Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего — они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу, и в них будет просто взрыв цвета.
Футурист Джакомо Балла, «Манифест об одежде человека будущего», 1913 год
За последние сто лет развитие одежды значительно отстало от прогресса науки. Синтетика, «молнии», «липучки», кнопки, новые краски — вот, пожалуй, и все дары космического века. Причуды моды отчасти компенсируют дефицит технических новаций, но индустрия одежды по-прежнему остаётся консервативной. Мы носим те же предметы гардероба, что и наши предки тысячи лет назад, и сделаны они зачастую из тех же природных материалов. Неужели и в далёкой-далёкой галактике, куда не ступала нога человека, в моде будет строгий чёрный костюм из английской шерсти?

«Ну уж нет!» — говорят фантасты. Их воображение значительно опережает возможности науки и запросы посетителей магазинов prêt-a-porter. Если верить книгам, фильмам и играм, через каких-нибудь 50 лет на наших вешалках будет висеть что-то невообразимое. Учёные пытаются идти в ногу с человеческой фантазией и вносят в моду высокие технологии, неподвластные модельерам. Что же из этого всего получится?

Vestis facit virum — Одежда делает человека

Платье из стекловолокна, двигающее панелями по команде с пульта. Пример «моды будущего» без будущего.

В одежде нет ничего особенного до тех пор, пока она колышется на бельевой верёвке. Однако когда мы надеваем её — вот тут и начинаются трудности. Жарко, неудобно, слишком громко шуршит, мнётся, быстро покрывается катышками, легко пачкается и плохо отчищается, на солнце выцветает, а под дождём расползается на куски.

Эти проблемы вечны. Идеальной одежды не бывает. Две тысячи лет назад простые люди носили хламиды из грубой, колючей ткани нежно-трупного цвета, сшитой толстыми нитками. Сегодня в нашем распоряжении нейлон, полиэфирные волокна, эластомеры вроде «Лайкры» фирмы «Дюпон» и прочие синтетические материалы — главные достижения гардеробной индустрии 20 века. Путь одежды с вешалки на помойку стал длиннее, но пользы от неё столько же, как и во времена фараонов. Одежда по-прежнему лишь прикрывает срам и защищает от непогоды.

Есть вещи, которые не меняются веками. К примеру, ложка космического пехотинца ничем не будет отличаться от ложки римского легионера. Однако человеческая одежда — не идеал функциональности. Можно увеличивать количество карманов и пришивать светоотражающие ленты. А можно вспомнить о том, что одежда — вещь, которую мы носим дольше и чаще, чем часы с мобильными телефонами. Так почему же её до сих пор не коснулись высокие технологии?

Одежда согревающая

Вот, пожалуйста — самое простое и очевидное: если одежда должна греть, то почему бы не помочь ей в этом? Существуют электрические одеяла-грелки. Автомобильные сиденья с подогревом давно стали нормой, а не излишеством. Тёплые полы, наконец...

Одежда с подогревом тоже есть. Она используется службами спасения для борьбы с переохлаждениями. Её предлагают рыбакам, охотникам, геологам, работникам торговли на улицах. На заказ сделают что угодно — от жилета до электростелек в ботинки. Она эффективна при температуре до -50 градусов и гораздо легче тёплой одежды для экстремальных видов спорта. Питание — от чего угодно, начиная с автомобильной электросети, заканчивая литиевыми аккумуляторами.

Термоодежда WarmX.

Подвох в том, что система обогрева одежды очень прожорлива и «съедает» блок из 6 пальчиковых батареек за несколько часов. После чего в ней становится очень холодно, ведь «пассивное» утепление очень слабое. Кстати — к тому времени, когда вам захочется включить «отопление», батарейки могут попросту «сесть» на морозе.

Дешёвые модели термоодежды могут бить владельца током и полностью выходить из строя под дождём. Возможность регулировать температуру обычно ограничена или вообще отсутствует. Наконец, цена. За качественную термоодежду просят столько, что вместо одной куртки можно накупить бабушкиных свитеров на целую арктическую экспедицию.

Чтобы стать массовой в 21 веке, такая одежда должна быть дешёвой и греть как минимум 8 часов подряд. А пока что она интересует лишь людей героических профессий и экстремальных увлечений.

Одежда светящаяся

Светящаяся майка TeamAwear.

