Автомобили с круиз-контролем не считаются автономными — водителю по-прежнему нужно самостоятельно определять и контролировать скорость / Mark Doliner [CC BY-SA 2.0]Фактически два следующих уровня различаются мало, однако управление
второго уровня SAE рекомендует определять как расширенную систему помощи водителю, а
третьего — как условный автопилот. Разница между ними — в степени надежности и требуемой от человека готовности вмешаться в ситуацию. Коммерчески доступные автомобили второго уровня уже есть. К примеру, это линейка моделей S3XY от Tesla, а также некоторые автомобили General Motors (с режимом Super Cruise), BMW и Honda. Выпускать модели с присвоенным третьим уровнем автономности никто не торопится из соображений безопасности и из-за юридических проблем.
Дело в том, что, во-первых, уровни автомобилям присваивают сами автопроизводители. Пока что нет никаких лицензирующих или контролирующих организаций, которые бы следили за тем, чтобы характеристики беспилотников четко соответствовали заявленным критериям. Более того, критерии эти, касающиеся второго и третьего уровней, настолько размыты, что даже определение SAE с трудом поддается осмыслению. Во-вторых, от заявляемого уровня зависит то, как будет вести себя водитель. В упомянутых выше моделях «автопилоты» требуют, чтобы человек всегда следил за ситуацией и был готов тотчас перехватить управление. Tesla постоянно напоминает держать руки на руле, а также отслеживает взгляд водителя и выдает предупреждения, если тот направлен не на дорогу (то же самое делает Super Cruise). В 2016 году произошло смертельное ДТП с участием Tesla Model S — «автопилот» не распознал пересекавший дорогу грузовик, а водитель не успел заметить препятствие. Так что производители «умных» автомобилей остерегаются называть системы помощи при вождении полноценными автопилотами.
Впрочем, несколько лет назад Audi выпустила модель A8 с системой Traffic Jam Pilot, присвоив автомобилю третий уровень автономности. Она сильно поторопилась, поскольку законодательства ни одной страны не были готовы к выходу на рынок такого продукта. Юристы компании предупреждали, что в случае, если автомобиль с этим уровнем автономности попадет в ДТП, вина за происшествие ляжет на производителя. Audi предполагала, что за несколько лет вопрос с ответственностью в законодательстве решится, однако этого не случилось, и в прошлом году концерн заявил, что Traffic Jam Pilot в Audi A8 работать не будет.