Как «Звёздные войны» изменили культуру и стали великими

72846
15 минут на чтение
В сериале «Легенды завтрашнего дня» есть такой эпизод: супергерои попадают в альтернативное прошлое, где Джордж Лукас отказался от идеи снять «Звёздные войны». Эффект бабочки оказывается на удивление масштабным: исчезает почти вся современная массовая культура, и даже сами герои теряют свои способности, потому что в своё время не вдохновились космической сагой и избрали другой жизненный путь.

Чем же «Звёздные войны» настолько отличаются от других блокбастеров? Почему именно этот фантастический боевик считается фильмом, изменившим всё?

Гик-революция 1970-х

В Голливуде прямо-таки витал дух научной фантастики. Я печёнкой чувствовал, что она выстрелит по-крупному — как в своё время выстрелили фильмы про ковбоев.
Хэмптор Фэнчер, продюсер «Бегущего по лезвию»
До начала 1970-х фантастика и фэнтези были в США маргинальным направлением. Такие классики, как Азимов, Брэдбери, Шекли и Каттнер, уже написали свои шедевры — но им приходилось бороться с предубеждением против «несерьёзного» жанра. Даже «Дюну» поначалу издали в журнале, разбив на части, — считалось, что фантастике место на страницах Amazing Stories или Analog, а не на полках рядом с Хемингуэем. Авторы комиксов тем более не рассчитывали, что их будут воспринимать всерьёз.

При этом интерес к жанру рос. Проводились первые конвенты — тогда они мало отличались от знакомым нам по 1990-м междусобойчиков в заштатных ДК. Печатались кустарные фэнзины — аналог современных сайтов с фанфиками. В 1974 году появилась настольная ролевая игра Dungeons & Dragons. Словом, перед выходом «Звёздных войн» в США постепенно формировался знакомый нам типаж гика.

1973 год, четвёртый «Комик-кон» в истории. Просто ярмарка комиксов

Нельзя сказать, что на фанатское подполье обратил внимание только Джордж Лукас. Популярная после хипповских 1960-х философия «нью-эйдж» отлично сочеталась с космосом, фэнтези и астрологией. Благодаря космической гонке образы роботов и летающих тарелок стали синонимом прогресса и ближайшего будущего. Появились синтезаторы с «неземным» электронным звучанием, и поп-музыканты начали чаще обращаться к теме космоса, а в роке стали проскальзывать фэнтези-мотивы. Кинематографисты не отставали от музыкантов. Бакши уже снимал «Властелина колец», Спилберг — «Близкие контакты третьей степени», а Ходоровски обивал пороги студий с проектом фильма по «Дюне».

Но никто из продюсеров, издателей и кинокритиков ещё не верил в фантастику. «Космическая одиссея» и «Планета обезьян» считались единичными случаями успеха — они затерялись на фоне реалистичных фильмов «новой волны», набравшей силу в начале 1970-х. Молодое поколение режиссёров уже наполовину состояло из любителей комиксов, но они ещё не пользовались авторитетом, поэтому между зрителями-гиками и крупными студиями не было посредников. Почти у каждого сверстника Лукаса была своя идея фантастического фильма, но они сами не верили, что студии дадут бюджет на такое «хобби». «Бегущий по лезвию» и «Чужой» ждали своего часа. Одобренный было полнометражный «Звёздный путь» студия свернула.

За год до «Звёздных войн» главной новинкой кинофантастики за неимением лучшего считалась антиутопия «Побег Логана», которая мариновалась в производстве с 1960-х и получила неплохие, но скромные сборы и отзывы

Концепция ржавой «обжитой вселенной» родом из европейских комиксов, которые добрались до США на той же волне конца 1970-Х

«Звёздные войны» стали катализатором, которого так долго ждал жанр. И каким! В воспоминаниях зрителей, заставших премьеру 1977 года, читается искренний шок. Лукасу удалось снять такой фильм, к какому почти десятилетие стремились повзрослевшие поклонники сериалов и комиксов. Мало того: он впервые показал, как должна выглядеть приключенческая фантастика. Вместо долгого знакомства с миром — приключения с первой же минуты. Вместо дурацкой бутафории из фольги и картона — потёки ржавчины на угловатой реалистичной технике. Вместо статичных кораблей, лениво обменивающихся нарисованными выстрелами, — головокружительная хореография космических истребителей.

