Палеоконтакт: встречи древних с пришельцами

109499
16 минут на чтение
Чаще всего псевдонауки вроде уфологии, астрологии или криптозоологии, вредны или в лучшем случае бесполезны. Но бывает и от них польза: они служат неиссякаемым источником идей для фантастов. Например, и в фантастике, и в паранауке очень популярна теория палеоконтакта.

Фантасты, учёные и простые люди уже устали ждать, когда же состоится первый контакт с инопланетянами — если, конечно, они вообще существуют. Но в XX веке появилась гипотеза, гласящая, что контакт уже давно состоялся — только в глубокой древности. А человеческое воображение превратило пришельцев в мифических богов и титанов.

От науки до фантастики

На страницах своей книги Форт вовсю критиковал «косность» академической науки.

Идеи, созвучные с теорией палеоконтакта, витали в воздухе с начала XX века. Например, Чарльз Форт, один из первых американских исследователей паранормального, ещё в 1919 году в «Книге проклятых» (The Book of the Damned) рассуждал, что мифические создания вроде демонов на самом деле могли быть пришельцами из иных миров, которые в прошлом посещали или даже пытались колонизировать Землю.

Задумывались об этом и по нашу сторону «железного занавеса». Один из отцов-основателей советской авиации профессор Николай Рынин заявлял, что мифы могут в иносказательной форме описывать контакты со внеземными цивилизациями. С тем, что такая гипотеза заслуживает если не признания, то как минимум рассмотрения, соглашался и великий Циолковский. Впрочем, их слова далеко идущих последствий не имели.

А вот когда физик Матест Агрест в 1959 году опубликовал статью «Следы ведут в космос», где заявил, что древние мегалитические постройки служили аэродромами для инопланетян, а Содом и Гоморра погибли в ядерной войне, развязанной пришельцами, это не осталось незамеченным. И хотя статья подверглась суровым отповедям в советской прессе, её автору удалось многих заразить своей идеей. Примерно в те же годы о посещении Земли в древности инопланетянами стали чаще писать и на Западе. Например, в 1954 году журналист Гарольд Уилкинс рассматривал теорию палеоконтакта на страницах своей книги «Летающие блюдца на Луне», а двумя годами позже физик Морис Джессуп выпустил томик с говорящим названием «НЛО и Библия».

Но, пожалуй, впервые теория громко прозвучала в 1966 году, когда увидела свет книга известнейших астрофизиков Карла Сагана и Иосифа Шкловского «Разумная жизнь во вселенной». В одной из глав авторы всерьёз рассматривали версию о посещении Земли в прошлом представителями развитой инопланетной цивилизации. Примером возможного контакта между нашими далёкими предками и инопланетянами, по мнению Сагана и Шкловского, может служить вавилонская легенда о рыбоподобном бессмертном создании Оанне, от которого люди якобы получили знания об основах земледелия и математики. Если в основе мифа лежали реальные события, невольно напрашивался вывод, что Оанн мог быть гостем из космоса. А то и прогрессором, эдаким Руматой из книг Стругацких.

Карл Саган — серьёзный учёный, и одновременно писатель-фантаст.

Само собой, нашим далеким предкам даже человек, оснащённый современными достижениями науки, показался бы сверхъестественным созданием. Что уж говорить о существах, способных путешествовать между звёздами! Вот и остались эти гости из иных миров в памяти древних народов как боги.

Саган со Шкловским считали, что гипотеза палеоконтакта имеет право на существование и заслуживает серьёзного рассмотрения, но сами же отмечали нехватку доказательств. Несмотря на это, исследователей-энтузиастов идея заразила всерьёз. Главным заводилой выступил Эрих фон Дэникен, опубликовавший в 1968 году книгу «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого». Он утверждал, что на Земле предостаточно следов, оставленных гостями из иных миров, а «официальная» наука боится в этом признаться себе и людям.

Эрих фон Дэникен был осуждён за мошенничество и свою вторую книгу написал в тюрьме.

Аргументы защиты

За сорок с лишним лет, прошедших с выхода «Колесниц богов», появились сотни книг, которые в той или иной степени поддерживают или развивают построения фон Дэникена. Но основные аргументы сторонников теории за все это время не претерпели серьёзных изменений. В рамках нашего материала мы не станем разбирать эти доводы и ограничимся их перечислением.

