Микроигры: ничего лишнего

8577
6 минут на чтение
Экономический кризис приносит индустрии настольных игр не только множество проблем, но и значительную пользу: когда на отдых в Египте денег не хватает, люди начинают искать более доступные развлечения. Самая известная коробка с фишками, «Монополия», завоевала популярность именно в годы Великой депрессии. Дорогой доллар не позволит геймерам часто заказывать игры в зарубежных магазинах и сделает покупку локализаций более выгодной. Жаль только, что такая польза для индустрии влетит в копеечку любителям больших и серьёзных игр.

Сложные американские игры часто содержат в комплектации пластиковые миниатюры, специальные кубики, большое количество карт нестандартного формата. Европейцы тоже не отстают, придумывая всё новые и новые способы переставлять по полю десятки деревянных фишек и дисков — производство которых сильнее всего подорожает из-за кризиса. Так что теперь, бросать хобби? Не нужно паники, выход из ситуации есть. На наше счастье, в последние годы появилось целое направление микроигр — компактных, несложных, но от этого не менее интересных, чем «обычные» игры.

Разработчики словно задались целью опередить друг друга в стремлении сделать игру с самым маленьким числом компонентов. Для «Дурака» и «Пьяницы» хватит 36 карт, но и это слишком много. Что, если взять 16 карт? Или даже 8? А может быть, хватит и одной? Совершенство — это не когда нечего добавить, а когда нечего отнять. Ещё недавно такие игры называли филлерами, «заполнителями» времени между двумя партиями во что-то интересное. Главные достоинства филлеров — низкая цена, короткое время партии и простота освоения. Именно их бывалые настольщики доставали с полки, когда половина игроков в «Агриколу» и «Ужас Аркхэма» ещё не пришла, а остальным не хотелось скучать. Сегодня уже и сами филлеры вызывают не меньший ажиотаж, чем их «большие» соседи на полке.
Успех и всемирное признание пришли к филлерам после выхода нашумевшего «Тайного послания». Минимализм игры поражает: все игровые компоненты — это 16 карт персонажей. В свой ход игрок берёт одну карту с верха колоды и одну разыгрывает перед собой, — и так пока не кончатся карты или все игроки, кроме одного, не выбудут из игры. Перемешать колоду, повторять до победного конца. Японец Сейдзи Канаи не придумал ничего нового — игры с вытягиванием карт персонажей были и раньше. В «Цитаделях» мы строили замки, надеясь избежать встречи с Ассасином и Вором. В «Перевороте» представлялись губернатором, а в «Маскараде» — судьёй, и всё с одной целью: заработать больше монет. В «Тайном послании» убрано всё лишнее: карты кварталов, монеты, фишки — остались только 16 персонажей с разными способностями. Возможности этих карт хорошо сбалансированы, для победы мало одного везения, нужны дедукция и умение блефовать. Игра отхватила несколько престижных премий и прописалась в коллекциях даже самых избалованных игроков. Вскоре линейка «Тайного послания» пополнилась игрой «Тайное наследие», где вместо передачи письма принцессе предлагалось найти упавший звездолёт. Дальше — больше. Чего только не придумывал издатель! Вышли переиздания нашумевшего хита в мире Рокугана (Love Letter: Legend of the Five Rings), Манчкина (Munchkin Loot Letter), с героями комиксов (Love Letter: Batman) и хоббитами (Love Letter: The Hobbit — The Battle of the Five Armies).
Рекорд Сейдзи Канаи побило издательство Tasty Minstrel Games, выпустив игру, состоящую всего из одной карты. В комплекте стратегии Coin Age, успешно собравшей на Kickstarter 1300% от первоначально запрошенной суммы, помимо листочка с правилами — только выполненный на пластике рисунок сказочного королевства. Для игры также потребуются два набора монет: с их помощью игроки определяют доступные в течение хода действия и занимают регионы королевства. В конце игры, когда вся карта будет занята или у игроков кончится мелочь, за эти регионы начисляются победные очки. Монеты должны быть четырёх разных размеров. Это важно для игрового процесса: маленькие монеты могут размещаться на больших, блокируя их передвижение и не позволяя получить за них много очков. Стоит отметить, что издательство Tasty Minstrel Games активно поддерживает print-and-play, печать игр своими силами, и перед выпуском Coin Age предоставило игрокам все нужные материалы для теста.
Дальний родственник Coin Age, абстрактная стратегия Empire Engine, в которой управление страной остроумно сравнивается с управлением сложным техническим устройством. Перед каждым игроком лежат две карты механизма, на четырёх сторонах которых изображены значки действий: атака, исследования, производство или торговля. Используя карты шестерёнок, игроки «запускают» эти механизмы, каждый раунд выполняя действие только верхнего значка на карте. Победителем становится игрок, успевший больше всех заработать на продаже товаров. Торговля в Empire Engine — занятие рискованное: в любой момент на вашего купца могут напасть воинственные соседи. Механика игры позволяет атаковать друг друга только соседним игрокам (как в популярных «7 чудесах»).