Тех, кто хочет уже сегодня носить одежду будущего, должны заинтересовать предметы туалета с электролюминесцентными полосками. Из доступных вещей можем порекомендовать футболки T-Qualizer (рисунок справа) с цветным эквалайзером (может быть выполнен в виде различных рисунков), реагирующим на окружающие звуки. Есть также аналогичные бейсболки и модели с индикатором мощности сети Wi-Fi. Четыре батарейки ААА обеспечивают работу в течении 30-40 часов. Как отстирывать всё это футуристическое богатство от грязи, производитель умалчивает.

На фото слева — экспериментальная модель TeamAwear. Спортивная майка, светящиеся индикаторы которой могут показывать очки, фолы, время до конца игры и т. д. Работает вместе с системой датчиков в спортивном инвентаре.

Одежда многофункциональная

Ещё одна простая идея — увеличить функциональность одежды, «навесив» на неё какое-нибудь полезное приспособление. Пришивать швейцарские часы к рукавам деловых костюмов, к счастью, никто не додумался. Но музыкальный плеер или телефон в молодёжной куртке — то, что надо.

Не так давно фирма Burton, чья основная продукция — снаряжение для сноубордистов, представила две высокотехнологичных куртки. Первая получила название Sleeper Hoodie (толстовка для сонь) и адресована заядлым путешественникам. Встроенный iPod, специальные карманы для билетов, паспорта и наушников, расстёгивающиеся подмышки (чтобы проветриваться), а в капюшоне — выдвижной козырёк от солнца и подушка под шею.

Вторая куртка Burton Audex создавалась вместе с инженерами Motorola. На левом рукаве расположен пульт управления. В капюшон вшиты динамики с микрофоном (но можно подключать и внешние наушники). «Бортовая» электроника куртки обеспечивает вас мобильной связью, музыкой и поддерживает Bluetooth. Кнопка ответа на звонок удобно расположена на рукаве, там же высвечивается номер звонящего.

Одежда на любой размер

Капсула Bodymetrics.

Самое неприятное в процессе покупок — подбор одежды по размеру. Фасон понравился, цвет устраивает, а не сидит, хоть тресни! Компания Bodymetrics смотрит в будущее с оптимизмом и предлагает сканирование тела для индивидуального пошива одежды.

Пока что эксперимент был проведён лишь на джинсах. В лондонском универмаге Selfridges поставили кабину-сканер стоимостью около 200 тысяч долларов. За 5 секунд она снимает с клиента 200 мерок, по которым одна из известных фирм шьёт вам джинсы выбранного фасона. Услуга вылетает в копеечку — идеальные штаны американских ковбоев обходятся примерно в 600 долларов.

Но Bodymetrics не унывает и надеется превратить эту технологию из аттракциона для чудаковатых богачей в потребительскую норму. На очереди сканирование всего тела и пошив костюмов элитных марок. Если удастся создать дешёвые сканеры, а одежду по снятым меркам будут шить на автоматизированных фабриках, то мужчины наконец-то перестанут ненавидеть походы по магазинам в компании требовательных дам.

Сапоги-скороходы

В разное время подошву обуви делали из шкур, папируса, дерева, бересты, кожи и даже металла. От подошвы в первую очередь зависит комфорт ношения обуви. В начале 20 века братья Дасслер (основатели фирм Adidas и Puma) вырезали подошвы для продаваемых ими ботинок из старых автомобильных покрышек. А в 2005 году, после трёх лет разработок в условиях глубочайшей секретности, компания Adidas представила первые в мире «умные» кроссовки Adidas 1.

Датчик, магнит, микрокомпьютер и механический привод (моторчик с винтом и тросом), питаемые от батарейки, — эта система анализирует коэффициент сжатия подошвы, и регулирует её жёсткость под оптимальные значения. Иначе говоря, когда нога находится в воздухе, подошва «разжимается», увеличивая амортизационный эффект, а сопротивление различных типов почв выравнивается и спортсмену становится одинаково комфортно бежать как по песку, так и по асфальту.

Моддеры уже доработали эти кроссовки — теперь они передают на КПК данные о количестве шагов, примерной скорости и пройденном расстоянии.

Одежда... из банки!

Космическая еда в тюбике — прошлый век. Как вам одежда Fabrican в аэрозольной банке? Её придумал дизайнер Манель Торрес в начале 2000-х годов. Всё просто: на голое тело наносится спрей из мельчайших текстильных волокон со специальным связующим составом. После быстрого высыхания получается одежда: нужного вам цвета, толщины (для зимы или лета), и идеально прилегающая к вашей фигуре. Материал экологически чист, «дышит», не липнет к телу и легко снимается.