Мегалитические постройки. Сам Дэникен и в своей первой работе, и в многочисленных книгах, последовавших за ней, акцентировал внимание на грандиозных строениях вроде пирамид Гизы, Баальбека или руин Пума Пунку, которые, по его мнению, не могли быть созданы нашими предками. И действительно, глядя на те же Египетские пирамиды, легко поверить, что для их строительства нужны технологии, значительно превосходящие всё, доступное людям бронзового века, — и ни десятки, ни даже сотни тысяч рабов компенсировать это не способны. Недаром, даже без привлечения к вопросу всяких инопланетян, не утихают споры о том, как же на самом деле возводились подобные строения.
Мифы и предания. Другой излюбленный аргумент сторонники теории позаимствовали у Сагана со Шкловским. Фактически любое древнее предание или легенду можно трактовать как эдакое свидетельство примитивных людей о контактах с пришельцами. Если смотреть на мифы под этим углом, боги превращаются в представителей инопланетной цивилизации, а все их невероятные возможности получают логическое объяснение. Это вовсе не чудеса, а всего лишь различные проявления высоких технологий, которые древним людям, естественно, казались чем-то магическим и непостижимым.
Древнее искусство. Дэникен и его единомышленники любят ссылаться на произведения искусства, оставшиеся от древних цивилизаций. Многие энтузиасты считают, что в наскальной живописи, обнаруженной в пещерах Африки, Австралии и Италии, в японских статуэтках догу и части рисунков на плато Наска и Пальпа можно найти примитивные изображения гуманоидов в космических скафандрах.

Гости в фантастике

Марсиане из романа Сёвисса воспринимают людей как животных.

Большинство учёных относится к теории палеоконтакта скептически. Оно и понятно. Все аргументы в пользу этой теории — косвенные, а твёрдых доказательств ни одному из её сторонников привести пока что не удалось. Так что тема древних инопланетян остаётся уделом уфологов, любителей сенсаций — и фантастов.

В художественных произведениях древние инопланетяне появлялись задолго до выхода «Колесниц богов». Вероятно, Гаррет Сёвисс первым заложил в основу фантастического романа идею палеоконтакта. В 1898 году он написал «Эдисоновское завоевание Марса», вольное продолжение «Войны миров» Уэллса. Сёвисс отправил в путешествие на Красную планету изобретателя Томаса Эдисона, который обнаружил там землян, томящихся в рабстве. Оказывается, марсиане тысячи лет назад посещали Землю, поработили народы Египта и Ближнего Востока и возвели пирамиды на плато Гизы. Потом эпидемия заставила пришельцев покинуть нашу планету, но они прихватили с собой невольников.

В фильме «Нечто» уже современные люди сталкиваются с пришельцем, корабль которого тысячи лет назад разбился в районе Южного Полюса. Учёные, изучавшие Антарктиду, нечаянно пробудили инопланетную тварь, которая спала во льдах, а та в качестве благодарности начала превращать людей в себе подобных, так что исследователям пришлось вступить в неравный бой с монстром.

В рассказе Питера Уоттса «НЕЧТОжества» (The Things) события «Нечто» показаны с точки зрения инопланетянина.

Одни проблемы людям принесло и посещение нашей планеты в глубокой древности Хищниками. Согласно мифологии вселенной Чужих, именно Хищники научили наших предков возводить грандиозные строения вроде пирамид. Но они же использовали людей в качестве инкубаторов для Чужих, а Земля служила для них своеобразным охотничьим угодьем.

Хищники уничтожили одну из древних земных цивилизаций, чтобы предотвратить неконтролируемое распространение Чужих.

Судя по фильму «Прометей», не слишком хорошо относятся к людям и те, кто их создал, — таинственные Космические жокеи, также известные как Инженеры, которым древние люди поклонялись как богам. Когда в конце XXI века люди отправились на поиски своих прародителей, то обнаружили лишь разорённый военный полигон. Там Инженеры готовили оружие массового поражения, которое планировали использовать на Земле, а единственный живой Инженер без лишних рассуждений начал убивать людей.