Выйдя с киносеанса, Ридли Скотт бросил задумку фильма про Тристана и Изольду и стал искать фантастические проекты. Джеймс Кэмерон оставил работу водителя и пошёл в киноиндустрию, мечтая снимать такие же зрелищные эффекты, как Лукас. Питер Джексон в ожидании новозеландской премьеры пачками скупал журналы с интервью и кадрами из фильма. Люк Бессон признавался, что всю жизнь работает, чтобы создать хоть один такой же впечатляющий момент, как первое появление Звёздного разрушителя…

«Звёздные войны» пробили плотину: из жанра-изгоя фантастика вдруг превратилась в писк моды. Киностудии стали хвататься за любые фантастические истории, как раньше — за кино «новой волны». Дэн О’Бэннон получил «добро» на свой космический ужастик — так родился «Чужой». Студия Paramount срочно возобновила съёмки полнометражного «Звёздного пути». Поклонники комиксов наконец получили первую серьёзную экранизацию — «Супермена», а вскоре до больших экранов добрался и Флэш Гордон, вдохновивший Лукаса. На волне моды в фильме «Лунный гонщик» в космос запустили даже Джеймса Бонда!
Конечно, рецепт успеха усвоили не все и не сразу. Любой блокбастер порождает вереницу подражателей — неудивительно, что экраны заполонили «Звёздные пилоты», «Столкновения звёзд», «Битвы за пределами звёзд» и «Повелители вселенной». Не повезло и твёрдой научной фантастике: жанр вышел из маргинального гетто, но тут же угодил в гетто для интеллектуалов. Продуманные и глубокие книги Герберта и Азимова если и экранизировали, то без особого успеха, а поклонники «Звёздного пути» всё чаще посматривали в сторону соседней галактики. Лукас поднял на знамя именно приключенческую фантастику. А точнее, сразу несколько жанров.

Пастиш и постмодерн

Критики долго ломали голову, к какому жанру отнести «Звёздные войны». Поклонники научной фантастики открестились от фильма, и в прессе устоялись такие определения, как «космоопера», «космическое фэнтези» и даже «космическая сказка». Это близко к правде, но в последнее время появилось интересное дополнение: киноведы всё чаще утверждают, что «Звёздные войны» задали моду на жанр «пастиш». Этот нечто вроде постмодернистского лоскутного одеяла: произведение целиком строится на сознательных заимствованиях, но при этом не скатывается в пародию.

Заимствованиям и отсылкам в «Звёздных войнах» посвящены бесчисленные статьи и книги. За сорок лет журналисты и фанаты раскопали все источники — от самурайского кино Акиры Куросавы до вестернов Джона Форда, от космических приключений Флэша Гордона и Джона Картера до фильмов про Вторую мировую.

Но куда важнее, что сам киноязык «Звёздных войн» строится из удачных находок жанрового кино. Если пропустить начальные титры и попасть сразу на появление Вейдера, по одному только кадру сразу ясно, кто в фильме злодей. Когда Люк просит дядю отпустить его с фермы, мы узнаём об их отношениях больше, чем говорится в фильме, потому что видели похожую сцену множество раз. Когда один из посетителей кантины огрызается на Люка, зритель сразу понимает: сейчас начнётся трактирная драка.