Если в изначальный состав внести определённые добавки, то с помощью Fabrican можно делать гигиенические салфетки, туалетную бумагу, липкую ленту, наждачную шкурку, полировальные салфетки и распылять «повязки» на раны. В одежде можно комбинировать различные цвета, наносить рисунки, надписи через трафарет. Встал с утра, умылся, попрыскал себя одеждой — и на работу.

Ткань Fabrican не очень прочна и выдаёт все недостатки тела, поэтому сейчас её применяют лишь в высокой моде.

Одежда с обнимашками

А главное — обнимающиеся футболки можно стирать!

Любимый человек уезжает от вас и вы будете по нему скучать? Не беда. Вооружитесь футболками Hug Shurt. Стоит одному из вас заключить невидимого партнёра в объятья (проще говоря, обнять самого себя, дотронувшись до специальных областей на рукавах своей футболки), как встроенные сенсоры зафиксирует длительность контакта, его силу, уровень сердцебиения и температуру вашего тела.

Через приёмник Bluetooth футболка передаст эти данные на ваш мобильный телефон, откуда они отправятся к тому, кого вы обнимали. Его футболка воспроизведёт их, сжав его точно так же, как вы. Он может ответить, обняв вас. Представьте: стоят в разных концах планеты два человека, обнимают воздух и улыбаются.

Обниматься также можно и в одностороннем порядке, заранее записав параметры своего объятия и отправив их партнёру по SMS. Изобретение очень перспективное: при небольшой модернизации можно будет удалённо сделать массаж, отлупить ремнём провинившегося ребёнка или задушить кого-нибудь, кто этого заслуживает.

Science fashion

Насчёт одежды будущего в фантастике есть клише, которое можно описать тремя словами: все носят униформу. Причин три. Во-первых, предполагается, что численность человечества достигнет совершенно неприличных цифр, а природа будет если и не окончательно загублена, то, по крайней мере, загнана в угол. Веселёньких хлопковых маечек и шиншилловых фуфаечек при таком раскладе на всех не напасёшься. Выход один — синтетические материалы и массовое производство, исключающее какое-либо разнообразие.

Эквилибриум: встречают по одёжке. По ней же и протягивают ножки.

Во-вторых, униформа ассоциируется с мрачными кошмарами тоталитаризма, который, если верить авторам, наступит чуть ли не завтра. Смысл такой одежды в антиутопии — демонстрация равенства людей в самом худшем смысле этого слова: они стали безликой унылой массой, одинаковыми винтиками механизма, гомогенным кормом для государства-Левиафана. Официальной же причиной ношения униформы традиционно объявляется ликвидация всяких иерархий и сплочение общества.

В антиутопиях последнее утверждение — не более чем пропагандистская ложь. Однако с точки зрения утопий униформа действительно благо. Например, в «Звёздном пути» поголовное ношение униформы уравнивает людей. Костюмы здесь схожие, но разноцветные и элегантные, причём цвет означает род занятий человека (принадлежность к тем или иным службам звездолёта). К примеру, инженеры и офицеры службы безопасности звездолётов носили красную униформу. В оригинальном сериале такие персонажи умирали чаще других, что стало почвой для множества шуток среди фэнов.

Третья причина популярности униформы проста и, увы, наиболее распространена — у авторов книги не хватает фантазии, а у создателей фильмов — денег.

Униформа экипажа корабля «Энтерпрайз» («Звёздный путь», 2009).

Обратная ситуация — когда футуристичность одежде придаётся не её функциональностью или новизной, а затейливостью кроя. В книгах гримасы моды будущего описывать трудно, писатели предпочитают придумывать одежду с технологическими «фишками», поэтому павлиньи наряды — второй по популярности (после униформы) трюк в кинофантастике. К примеру, актёров «Пятого элемента» обшивал Жан-Поль Готье, благодаря чему на просторы 23 века вырвалась безумная подиумная мода века 20-го.

В остальных же случаях наши далёкие потомки ходят в той же одежде, что и мы с вами. Если произошла глобальная катастрофа («Безумный Макс», «Водный мир») — будут стильные лохмотья. Панки доросли до приставки «кибер»? Те же самые лохмотья плюс нагромождение взаимоисключающих стилей, а также техноэкзотика вроде платьев, меняющих цвет вместе с ногтями владелицы («Нирвана», 1997).

Костюмы Эон Флакс (2005) — ещё один пример того, как легко выдать выкрутасы модельеров за то, что будут носить наши потомки.