По одной из версий, тот Инженер, которого мы видим в начале фильма, подобно легендарному Прометею, поступил вопреки воле своих собратьев, когда «посеял» на Земле своё ДНК. Это, по всей видимости, и стало отправной точкой эволюции Homo sapiens. Если наш создатель был в меньшинстве, становится понятно, почему прочие его сородичи создавали биологическое оружие, обнаруженное героями «Прометея».

Ещё одну интересную подробность Ридли Скотт раскрыл в интервью. По его словам, Иисус Христос был посланником Инженеров на Земле, и за то, как с ним обошлось человечество, нашей расе окончательно вынесли смертный приговор. Упоминание об этом было в первоначальном сценарии, но его убрали из соображений политкорректности. Рассказ о мотивах и целях Инженеров сэр Ридли оставил для продолжения «Прометея».

«Я тебя породил — я тебя и убью!» — сказал Инженер и отлетел на 40 световых лет.

Читайте ещё:

Что делать при вторжении пришельцев

Сергей Бережной

28.02.2016

110885

Рано или поздно инопланетяне атакуют. Но земляне не лыком шиты — на такой случай у нас есть план!

Предтечи и создатели

Многие фантасты, которые используют в своих произведениях теорию палеоконтакта, подобно Ридли Скотту, видят в древних инопланетянах наших создателей, а то и вовсе предков. Например, в романе «Сирены Титана» ироничного Курта Воннегута космический корабль, управляемый искусственным интеллектом по имени Сэло, сломался в районе Титана порядка двухсот тысячелетий назад. Чтобы вытащить беднягу, его собратья с планеты Тральфамадор с помощью невероятных технологий придали импульс развитию человеческой цивилизации. С одной лишь целью — чтобы она доразвилась до космических полётов и смогла создать необходимую для корабля Сэло запчасть.

Инопланетные монолиты в «Космической одиссее 2001 года» подстегнули эволюцию наших обезьяноподобных предков

Во вселенной «Мира-Кольцо» Ларри Нивена все гоминиды Земли ведут свой род от инопланетной расы паков, которые некогда основали здесь свою колонию. Местные условия для пришельцев не вполне подходили, так что со временем они утратили генетическую чистоту и стали предками людей, а также человекообразных обезьян.

Поднята тема и в телесериале «Звёздный крейсер «Галактика» (2004—2009).

Спойлер!

Мало что известно о контактах ворлонцев из «Вавилона-5» с землянами в древности, но именно они причастны к появлению на Земле телепатов. А Джека-потрошителя из XIX века они похитили и заставили служить себе.

Куда более активно в эволюцию земной жизни вмешивались инопланетяне из вселенной Marvel. Так, ещё пять миллионов лет назад раса небожителей (Celestials) вмешалась в эволюцию предков Homo sapiens и создала на их основе новый вид — вечных (Eternals). Вечные и сами обладали почти божественным могуществом и были призваны служить защитниками Земли. Увы, пришельцы несколько переоценили свои возможности и заодно сотворили злобных мутантов, именуемых девиантами. Между двумя расами тут же вспыхнул конфликт, который продолжается до наших дней.

Чуть позже небожителей до Земли добрались представители империи Кри, которая вела очередную войну против своих заклятых врагов скруллов. Кри решили, что из землян, если слегка изменить их с помощью генной инженерии, получатся отличные сверхсолдаты. Поиграв с ДНК человека, пришельцы создали народ Нелюдей. Однако затем проект забросили, и Нелюди остались жить на родной планете рядом с ничего не подозревающими обычными людьми.

К Нелюдям принадлежат несколько известных суепргероев Marvel — например, Чёрный Гром, Медуза и Кристал.

Известный сценарист комиксов Грант Моррисон предложил идею, что пришельцы могли посетить Землю ещё во времена динозавров. Согласно его графической новелле «Динозавры против пришельцев» (Dinosaurs vs. Aliens), древние ящеры были разумны и между ними и гостями из космоса разгорелся напряжённый конфликт. Над этим проектом совместно с Моррисоном работает режиссёр Барри Зонненфельд, который планирует снять по мотивам «Динозавров против пришельцев» CGI-мультфильм.

