Расширенная вселенная: Star Wars, которые мы потеряли

80814
9 минут на чтение
Расширенная вселенная «Звёздных войн» — это огромный массив книг, комиксов и других «побочных» произведений о далёкой галактике. Но сам термин «Расширенная вселенная» уже в прошлом. Когда студия Disney приобрела «Звёздные войны», новые владельцы решили, что в основу будущих фильмов лягут совершенно новые истории. А чтобы избежать путаницы между сюжетами фильмов, книг и комиксов, всю Расширенную вселенную вычеркнули из канона и перевели в категорию «Легенды». Давайте вспомним, как возникла и как погибла Расширенная вселенная, и что нам предлагают взамен неё.

Предтечи

«Звёздные войны» сначала появились в виде книги, написанной на основе сценария, и только потом — на экране

Книги по «Звёздным войнам» появились даже раньше, чем фильмы. В 1976 году на книжных прилавках появилась написанная Аланом Дином Фостером новеллизация «Новой надежды», причём автором на обложке значился Джордж Лукас. Конечно, в то время ещё не было ни термина «Расширенная вселенная», ни программы по её развитию. Но уже тогда Лукас смекнул, что потенциал его мира простирается далеко за пределы фильмов. Книги продолжили выходить — в 1978 году Фостер уже под своим именем выпустил роман «Осколок кристалла власти». А в январе того же года издательство Marvel начало выпуск серии комиксов.

Первые авторы книг и комиксов по «Звёздным войнам» не обращали внимания на труды друг друга и основывались на крайне скудной информации из фильмов. Так, Фостер писал «Осколок» на основе идей Лукаса о том, что будет в продолжении «Звёздных войн», если бюджет второй части урежут. Поэтому в сюжете нет Хана Соло (у Харрисона Форда ещё не было контракта), а Лея готова закрутить роман с Люком, который ей пока ещё не брат. А многие комиксы вообще намекали, что «Звёздные войны» происходят в нашем мире.

Большинство тогдашних материалов не имело никакого отношения к единому канону и по большей части было выкинуто из канона ещё при «старой власти».

Начало

Строительство единой вселенной началось в 1987 году, когда издательство West End Games стало выпускать сценарии для ролевых игр по «Звёздным войнам». Поскольку для этого требовалось множество ранее неизвестных деталей, сценаристы заодно разработали путеводители по вселенной.

Материалы пригодились через несколько лет, когда издательство Bantam Spectra занялось публикацией книг по «Звёздным войнам». Вышедший в 1991 году роман Тимоти Зана «Наследник Империи» вернул интерес к далёкой галактике и положил начало Расширенной Вселенной. В те же дни издательство Dark Horse запустило серию комиксов «Тёмная Империя». Сейчас сюжет истории кажется бредовым, но тогда «Империя» стала одной из основ нового канона.
В то время каноном становилось всё, что не противоречило фильмам и предыдущим книгам. Всех героев, все события новых историй заносили в справочники West End Games. Во избежание противоречий каждый новый автор перед началом работы должен был ознакомиться с кипой справочных материалов.

Со временем справочники слили в общую базу данных — «Голокрон». Её хранителю Лиланду Чи поручили следить, чтобы авторы не противоречили друг другу и тем более фильмам. Поначалу он так и делал, но в последние годы политика изменилась, и авторов стали поощрять писать без оглядки на канон. Поэтому Лиланду чаще приходилось не устранять нестыковки, а выдумывать им объяснения.

Рисунок ранних комиксов сейчас кажется странным. Вот вы, не глядя на облачка с текстом, сможете угадать, где на рисунке Люк, а где — Палпатин?

Уровни канона

Расширенная Вселенная имела строгое деление по уровням каноничности:

  • G-канон (от General) — главный уровень канона. Это проекты, созданные при участии Джорджа Лукаса: шесть фильмов и их сценарии, новеллизации и радиодрамы на их основе. Ни один сюжет не мог противоречить G-канону.
  • Т-канон — телевизионный канон. Сюда входили «Войны клонов», над которыми тоже работал Лукас.
  • С-канон (от Continuity, «связность») — к нему относилась большая часть книг и комиксов Расширенной Вселенной.
  • S-канон (от Secondary, «вторичный») — устаревшие и неточные произведения. Они считались каноном, пока не противоречили G- или С- канону.
  • N-канон (неканон) — наиболее устаревшие произведения, а также юмористические и альтернативные истории (например, серия комиксов Infinities).

Отношения с Лукасом

Двухклинковый световой меч Дарта Мола впервые был создан Экзаром Куном в комиксе «Сказания о джедаях»

Расширенная вселенная строилась с ведома и согласия Джорджа Лукаса, который «подарил» авторам эпоху после «Возвращения джедая». О событиях до «Новой надежды» он рассказывать запретил, потому что собирался снимать приквелы. Впрочем, это не помешало Кевину Андерсону создать серию комиксов «Сказания о джедаях» о далёком прошлом далёкой галактики.