По-настоящему интересные находки, достойные носить звание «одежда будущего», встречаются крайне редко, так как требуют от авторов изрядной фантазии. Герберт Уэллс затруднять себя не стал и попросту раздел жителей Утопии, оставив им лишь украшения да несколько лоскутков ткани («Люди как боги», 1923). В «Человеке с пятью «не» (1967) Вадима Шефнера, наоборот, с помощью специального порошка можно вырастить на теле густую шерсть, с успехом заменяющую одежду. А вот что произошло, когда компьютер спрогнозировал моду 2975 года, а одна девочка сшила по полученным данным платье:

О фасоне я не знаю, что и сказать... Я подозреваю, что постоянного фасона у него вообще не было. Трепетали, переливаясь друг в друга, текучие детали, полукрылья бились вокруг рук и за спиной, еле видимые полотна — или это только казалось? — струясь, сходились у щиколоток ног наподобие узбекских шаровар.
Лилиана Розанова, «Две истории из жизни изобретателя Евгения Баранцева» (1967)
Многие фантасты считают, что всё новое — хорошо забытое старое, и возвращают на сцену античные костюмы: «Туманность Андромеды» Ефремова, «Борьба в эфире» Беляева.. Даже джедаи с ситхами из «Звёздных войн» одеваются в стиле «ретро». В рассказе «Любовь в XXI веке» (1960) Роберт Янг высмеял массовое увлечение американцев автомобилями. «Автоплатья» и шлемы-шляпки заменяют людям одежду: есть фасон «пикап», деловой костюм «бьюик» и спортивная форма с откидным верхом.

Футуристические костюмы «Барбареллы» (1968) делал Пако Рабанн.

Одним из первых «подружил» одежду с техникой Олдос Хаксли: в его «Шутовском хороводе» (1923) упоминаются брюки с пневматическим сиденьем для тех, кто ведёт сидячий образ жизни. Станислав Лем предугадал создание распыляемой одежды («Возвращение со звёзд», 1965), а также предсказал одежду, меняющую цвет и рисунок в зависимости от температуры воздуха («Магелланово облако», 1960). На фоне этого одежда из хамелеоновой ткани, принимающей цвет окружающей местности, уже не кажется чем-то выдающимся (Джордж Мартин, «Умирающий свет», 1977).

В одном из ранних рассказов Филипа Дика «Проблема с пузырями» (1953) фигурирует очень провокационное платье. Оно прозрачно, если смотреть на девушку боковым зрением, и обретает цвет, скрывающий наготу хозяйки, при прямом взгляде на неё. Кроме этого, великий параноик описал одежду в форме спрея («Реставратор галактики», 1969) и камуфляжный костюм, постоянно меняющий вашу внешность:

В основном костюм состоял из многогранных кварцевых линз, соединённых с микрокомпьютером, который содержал в памяти полтора миллиона физиономических характеристик, каждую наносекунду компьютер передавал на сверхтонкую мембрану, окружавшую носителя костюма, всевозможные оттенки цвета глаз, волос, формы носа, расположения зубов, конфигурации лицевых костей и т. д.
Филип К. Дик, «Помутнение» (1977)

Камуфляжный костюм из «Помутнения» был придуман в наркотическом бреду.

Фрэнк Герберт обессмертил себя в истории одежды «изобретением» дистикомба (стилсьюита) из цикла «Дюна» — обтягивающего комбинезона из многослойной ткани, рассеивающей тепло и фильтрующей выделяемую телом воду (включая мочу и кал). Насосы, встроенные в пятки, гонят её по системе трубок в специальные карманы. Лишь такой костюм даёт возможность выжить на пустынной планете, так как человек теряет на испарении не более глотка воды в день. Поверх него носят универсальный плащ джубба, который может отражать тепло или накапливать его, а также служить палаткой.

С технической точки зрения подобный костюм в принципе возможен, однако есть одно «но» — испарение воды является главным механизмом охлаждения человека. Если собирать её мембранами с кожи, носитель такого костюма сварится в нём заживо.

Пол Атрейдес в дистикомбе (стилсьюите).

Джеймс Грэм Баллард в рассказе «Скажи «прощай» ветру» (из сборника «Багряные пески», 1971) слегка поиздевался над современной одеждой, назвав её «инертной». Люди будущего не согласились бы одеться в неё даже на смертном одре, ведь в их распоряжении была живая одежда из биоткани. За её генетическую основу были взяты глицинии и мимозы. Одежда чувствовала настроение и мысли людей, меняя форму и цвет сообразно им. Рядом с симпатичным молодым человеком на груди девушки появлялось глубокое декольте. В офисе же легкомысленный сарафан становился строгим костюмом. Живая одежда питалась выделениями с кожи, очищая её, и не нуждалась в стирке.