Довольно необычный подход к палеоконтакту продемонстрировала группа Iced Earth в цикле концептуальных альбомов Something Wicked Saga. По сюжету, инопланетяне, причём агрессивные  — это мы с вами, люди. Наши предки тысячи лет назад вторглись на Землю и уничтожили высокоразвитую цивилизацию сетиан. В отместку последние из аборигенов с помощью чёрной магии  стёрли память людей об их происхождении. Лишившись памяти, человечество регрессировало назад к каменному веку, а сетиане продолжили подбрасывать нам с вами подлянки вроде религиозных войн и эпидемий.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Фаэты и магацитлы

В Советском Союзе о теории палеоконтакта заговорили едва ли не раньше, чем за рубежом. И, разумеется, советским фантастам эта идея не давала покоя. Моду начал Иван Ефремов, поднявший тему ещё в 1947 году в повести «Звёздные корабли».

Но самым активным последователем теории стал Александр Казанцев, который относился к идее палеоконтакта всерьёз и публиковал о ней научно-популярные рассказы ещё в 1950-60-е на страницах журнала «Техника — молодёжи». Казанцев и Ефремов приводили примерно те же аргументы, что и в трудах Саган и фон Дэникен, но особенно упирали на загадочные отверстия в черепах доисторических животных, похожие на пулевые.

В полной мере своим идеям о «старших братьях человечества» Казанцев дал ход в романе «Фаэты» (1973). Советский фантаст отталкивался от достаточно популярной гипотезы, что пояс астероидов, расположенный за орбитой Марса, некогда был планетой под условным названием Фаэтон. Казанцев написал роман-предупреждение, исходя из предположения, что этот мир был высокоразвитым и погиб из-за междоусобной войны его обитателей, фаэтов, которые внешне были очень похожи на людей.

Части фаэтов, впрочем, посчастливилось пережить гибель родной планеты. Беженцы сначала собирались обосноваться на Земле, но, обнаружив, что она обитаема, передислоцировались на Марс, где со временем построили настоящую цивилизацию-Утопию. О третьей планете от Солнца фаэты тоже не забыли и не раз отводили от неё беды, а также делились своими знаниями с её примитивными обитателями, которым пришельцы казались богами. Спустя тысячи лет люди вернули фаэтам долг.

Советские фантасты верили, что «вершины эволюции» на разных планетах должны быть похожи друг на друга. Поэтому от землян казанцевские фаэты лишь слегка отличались чертами лиц.

С очень похожей историей Казанцева опередил Георгий Мартынов в трилогии «Звездоплаватели» (1955—1960). По версии Мартынова, Фаэтон погиб по естественным причинам, а его жители, предвидя это, заблаговременно переселились в другую звёздную систему. Впрочем, фаэтонцы успели немало наследить на окрестных планетах. Они даже оставили на Венере свой космический корабль, а под Южным полюсом Земли — подробное послание. Как и Казанцев, Мартынов верил, что земляне смогут отыскать своих бывших соседей по Солнечной системе.

Самая необычная версия палеоконтакта рассказана в «Аэлите» Алексея Николаевича Толстого. Пришельцы нашу планету не посещали — наоборот, это земляне-атланты, каста жрецов под названием «магацитлы», многие тысячелетия назад умудрились перелететь на Марс, где и растворились среди местных жителей. На цивилизации Красной планеты это, впрочем, никак не сказалось, так что когда до неё добрались современные люди, то они нашли на Марсе достаточно примитивное и очень жестокое общество.

Тему «старших братьев» из Солнечной системы советские фантасты любили так сильно, что исчерпали её до дна. Последующим поколениям она уже казалась банальной. Тем более, что исследованный вдоль и поперёк Марс оказался непригоден для жизни, а гипотетический Фаэтон должен был оказаться ещё более холодным.

Мондошаваны из «Пятого элемента» не только спасали Землю каждые пять тысяч лет, но и организовали целый тайный культ в помощь себе.

Своими силами

Палеоконтакт: встречи древних с пришельцами 25В «Саге о Возвышении» Дэвида Брина палеоконтакт — совершенно обыденное в масштабах вселенной явление. Более того, именно оно служит основой межпланетной цивилизации. Практически все народы обитаемой галактики у Брина выбрались в космос не самостоятельно, а с помощью развитых цивилизаций. «Старшие братья» исследуют космос в поисках новых разумных рас, после чего «совершенствуют» своих подопечных и делятся с ними высокими технологиями.