Сейчас штампы любят выворачивать наизнанку: зритель ждёт драки, а её не происходит

В каком-то смысле это воплощение одного из главных принципов драматургии — «показывай, а не рассказывай». Разница в том, что пастиш опирается не на повседневный опыт зрителя, а на его кинематографический багаж. Если сюжет в общих чертах уже всем знаком, можно задать его парой крупных мазков, а освободившиеся силы и время пустить на то, чтобы проработать характеры, нарисовать красивую картинку или поиграть с устоями жанра.

Подход «лоскутного одеяла» Лукас принёс из «бульварных» фильмов и комиксов. Авторы знали, чего от них ждёт публика, и не стеснялись использовать шаблонные сюжеты — так каждый супергерой Marvel и DC обязательно получал «историю становления» и красочный костюм. Более того: понимая, что их не воспринимают всерьёз, авторы резвились вовсю и на грани пародии обыгрывали сюжеты всего подряд — от классики до новинок кино. От «серьёзных» же фильмов ждали максимум пары-тройки символичных цитат, вроде замаскированных отсылок к Библии или Шекспиру.

Сейчас всё наоборот: сложно представить крупный фильм, который не играл бы по этим правилам. Принципам пастиша следуют везде, от «Гарри Поттера» до «Пиратов Карибского моря», от фильмов Тарантино до киновселенной Marvel. В начале 1970-х только Лукасу пришло в голову говорить с продюсером хэштегами. «Флэш Гордон, Джеймс Бонд, «Космическая одиссея», Лоуренс Аравийский» — после такого списка в студии сразу поняли, каким будет фильм. Теперь же режиссёру нового «Тора» достаточно заявить: «Восьмидесятые!» — и интернет бурно обсуждает, подойдёт ли такая стилистика асгардскому супергерою. Какая именно стилистика — вопросов не возникает: хэштег работает как пароль к участку памяти.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Куда интереснее, что никто не спрашивает, нужна ли вообще стилизация. Мы привыкли, что в мире пастиша киноцитаты кроются за каждым углом, остаётся только подобрать нужное сочетание. Этой установкой мы обязаны постмодернистам, но её популярность в массовом кино — заслуга «Звёздных войн».

Новый облик кино

Конечно, Лукас привнёс в кино не только моду на постмодернизм и фантастику. Новшества начинаются с первых же кадров: у фильма нет начальных титров. Сейчас кажется естественным, что зритель приходит на сеанс и сразу окунается в придуманный мир. Если титры и показывают, их стараются подать как можно интереснее — устроив экскурсию по кладбищу или шоколадной фабрике, как Тим Бёртон, дополнив смешными стоп-кадрами и шуточными надписями, как авторы «Дэдпула». В самом деле, зачем заставлять скучать публику, которая и так уже вытерпела вереницу трейлеров?

Однако в 1977 году решение Лукаса было скандальным: место в начальных титрах считалось таким важным, что влияло на гонорары, а между актёрами нередко возникали споры на тему «чьё имя появится раньше». Но темп был для Лукаса куда важнее, чем юридические тонкости.

Знаменитый «opening crawl» Лукас позаимствовал из старых экранизаций «Флэша Гордона». Обычно в таких титрах сообщали содержание предыдущих частей, так что подобное начало вызвало ощущение, будто смотришь историю с середины. Лукас потом его усилил, присвоив первым трём эпизодам номера 4—6

Манеру сразу бросать зрителей в гущу событий режиссёр частично позаимствовал у Куросавы, а частично у сериалов. Раньше кино было гораздо более неспешным, а фантастические фильмы и вовсе нередко буксовали, стараясь объяснить зрителям правила игры. Лукас же сравнивал «Звёздные войны» с американскими горками — он понял, что белые пятна не мешают понимать происходящее. После выхода «Звёздных войн» родилось понятие фильма-аттракциона, а темпы ускорились настолько, что режиссёры постарше стали жаловаться на «клиповое мышление» молодёжи.