В начале девяностых дела у Джорджа шли скверно. Популярность «Звёздных войн» осталась в прошлом, а финансовое состояние подорвал развод с женой. Лукас давно отказался от планов снять три трилогии и надеялся лишь на приквелы — были бы средства. И тут вышли романы Тимоти Зана и его последователей. Интерес к «Звёздным войнам» вернулся, деньги потекли рекой, и Лукас получил шанс воплотить свои мечты. В те дни он не стеснялся выражать признательность творцам Расширенной вселенной.

Рыцарь-джедай Эйла Секура — изначально героиня комиксов. Лукас увидел её на обложке и включил в приквелы

Но Джордж легко открещивается от ранее сказанного. Когда он выпустил приквелы, оказалось, что они во многом противоречат Расширенной вселенной. Даже при том, что её авторы в своё время лично консультировались с Лукасом. Джордж начал отрицать всякую связь между его миром и работами других авторов. Но при этом продолжил зарабатывать на их труде неплохие деньги и без смущения заимствовал их идеи.

Я не слежу за всем этим. Я не читал ни одной книги. Я ничего не знаю об этом мире, он отличается от созданной мною вселенной. Но я стараюсь сводить противоречия к минимуму. Сейчас существует «Энциклопедия «Звёздных войн». И если я придумываю имя или что-то ещё, я заглядываю туда, чтобы посмотреть, не придумал ли этого кто-нибудь до меня.
Джордж Лукас

Планета Корусант впервые появляется в романе Тимоти Зана «Наследник Империи». В приквелах Лукас воспользовался идеей Зана

Последние дни

О «Войнах клонов»

Мультсериалы Star Wars, часть 3: «Войны клонов» и «Повстанцы» Филони

Алексей Ионов

23.04.2016

22418

Рассказываем о самом масштабном и популярном сериале по «Звёздным войнам».
Смутные дни Расширенной вселенной начались в 2008 году, когда появился мультсериал «Войны клонов». Ранее ход этой войны подробно расписали в комиксах и книгах, а Джордж в это не вмешивался. На сей раз Лукас контролировал сценарии сам, поэтому сериал сплошь и рядом противоречит Расширенной вселенной. При этом участие Джорджа автоматически дало «Войне клонов» приоритет над другими материалами. Лиланду Чи приходилось выдумывать объяснения всё новым и новым нестыковкам.

«Войны клонов» с первых же кадров дали понять, что не намерены ориентироваться на старый канон. Для тех, кто не понял это сразу, подготовили экранный вариант Квинлана Воса — самый сложный и драматический персонаж Расширенной вселенной превратился в весёлого растамана. Ну а больше всего фанатов Расширенной вселенной расстроил пацифистский Мандалор. Впрочем, сценаристы быстро поняли всю абсурдность подобной идеи, и к власти на планете пришла воинственная фракция Дозор смерти.

В то же время в издательствах Del Rey и Dark Horse стали заявлять, что больше не намерены оглядываться на канон. Если раньше от авторов требовали ознакомиться с горами справочного материала, то теперь незнание Расширенной вселенной стало чуть ли не преимуществом.

Окончательно судьба Расширенной вселенной была решена, когда Disney купили Lucasfilm. 25 апреля 2014 года всей ранее существовавшей Расширенной вселенной присвоили статус «легендарной». Весь её материал стал неканоном.

Новые правила вселенной

…" width="182" height="300 Расширенная Вселенная переносила действие «Звёздных войн» в глубокое прошлое…

Эту пилюлю Lucasfilm подсластили двумя новостями. Во-первых, новым авторам не возбраняется черпать идеи из прежнего канона. Совсем неканоничным считается только то, что прямо противоречит сюжету новых фильмов и сериалов.

Во-вторых, Lucasfilm отказались от «уровней канона». Они существовали лишь потому, что мнение Лукаса было решающим. После ухода Джорджа на пенсию всех творцов уравняли. А чтобы следить за каноном при создании новых фильмов, сериалов, комиксов и игр, Lucasfilm создали Сюжетную группу. В неё, помимо прочих, вошли Лиланд Чи и автор путеводителей по «Звёздным войнам» Пабло Идальго.

По сути изменилось немногое. Сюжетная группа делает то, чем раньше занимался один Лиланд Чи. И следить за каноном будут те же люди, что однажды уже не справились с этой задачей. Даже в авторы книжного цикла позвали в основном уже всем известных лиц: Джона Джексона Миллера, Алана Дина Фостера, Пола Кемпа, Кристи Голден и Джеймса Лусено.

…и далёкое будущее, во времена, когда Люк уже умер и стал Призраком Силы" width="750" height="256 …и далёкое будущее, во времена, когда Люк уже умер и стал Призраком Силы

Был ли другой путь?