Из более прозаических предсказаний можно вспомнить Брюса Стерлинга, описавшего в 1988 году кроссовки со счётчиком пробега и скорости («Острова в сети»). Однако Adidas выпустила первые «чипованные» кроссовки с аналогичными функциями ещё в 1985 году, поэтому Стерлинг слегка опоздал.

Да и его коллеги-киберпанки не придумали на этот счёт ничего нового. В «Нейроманте» Гибсона описывается мимический полиуглеродный костюм, воспроизводящий любые цвета, включая рисунок поверхности, к которой его хозяин прислонился. Нил Стивенсон в «Лавине» (1992) был гораздо изящнее и ироничнее: мафия, контролировавшая продажи пиццы, снаряжала её доставщиков лучше, чем правительство солдат:

Черная, как активированный уголь, форма словно высасывает свет из воздуха. Пуля отскочит от арахноволокон этого скафандра, точно птица-крапивник от садовой двери, но испарина проносится, как вихрь через лес, только что политый напалмом. Надо всеми суставами и костями — синтезированный бронегель: на ощупь — как зернистый студень, защищает, как стопка телефонных справочников.
Наконец, одежда героев другой его книги — «Алмазный век» (1995) была сделана из наномеханических фабрикул, сбрасывавших с себя грязь и отжимавших воду. Провёл рукой в белой перчатке по грязной луже — а через несколько секунд она снова чистая.

Инопланетные костюмы мало кто придумывает — чаще пришельцев одевают по земному фасону. И гораздо менее крикливо, чем людей (на примере «Звёздных войн»).

Космическая одиссея

Над дизайном одежды персонажей культового фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» работал дизайнер королевского дома Великобритании Харди Эмис. Наиболее интересна женская одежда для невесомости. Мягкие ботинки с плоской подошвой на «липучке» (цепляющейся за ворсистое покрытие пола), чтобы дама не улетела к потолку. А если это всё же произойдёт, на её голову надет специальный тюрбан, смягчающий удары.

∗∗∗

К одежде во все времена будет предъявляться одно главное требование — она должна быть удобной. Наши потомки никогда не наденут платья из целлофановых пакетов и костюмы с воротничками до потолка — такую одежду и пятьсот лет спустя будут делать лишь чудаковатые кутюрье, ничем не отличаясь в этом от строителей домов из спичечных коробков или художников, рисующих картины навозом.

Фасоны и краски будут постоянно меняться — но лишь в тех пределах, вне которых вашей одеждой заинтересуются санитары дурдомов с их консервативной привязанностью к длинным завязывающимся рукавам. Несомненно, будут появляться новые материалы и ткани — тёплые, лёгкие, антимикробные. В одежду будут встраиваться гаджеты — но не те, которые разумнее покупать отдельно (плееры, телефоны), а сугубо утилитарные: для обогрева, контроля вашего физического состояния, автоматического впрыскивания инсулина диабетикам... Всё это будет внедряться очень медленно. Но обязательно будет.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся
Статьи

Наука

Малая лунная гонка: почему советские космонавты так и не облетели Луну

Наука

История Нобелевской премии: награда самым умным от создателя динамита
Как получить деньги за то, что сделал жизнь человечества лучше

Наука

Царство грибов: природные суперкомпьютеры, хитрые паразиты и создатели зомби
В спорах рождается истина!

Наука

Что такое взрыволёт? Бомба, которая откроет человечеству космос
Этот корабль — просто бомба!

Наука

Войны будущего: от ядерной зимы до виртуальных сражений
А может, всё-таки, камней и палок

Наука

Ядерное оружие в космосе. История гонки вооружений за пределами Земли
Настоящие звёздные войны во времена холодной войны

Наука

Теория панспермии: а что если жизнь на Земле появилась из космоса?
Мы — дети галактики?

Наука

Настоящее свидание с Рамой: как наука открыла межзвёздные тела
Гости из далёкого космоса

Наука

Настоящие вампиры: как наука объясняет миф о Детях Ночи
И кто в природе действительно пьёт кровь

Наука

Космические тяжеловесы: прошлое и будущее самых мощных ракет-носителей
Сверхтяжёлая надежда космонавтики
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся