Одна из первых ласточек этого явления — то, что сейчас происходит в соцсетях. Как только аудитория сервиса начинает исчисляться миллионами, встаёт вопрос: что делать с аккаунтами умерших пользователей? Вероятно, лет 10−20 назад люди бы прагматически рассудили, что мёртвому аккаунт ни к чему, живые и так его будут помнить, да и серверы вообще-то не резиновые. Соответственно — удалить, без вопросов. Но за последние годы мы привыкли к тому, что личный аккаунт в соцсети — это скорее продукт творчества. Многие люди вкладывают силы в то, чтобы их страница выглядела именно так, а не иначе, — самовыражение в чистом виде. Как можно такое уничтожить?
Возникают ещё моральные и юридические вопросы. Например, этично ли удалить из друзей умершего знакомого или правильнее оставить всё как есть — пусть даже он вам больше не напишет и не порадует новыми постами? А если удалить, как к этому отнесутся другие люди? Ещё сложнее ситуация с аккаунтами знаменитостей, особенно с теми, что приносили доход, — могут ли родственники распоряжаться ими, как другим унаследованным имуществом? Для аудитории аккаунтов юридический аспект не так важен, как моральный: а имеют ли право дети, жёны, родители высказываться от лица этого человека? На подобные вопросы пока нет правильных ответов; нужно время, чтобы, во-первых, сформировать новые нормы, а во-вторых, привыкнуть к ним.
Впрочем, в некоторых соцсетях уже давно появились группы, куда родственники могут добавить аккаунт умершего, чтобы сохранить память о нём. Сайты с виртуальными кладбищами начали создавать ещё раньше, причём их создателями двигали разные мотивы. Кто-то хотел просто запомнить человека, сохранить его фотографии и видеозаписи, кто-то создавал базу с указанием мест захоронения, кто-то искал способ заработать на подобных мемориалах. Кстати, почти в то же время появились цифровые кладбища для домашних питомцев: порой люди ведут себя там даже активнее, чем на человеческих.
По самым скромным оценкам, сейчас умершим людям принадлежит около сотни миллионов аккаунтов в интернете. Что с ними делать, многим непонятно. Закрыть на них глаза — не вариант, в этом показателен пример Twitter. В конце прошлого года сервис объявил, что будет удалять аккаунты, куда не заходили в течение полугода. Это вызвало бурю негодования, ведь под чистку попали бы уже давно неактивные странички умерших людей. В итоге Twitter дал задний ход и пообещал ничего не удалять, пока не продумает, что делать с такими аккаунтами.
Постепенно социальные сети начали создавать специальные мемориальные зоны. Они устроены по-разному, но в целом существует два подхода: «заморозка» страницы (аккаунт получает так называемый «памятный статус») или удаление по просьбе наследников. Чтобы изменить статус аккаунта, нужно сделать официальный запрос, предъявив свидетельство о смерти или некролог. Хотя постепенно появляются и дополнительные опции. Некоторые соцсети позволяют указать «хранителя» страницы: после смерти владельца аккаунта он может отвечать на запросы добавления в друзья и менять фото профиля, но переписка и редакция старых текстов останутся недоступны. «ВКонтакте» страницу умершего человека по запросу его родственников удаляют или закрывают от посторонних настройками приватности.
Как концепция цифрового кладбища изменится под влиянием продвинутых алгоритмов, представить несложно.
Во-первых, на смену мемориальным аккаунтам с краткой биографией и парой фото могут прийти своего рода вики-странички об умершем — обо всех следах, что он оставил в интернете. Некоторые наверняка не отказались бы от виртуального гроба со статистикой о том, сколько времени они провели в соцсетях, сколько посмотрели видеороликов и написали комментариев, какими темами интересовались, что любили, а что — нет. Впрочем, другие посчитают публикацию статистики унизительной, так что вопрос о том, открывать её или нет, должен решать сам человек.