Правда, «прогрессорством» в духе Стругацких тут и не пахнет. В качестве расплаты за «Возвышение» народ-клиент обязуется служить своим патронам на протяжении ста тысяч лет и даже после окончания ига обычно остаётся верным союзником своих благодетелей. Человечество в мире Брина — единственный народ, выбравшийся за пределы родной планеты без чужой помощи, что сделало наших потомков врагами многих обитателей Пяти галактик.

Осколки величия

Как сторонникам теории палеоконтакта, так и тем, кто просто использует её в фантастике, постоянно приходится отвечать на вопрос: если наши предки сталкивались с инопланетянами, то где же эти пришельцы теперь? Наиболее распространённая версия гласит, что наши старшие братья по разуму по тем или иным причинам вымерли. Так что нам остаётся лишь изучать руины их цивилизаций.

Именно такое фантастическое допущение лежит в основе цикла Йена Дугласа «Морпехи в космосе» (Marines in Space). В первой трилогии под красноречивым названием «Наследие» люди обнаруживают на Марсе, Луне и спутнике Юпитера Европе артефакты, оставленные инопланетянами. За обладание невиданными технологиями разворачивается нешуточная борьба между США и большинством прочих государств планеты — за исключением, как ни странно, России. В последующих романах цикла землянам благодаря наследию пришельцев удаётся выбраться в далёкий космос. Здесь им предстоит сразиться с жестокой расой Ксул, которая и повинна в гибели предыдущих звёздных цивилизаций.
Схожие мотивы звучат и в цикле «Пятая империя» Дэвида Вебера. В его версии сама Луна оказывается разумным космическим кораблём под названием Дахак, на котором около пятидесяти тысяч лет назад произошёл мятеж. Всей команде пришлось переселиться на доисторическую Землю, а Империя, из которой происходил экипаж Дахака, за минувшие тысячелетия пала под ударами иной цивилизации. Так что кораблю, выдававшему себя за спутник Земли, не остаётся ничего иного, кроме как вступить в союз с людьми, чтобы одолеть потомков мятежников и подготовиться дать отпор тем, кто уничтожил его родную Империю.

В последние годы подобные идеи вовсю используют и сценаристы видеоигр. Например, во вселенной Mass Effect человечество выбралось за границы Солнечной системы только благодаря найденным на Марсе артефактам погибшей цивилизации протеан. В далёком прошлом они присматривали за молодыми расами, в том числе и за людьми, планируя в будущем сделать их своими вассалами. Однако затем протеане были уничтожены расой разумных машин — Жнецов, регулярно «очищающих» вселенную от высокоразвитых народов. К счастью, перед гибелью протеане успели оставить послания для потомков, и эта информация помогла людям и их союзникам в борьбе со Жнецами.

Предвидя гибель, протеане пытались спасти часть своего народа от Жнецов, погрузив избранных в стазис. Но выжить удалось лишь одному из них.

В истории вселенной Halo погибшая древняя цивилизация также играет важную роль. Именно Предтечи создали конструкцию, которая дала название этому игровому сериалу. Несмотря на технологии, о которых и в XXVI веке люди могут только мечтать, Предтечи не смогли устоять перед натиском космических паразитов, известных как Поток. Чтобы остановить их, Предтечам пришлось пожертвовать собой и уничтожить большую часть жизни в галактике — но и это стало лишь временным решением проблемы. Так что спустя сотню тысяч лет и людям пришлось иметь с ним дело, а сохранившиеся технологии Предтеч оказались в этом неплохим подспорьем.

В играх историю Предтеч нам приходилось собирать по крупицам, но в последнее время авторы решили ближе познакомить нас с этим таинственным народом. Сначала вышел сборник короткометражных аниме Halo Legends, один из эпизодов которого посвящён войне между Предтечами и Потоком. А в 2011 году стартовала трилогия Грега Бира, озаглавленная «Сага о Предтечах» (The Forerunner Saga), которая посвящена закату цивилизации Предтеч. Из неё мы, в частности, узнали, что в далёком прошлом люди уже умели выходить в космос. Тогда между ними и Предтечами разгорелась война, которую наши предки проиграли. Во избежание нового конфликта Предтечи разрушили все плоды предшествующей эволюции человеческой расы, заставив наших праотцов начинать всё сначала.