«Звёздные войны» вышли в эпоху диско и фанка. Но Джон Уильямс возродил моду на симфонические саундтреки, а после «Скрытой угрозы» в голливудских фильмах прижился эпический хор

Не только вид, но и звучание первых кадров стало революционным. Люк Бессон вспоминал, что при появлении Звёздного разрушителя люди оглядывались, пытаясь понять, как звук может доноситься сзади. Да, именно «Звёздные войны» ввели в обиход систему Dolby, без которой сейчас трудно представить даже домашний кинотеатр. Позже по заказу Лукаса разработали стандарт THX, по которому до сих пор настраивается оборудование в кинозалах.

Наконец, именно ради зрелищных космических боёв была создана студия спецэффектов Industrial Light & Magic. Ещё до выхода «Звёздных войн» её инженеры совершили немыслимое: в фильме «Мир будущего» впервые появился кадр с примитивной компьютерной графикой. Но до серьёзного использования этой технологии было ещё далеко. Главным прорывом в самих «Звёздных войнах» стало применение программируемых камер.

Метод комбинированных съёмок существовал давно: режиссёр мог снять персонажа на синем фоне, отдельно сфотографировать пейзаж и совместить плёнки. Но в таких кадрах камеру нельзя было двигать: если кадр трясётся, как заставишь отдельно снятую точку оставаться на месте? Джон Дийкстра из ILM решил проблему, построив установку Dykstraflex: в этом чуде техники движением камеры управлял робот. В отличие от человека-оператора, программа может абсолютно точно повторить собственные движения, и герой с пейзажем окажутся неподвижны относительно друг друга. Именно так снимались космические бои в «Звёздных войнах»: сперва камера закладывала головокружительный вираж вокруг одной модельки истребителя, потом точно по такой же траектории следила за другим — и на плёнке получалась погоня.

Дрогни кран  хоть на миллиметр, иллюзия была бы разрушена

Установка Дийкстры открыла новые возможности для зрелищного кино: сейчас трудно представить блокбастер, где кадры со спецэффектами будут статичными. Но ILM на этом не остановилась и занялась компьютерной графикой. Все следующие годы компания словно работала для учебников по истории кино, заполняя их датами с пометкой «первый в истории». В 1980-х — первый компьютерный персонаж для «Молодого Шерлока Холмса», первая реалистичная вода для «Бездны», первые полностью цифровые декорации для «Трона»… К началу 1990-х подоспел «Терминатор 2» с потрясающим эффектом жидкого металла на живом актёре. А в 1994 году история ILM увенчалась реалистичными динозаврами в «Парке юрского периода».

Именно увидев тестовые кадры к «Парку», Лукас решился взяться за приквелы. «Скрытая угроза» была одним из первых блокбастеров, снятых почти целиком на синем фоне. «Атака клонов» тоже стала прорывом: Лукас рискнул отказаться от плёнки и снимать на цифровую камеру. С тех пор новые технологии в компьютерной графике появляются едва ли не каждый год, и почти за каждым изобретением стоит команда ILM.

Реалистичный человек — «священный Грааль» индустрии спецэффектов. «Звёздные войны» приблизились к этому, «воскресив» Питера Кушинга в «Изгое-один»

Pixar — дитя Star Wars

Ещё одна студия, возникшая благодаря «Звёздным войнам», — Pixar. Она родилась как подразделение анимации в компании Лукаса, но в 1980-х у режиссёра начались проблемы с финансами, и он продал Pixar Стиву Джобсу. Студия продолжила традиции Lucasfilm: в 1990-е она изменила правила игры в своей индустрии, выпустив первый полнометражный мультфильм, полностью нарисованный в 3D. «История игрушек» оказалась не просто демонстрацией технологии, а весёлым и трогательным фильмом. А когда Pixar несколько раз повторила успех, вся индустрия мультфильмов постепенно начала переходить к компьютерной анимации.

Если вспомнить, сколько в «Истории игрушек» отсылок к «Звёздным войнам» — от хулигана, требующего координаты базы повстанцев, до истории Базза Лайтера и злого императора Зурга, — «рифма» выглядит особенно символично.