С отменой старого канона вселенная «Звёздных войн» утратила уникальность. Несмотря на мелкие нестыковки, на протяжении тридцати лет это была чуть ли не единственная мультимедийная вселенная, которая умудрялась сохранять единый канон, безо всяких «параллельных миров», принятых у Marvel и DC. Теперь же мы не застрахованы от того, что лет через двадцать франшизу не перезагрузят ради очередной серии фильмов.

С деловой точки зрения решение Disney не увязывать новые фильмы с Расширенной вселенной совершенно оправданно. Да, многие фанаты мечтали об экранизации книг Расширенной вселенной, прежде всего трилогии Трауна или цикла «Новый орден джедаев». Но это были несбыточные мечты — никто и никогда не экранизирует сопутствующую литературу. Новые фильмы предназначены для простого зрителя, который в лучшем случае видел шесть старых картин. Нельзя требовать, чтобы зрители прочитали ещё и десятки книг.

Нельзя сказать, что у Disney и Lucasfilm не было иного выхода. Можно было включить элементы Расширенной вселенной в сюжет седьмого эпизода и рассказать о событиях вскоре после конца «Возвращения джедая». Вот только Хэмилл, Форд и Фишер в таком случае пролетели бы мимо новых фильмов из-за возраста. Или можно было перенести в категорию «Легенд» не всю Расширенную вселенную, а только события после шестого эпизода. Но тогда Сюжетной группе пришлось бы действительно вмешиваться в работу сценаристов и писателей. Похоже, Чи и компания решили упростить себе жизнь.

Лиланд Чи

Стоила ли игра свеч?

Отмена Расширенной вселенной вызвала бурные споры в рядах фанатов. Одни приветствовали нововведения, а кое-кто и раньше не признавал ничего, кроме фильмов. Другие же сочли, что их лишили части истории, которую они воспринимали как единую. Возникло даже движение «Верните легенды», которое собирает подписи под требованиями вернуться к старому канону и забрасывает ими Del Rey и Marvel. Но никакой реальной силы они не представляют.

На самом деле всё не так плохо. Никто не заставляет фанатов расставаться с книжками, играми и комиксами и стирать из памяти их содержимое. Другое дело, что за полтора года новый канон не предложил ничего интересного взамен «Легенд». Большинство новых книг и комиксов рассказывает про эпоху Оригинальной трилогии — фанаты уже сто раз видели подобное.

Расширенная вселенная тоже строилась не за один день. Но пока что новая вселенная напоминает огромный дом, из которого старые хозяева съехали со всеми вещами, а новый владелец ещё не въехал, и в опустевших комнатах гуляет сквозняк. Мир «Звёздных войн» лишился тщательно проработанной истории, географии и хронологии. Авторы книг и комиксов по привычке ссылаются на названия из Расширенной вселенной, но в новом каноне с ними ничего не связано.
Скудность новой вселенной ярко проявила себя в первой же книге нового канона —«Последствия» Чака Вендига. Поклонники ожидали экскурса в галактическую историю, рассказа о новой расстановке сил, а получили роман про мелкую заварушку на задворках галактики. Да, заново писать историю целого мира непросто. Но двадцать лет назад Тимоти Зан это сделал — и «Наследник Империи» стал основой, на которой возникла вся Расширенная вселенная.

«Последствия» отражают ещё одну проблему — новые книги пока не могут сравниться с лучшими работами Расширенной вселенной по качеству. Хотя Del Rey задействовали известных авторов, даже Джеймс Лусено и Джон Джексон Миллер на новом материале написали довольно посредственные вещи.

Несколько лучше обстоят дела с комиксами, где вышли серии «Звёздные войны» и «Дарт Вейдер». Да, сценаристы Джейсон Аарон и Кирон Гиллен эксплуатируют уже сотни раз использовавшуюся эпоху Оригинальной трилогии, но хотя бы делают это интересно. И это внушает надежду, что на месте РВ появится хоть что-то стоящее.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Миры

Новейшая Эдда: мотивы скандинавских мифов в современных сюжетах

Миры

Зло против добра в Древней Персии: мифология зороастризма
Во что верили зороастрийцы, кто был для них благими духами, а кто — жуткими демонами?

Миры

Трикстер и компания. Мифология коренных американцев
Тринадцать небесных и девять подземных миров на другой стороне света

Миры

Кто такие фейри: волшебный народец, добрые соседи и обитатели холмов
Не путайте их с эльфами и феями, а то обидятся!

Миры

Destiny: вселенная игры, начавшаяся с катастрофы
Как устроен мир Улья, Странника и богов-червей.

Миры

Мифологическое фэнтези: боги, герои и чудовища со всего света
От скандинавов и греков до славян и кельтов

Миры

Космический хоррор: нечто чужое в бесконечной пустоте
Чего стоит бояться покорителям космоса

Миры

Satanic Panic: как американцы искали сатанизм в играх и музыке
Дьявол заберёт ваших детей... но это не точно

Миры

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов

Миры

Как создать средневековый сеттинг
Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других
Показать ещё