую очередь стиль рисунка. Плавные линии, вытянутые силуэты, упрощённые, но вместе с тем реалистичные черты лица безошибочно узнаются с пары кадров.
Ещё он мастерски использует параллельный монтаж. Повторяющиеся сцены рассказывают сложные истории любви и переезда в «Волчьих детях», а в «Девочке, покорившей время» они становятся главным художественным приёмом. Ну а монтаж в стиле музыкальных клипов помогает элегантно передать взросление и юного ученика монстра, и волчат.
Как и многие японские аниматоры, Хосода просто одержим детальным изображением окружающего мира. Особенно деревенской жизни – тут сказывается происхождение режиссёра. Но особое место в его пристрастиях занимают облака – их он прописывает просто с головокружительной тщательностью. Недаром практически на каждом кинопостере Хосоды можно увидеть небо с потрясающими облачными громадами.