Как «Звёздные войны» изменили культуру и стали великими 24

Мифология XX века

И всё-таки главная заслуга киносаги в том, что она предложила подходящую для современности мифологию. Идея, что у большинства мифов и сказок схожая структура, не нова: об этом писали Джеймс Фрэзер, Владимир Пропп, барон Реглан, Карл Юнг и, конечно, Джозеф Кэмпбелл. Но обсуждали их книги в основном учёные — немногие режиссёры решались продраться через эти внушительные труды. Когда же Лукас в 1980-х заявил, что вдохновлялся «Героем с тысячей лиц», это не только помогло режиссёру поднять престиж «Звёздных войн», но и открыло Кэмпбелла широкой публике. Драматурги вдруг поняли, что нашли «волшебную палочку». Ведь антрополог описывал сюжет о становлении героя, который превратился в клише ещё в древнегреческие времена — но до сих пор безотказно вызывает отклик у любого!

Конечно, описать «путь героя» можно и бессознательно: авторы «Одиссеи» или народных сказок уж точно не читали Кэмпбелла. Но в сочетании с модой на пастиш книга произвела потрясающий эффект. Ведь проверенная веками формула — идеальная основа для «лоскутного одеяла»! Сейчас сложно найти крупнобюджетный фильм, который не описывал бы «путь героя», — будь то «Аватар», «Гарри Поттер», «Звёздная пыль», «Матрица» или любой из фильмов Marvel. Зрители заранее понимают, что увидят историю становления героя. Они идут на киносказки в надежде на знакомое блюдо с новыми приправами, прикидывая, какие именно фильмы про тибетских монахов процитирует «Доктор Стрэндж», а какие останутся на долю «Железного кулака».

Об этой книге

Тысячеликий герой и мономиф: суть книги Джозефа Кэмпбелла

Валерий Муллагалеев

15.08.2017

168831

О чём рассказывает исследование культуры, вдохновившее Лукаса на «Звёздные войны».

Мономиф: сейчас такая диаграмма есть в любом уважающем себя учебнике по драматургии

В 1970-х новая мифология была особенно нужна. В мире царил пессимизм: романтика пацифизма разбилась о суровую реальность, главными новостями были последствия Вьетнамской войны и Уотергейтский скандал. Сверстники Лукаса снимали мрачные и тяжёлые фильмы. «Выпускник», «Апокалипсис сегодня» и «Китайский квартал» считаются шедеврами, но они вряд ли помогали зрителям поверить в свои силы — и уж тем более не подходили для детей. Раньше с жизненными тяготами помогала справляться вера, но в мире глобализации и космических полётов традиционные религии с каждым годом теряли последователей.

Выход нашёлся в 1960-х: из смеси христианских и восточных догматов родилась философия «нью-эйдж» — пласт эзотерических учений, достаточно обтекаемых, чтобы подходить представителям любых конфессий. Но у нью-эйджа были слабые стороны. Эзотерика предполагала определённый стиль жизни и веру в сверхъестественное — а XX век продолжал двигаться к научной картине мира. К тому же у нью-эйджа не было своих героев, таких как Геракл, Конфуций или Иисус. Чтобы возродить оптимизм в светском мире, нужна была новая сказка с простой и понятной моралью, без слишком неправдоподобных сущностей — и эта сказка не должна была относиться к себе слишком серьёзно.

В первом фильме Лукаса уже была вымышленная религия, но трудно вдохновить зрителей, если снимаешь антиутопию

Таким мифом для современной Америки стали комиксы о супергероях. Истории Питера Паркера, Бэтмена и Супермена прочно вшиты в культурный код, как некогда сюжеты об античных героях, они знакомы каждому и становятся образцами для подражания. Эта синтетическая мифология создавалась ещё с 1930-х, но ей не хватало дерзости. Кто-то должен был показать, что создать из поп-культуры религию — возможно и не зазорно.