Ещё больше поражает маленькая коробочка Tiny Epic Kingdoms. Компонентов здесь побольше — целых 14 карт и пять десятков жетонов, и сам игровой процесс разнообразнее, чем в Empire Engine. Каждому игроку достаётся фэнтезийная раса с уникальным набором способностей, по одному кубику каждого ресурса и регион на маленькой карте. А дальше сами решайте, что делать. Можно захватывать регионы, строить башню или тратить ресурсы на «пробуждение» магических способностей своей расы. Разнообразие сказочных народцев и тесный мир заставляют вспомнить популярную игру Small World.

∗∗∗

Микроигры только начали выходить на российский рынок. «Тайное послание» и «Тайное наследие: Звездолёт» уже локализованы Hobby World, «Стиль жизни» выпустил целую серию европейских хитов в жестяных коробочках. Будем надеяться, что на этом наши издатели не остановятся.

Как мало надо для веселья

[su_tab title="Шотландский поединок"]
Ещё один подарок от Сейдзи Канаи. Два воинственных клана шотландских грызунов не поделили чистое поле и за четыре раунда должны выяснить, чьи солдаты сильнее. Как и в «Тайном послании», автор игры уместил все игровые правила на 16 карточках. Персонажи, посылаемые в бой, играются тайно друг от друга и вскрываются одновременно. Генерал усиливает следующий отряд, Музыкант сводит раунд к ничьей, а хрупкая Принцесса может одолеть самого сильного героя. В правилах упомянуты целых семь дополнительных вариантов игры, призванных разнообразить сражения.

[su_tab title="Котята — залог успеха"]Феноменального успеха добился на Kickstarter проект карточной игры Exploding Kittens. Невероятно простая игра набрала больше 5,5 миллионов долларов, став самым популярным проектом в истории площадки. Правила просты как две копейки: игроки по очереди берут карты из общей колоды, пока кому-нибудь не «повезёт» достать взрывающегося котёнка — этот игрок выбывает. Игроки могут влиять на процесс весьма незначительно — посмотреть несколько карт в колоде или заставить противника взять одну-две карты в другой ход. Внимание к проекту привлекают иллюстрации популярного художника веб-комиксов Мэтью Инмана (The Oatmeal).

[su_tab title="Зомби. Кубики"]
Игры на кубиках даже при небольшой комплектации всегда гарантируют азарт. Стив Джексон, создатель «Манчкина», на одном листочке правил отобразил всю суть зомби-ужастиков. На 13 кубиках, символизирующих бедных людишек, три вида граней: следы, мозги и выстрелы. В свой ход каждый игрок бросает три кубика и выполняет выпавшие на них действия. Мозги приносят победные очки, но нужно успеть их засчитать, прежде чем выпадут три выстрела. Игра останавливается, когда кто-то набирает 13 очков; самый прожорливый объявляется победителем.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.

Игры

«По ту сторону врат»: весёлый ролевой Лавкрафт из России
Упыри и глубоководные — полноправные граждане, маги становятся супергероями, а о «тайных» культах знает весь город.

Игры

Обзор видеоигры «Сатурн». Три дня на спасение мира полудня
Инженер против роботов.
Показать ещё