Давайте сразу возьмём тему от обратного: перевернём её, подбросим, как блин на сковородке, пусть хорошенько прожарится и с другой стороны.
В 1993 году журнал Wired (выпустивший к тому времени всего три номера) опубликовал небольшую заметку Пола Саффо под названием «Киберпанк мёртв» (Cyberpunk R.I.P.). Заметка, несмотря на погребальный заголовок, пылала оптимизмом. Автор углядел прямые аналогии между событиями тридцатилетней давности и современностью. В 1950-е книги «молодых бунтарей» и немногочисленных битников — Джека Керуака, Уильяма Берроуза и других — предвосхитили гораздо более массовое движение хиппи. Теперь бурление вызвали книги писателей-киберпанков (Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Руди Рюкер и другие), и Саффо прогнозировал, что и киберпанк вполне может стать базой мощного контркультурного движения. Сомнений в том, что схлынувшая к началу девяностых волна «изначального» киберпанка уже стала неотъемлемой частью американской культуры, у Саффо не было ни малейших.
Пророчество сбылось, но не так, как предполагал автор. В 1993 году, когда писалась заметка, интернет уже существовал и бурно развивался, но для неспециалистов он был ещё слишком экзотичен, а полезность его — неочевидна. То есть на уровне идей всё выглядело прекрасно — глобальные хранилища данных, качественно новый уровень коммуникации, — но на практике большинству приходилось ограничиваться dial-up соединением на несколько минут (успевала приползти электронная почта и новые записи в конференциях UseNet), протоколом Gopher (кто его сейчас вообще помнит?) и текстовыми интерфейсами с командной строкой.
Но всего через год с небольшим появился первый общедоступный браузер Netscape Navigator. А в 1995 году начался бурный рост сетей и массовое подключение офисов к интернету. Социум рванулся в качественно новое состояние, которое вскоре назовут «информационной цивилизацией».
Одной из удивительных особенностей этой цивилизации было то, что строилась она во многом именно по вдохновенным фантазиям «киберпанков». При этом большинство классиков направления совершенно не были «технарями». Они (как и их читатели) толком не разбирались ни в тогдашнем «железе», ни в тогдашнем «софте», а потому достоверность виртуальных ландшафтов достигалась чисто литературными приёмами — упор делался не столько на справочники, сколько на интуицию и чувство меры.
Когда же прежние технические ограничения внезапно пали, инженеры и программисты осознали, что предложенные киберпанками концепции и решения чертовски удобно использовать при разработке — как ориентиры, скетчи, базовые модели. Киберпанк сам стал своеобразным уставом создаваемой «виртуальности».
Предсказанная Саффо контркультура сформировалась именно на основе идей Гибсона, Стерлинга и Ко. Поэтому выдумывать для себя новое название тусовка просто не сочла нужным — все они были киберпанки, с условным делением на «киберготов», «киберделиков» и прочее «кибервсё».
Как только движение стало массовым, появились бесспорные основания считать литературный киберпанк (и его эстетический манифест) официально покойными. Прежняя жанровая определённость расплылась и смазалась. Наработанные приёмы, сюжетные мотивы и образные системы встали на конвейер. Киберпанком стали называть гламурные рассказики о «виртуальной» любви, попсовые детективы с участием «крутых хакеров» и подростковые фанфики на тему «Трона».
А появление спроса на «детский киберпанк» стало окончательной точкой. Спорный нонконформистский манифест вошёл в жизнь, обтесался, обрёл респектабельность.
Смысла существовать в прежнем виде у него больше не было.
К счастью, Пол Саффо к тому времени его уже несколько лет как похоронил. Санитарные требования были соблюдены.
Билл и Брюс (знакомство с героями)
Осень 1981 года, Денвер, штат Колорадо. Именно там и тогда на небольшой фэнской тусовке встретились
Уильям Гибсон и
Брюс Стерлинг. Они были уже знакомы друг с другом, но только по переписке. В совсем узкой компании (Стерлинг и ещё два его приятеля), в номере отеля, где проходил конвент, Гибсон прочитал свой рассказ «Сожжение Хром».
...Как пожарная машина с ревущей вовсю сиреной, мы неслись по волоконно-оптическим линиям-магистралям, пронизывающим кибернетическое пространство; а по сути — для нас, вошедших в компьютерную матрицу, открывался прямой путь к базе данных Хром. Я ещё не мог разглядеть самой этой базы, но уже чувствовал, как замерли в ожидании стены, которые её окружали. Стены из тени. Стены из Льда...
Досье. Уильям Гибсон: 33 года, житель Ванкувера, писатель-дебютант, который пришёл в литературу кружным путём убеждённого хиппаря. Родился в Южной Каролине, учился без вдохновения, часто переезжал с места на место, пока отец не получил должность менеджера в строительной компании в Вирджинии. Всего через год после этого отец насмерть подавился во время деловой встречи в ресторане. Жить стало тяжелее, учиться — ещё противнее. Семья снова переехала — теперь в Аризону. Расстроенная оценками Билла мать предложила ему поучиться в интернате — и мальчик за эту идею внезапно с энтузиазмом ухватился. Дирекция интерната, правда, никак не могла взять в толк, почему юный Гибсон, сдавший все проверочные тесты с запредельно высокими баллами, не преуспел в обычной школе, но — мало ли...