Враги человечества в Halo, ковенанты, поклоняются Предтечам как богам.

Звёздные врата

Пожалуй, ни в одной другой фантастической вселенной теория палеоконтакта не играет такой значительной роли, как в «Звёздных вратах». Здесь она лежит в основе всей мифологии.

Высокоразвитый народ, внешне похожий на обычных людей и зовущийся попросту Древними, десятки миллионов лет назад создал сеть порталов, позволяющих путешествовать между планетами и даже галактиками без космических кораблей. Древние основали на просторах Млечного Пути огромную империю, в которую входила и Земля. Но затем из-за эпидемии им пришлось перебраться в иную галактику.

Пришельцы не просто построили пирамиды — они на них летали!

Хотя это произошло миллионы лет назад, память о Древних, пусть и в искажённом виде, всё же сохранилась у землян. Так, легендарная Атлантида была всего лишь крупным городом Древних. И ее вовсе не поглотили воды мирового океана — напротив, она вместе со всеми жителями переместилась на другую планету.

Уже на заре первых человеческих цивилизаций до нашей планеты добралась ещё одна инопланетная раса — змееподобные паразиты гоа’улды, использовавшие гуманоидов в качестве носителей. Эти пришельцы поработили наших предков, вывели на их основе новый вид, могущественных воинов джаффа, и переселили многих людей на прочие планеты своей империи. К счастью, междоусобица заставила гоа’улдов покинуть Землю. Они остались в мифологии человечества как боги — Ра, Осирис, Апоп и Баал.

Когда люди обнаружили звёздные врата и начали исследовать иные миры, первой же планетой, на которую они попали, стал Абидос, где наш старый знакомый Ра восстановил древнеегипетские порядки и правил как бог. Земляне положили конец тирании Ра, но позднее им ещё не раз приходилось вступать в конфликты с его сородичами.

’улд» на языке самих инопланетян означает «дитя богов»." width="750" height="499 «Гоа’улд» на языке самих инопланетян означает «дитя богов».

Не исключено, что когда-нибудь доказательства палеоконтакта заставят нас переписать учебники истории. А быть может, эта теория останется в памяти наших потомков как красивый, но лишённый оснований миф XX века. Даже если так, её стоило придумать хотя бы потому, что она послужила источником идей для множества талантливых писателей и сценаристов.

Что почитать?

Курт Воннегут «Сирены Титана»

Йен Дуглас, трилогия «Наследие»

Андрей Скляров «Обитаемый остров Земля»

Что посмотреть?

«Нечто» (1982)

«Звёздные врата» (1994)

«Звёздные врата: SG-1» (1997—2007)

«Звёздные врата: Атлантида» (2004—2009)

«Древние пришельцы» (2010—2012)

«Прометей» (2012)

Что послушать?

Iced Earth — Framing Armageddon (2007); The Crucible of Man (2008)

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Миры

Новейшая Эдда: мотивы скандинавских мифов в современных сюжетах

Миры

Зло против добра в Древней Персии: мифология зороастризма
Во что верили зороастрийцы, кто был для них благими духами, а кто — жуткими демонами?

Миры

Трикстер и компания. Мифология коренных американцев
Тринадцать небесных и девять подземных миров на другой стороне света

Миры

Кто такие фейри: волшебный народец, добрые соседи и обитатели холмов
Не путайте их с эльфами и феями, а то обидятся!

Миры

Destiny: вселенная игры, начавшаяся с катастрофы
Как устроен мир Улья, Странника и богов-червей.

Миры

Мифологическое фэнтези: боги, герои и чудовища со всего света
От скандинавов и греков до славян и кельтов

Миры

Космический хоррор: нечто чужое в бесконечной пустоте
Чего стоит бояться покорителям космоса

Миры

Satanic Panic: как американцы искали сатанизм в играх и музыке
Дьявол заберёт ваших детей... но это не точно

Миры

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов

Миры

Как создать средневековый сеттинг
Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других
Показать ещё