А Лукас нашёл способ заговорить с каждым на его языке. До сих пор в фантастических мирах речь почти всегда шла о Земле, но далёкая галактика подчёркнуто оторвана от реальности. Фильм почти не ссылается на конкретные направления нью-эйджа, но ухватывает суть всех религий: «есть некая высшая сила». А поскольку «Звёздные войны» — это приключенческий пастиш, философия сдобрена здоровой долей самоиронии.
Здесь вспоминаются истории с переписью населения, когда тысячи людей объявляли себя джедаями. Но для большинства Сила стала не религией, а зеркалом, через которое можно смотреть на любую другую религию. Христиане видят в «Звёздных войнах» образ Бога, буддисты — идею кармы, атеисты — архетипы из психологии или просто мудрую метафору. Даже индейцы навахо, которым в 2013 году устроили показ на их родном языке, сразу нашли в мировоззрении Оби-Вана отголоски своих верований.

Фильм, открывший поп-культуре глаза на её потенциал, стал краеугольным камнем новой мифологии. Поначалу любовь к «Звёздным войнам» была атрибутом гиков — сагу с упоением обсуждали Билл и Тед из «Невероятных приключений», Марти Макфлай в «Назад в будущее», герои всех фильмов Кевина Смита.

Но дети, увидевшие когда-то первые сеансы, становились всё старше, а «Звёздные войны» всё больше воспринимались как неотъемлемая часть культуры — и цитаты начали смотреться органично в любом контексте. Уже в 1980-х Рейган произнёс печально известные фразы «Сила с нами» и «империя зла», а в 2000-х Обама позировал со световым мечом. Примечательно не то, что политики ссылаются именно на «Звёздные войны», а само их обращение к образам поп-культуры. До 1977 года это было немыслимо.

Дарт Алексеевич Вейдер на полном серьёзе баллотировался в мэры. Одессы. Вряд ли это получилось бы у героя любой другой франшизы

А первые фанаты, увидевшие фильм ещё в детстве, выросли, и многие под впечатлением от работы Лукаса сами пошли в кинематограф. Ещё в 1990-х Джосс Уидон словно стеснялся своего увлечения: в любви к «Звёздным войнам» он признавался устами персонажей-гиков, которых в полной вампиров и демонов вселенной «Баффи» волновала неприкосновенность коллекционной фигурки Бобы Фетта. Но уже пару лет спустя тот же Уидон будет прятать фигурку Хана Соло в интерьерах космического грузовика «Светлячок», а исполнитель главной роли Нэйтан Филлион не станет скрывать, что вдохновляется образом знаменитого контрабандиста.

Сейчас кажется, что кинематограф поголовно состоит из фанатов саги: Джей Джей Абрамс превратил в космооперу явившийся из мира твёрдой НФ «Звёздный путь», Кристофер Нолан называл Дарта Вейдера источником вдохновения для Бейна, а во вселенной Marvel то объясняют боевую тактику с помощью битвы на Хоте, то снимают пастиш о космических пиратах. Что уж говорить о самой Lucasfilm, где создатели новых эпизодов будто соревнуются, рассказывая, как с детства любят киносагу! Скептики скажут, что это рекламный трюк, но о том же говорят и режиссёры, не связанные с франшизой, — Гильермо Дель Торо, Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон… Кажется, будто «Звёздные войны» в определённый момент незаметно записали человечеству в подкорку.

Разгадка проста: дело именно в том, что киносаге 40 лет. Сейчас на пике карьеры находится первое поколение, выросшее в мире, который родился 25 мая 1977 года. В мире, где существуют блокбастеры и многозальные кинотеатры, компьютерная графика и фанатские конвенты, обычай продавать игрушки к фильмам и писать новеллизации; где президенту и космонавтам с МКС не зазорно позировать в виде героев попкультуры. И каждый, имея в виду что-то своё, может сказать: «Да пребудет с вами Сила!»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё