Историки не могут определиться, как назвать эту войну — «Третья Космическая», или, может быть, «Первая галактическая». Мы зовём её просто «Война с жуками».
Роберт Хайнлайн, «Звёздный десант»
...Заслоняя сияющие звёзды, стремительно и беззвучно проносятся в пустоте серые, необозримо гигантские, усеянные орудийными башнями корпуса космических линкоров. Эскадрильи юрких истребителей снуют между громадами галактических левиафанов. Грозный флот Империи идёт на сближение с флотом Чужих.

В общем, примерно так. Истинно говорят, что полководцы готовятся не к будущим, а к прошлым войнам. Хотя очертания космических кораблей и причудливы, в них, тем не менее, угадываются привычные нам авианосцы, крейсера и эсминцы земных морей. Ну а тактика межзвёздных эскадр, само собой, заимствована из истории операций на тихоокеанском театре военных действий в период Второй мировой войны. Это — в лучшем случае. В худшем она будет заимствована из истории карибского пиратства. Тогда исход сражения решится в абордажной схватке флагманов. Но будет ли в действительности борьба за господство в космосе похожа на земные баталии?

Цели и характер войны

Крупные корабли скорее будут служить для переброски десантов на планеты, чем для битв в космосе

Действительно, на что же ещё мы можем опереться, если не на опыт морских сражений? К примеру, война между США и Японией началась с поединков авианосцев, а закончилась ядерной бомбардировкой. Можно сказать, сброшенная на Хиросиму бомба стала жирной точкой в истории великих войн. С этого момента могущественные державы в отношении друг друга вынуждены ограничиваться лишь угрожающей жестикуляцией.

В «космической» фантастике, за редкими исключениями, оружием массового поражения пренебрегают. В самом деле, а какой смысл в тотальном уничтожении противника? Цель войны — это мир, лучший, чем довоенный, а вчерашние враги — это завтрашние покупатели и послезавтрашние союзники.

Проблема в том, что подобные рассуждения хороши лишь в теории. К счастью, проверять их состоятельность на практике, начиная «ограниченную» войну против ядерной державы, на Земле никто не решился. И в космосе не решится. Ведь для этого требуется не только полностью полагаться на здравомыслие врага, но и быть на 100% уверенным, что он сохранит его, оказавшись на грани поражения.

Сдерживающий фактор будущего: спутник с ядерными ракетами из «Космической одиссеи»

Не стоит полагаться на то, что от ядерной атаки одну из сторон удержит опасение сделать планету непригодной для жизни. Даже располагая примером одной-единственной планеты, мы можем с уверенностью заключить, что Галактика отнюдь не перенаселена и свободных планет в ней сколько угодно. Наглядный пример: атмосфера Земли стала пригодной для дыхания ещё 300 миллионов лет назад, но за всё это время никто её, бесхозную, прибрать к рукам не попытался. Никому, кроме нас, она не понадобится и ныне, когда её ресурсы в значительной мере истощены.

Можно предположить, что наиболее вероятным типом войн в Галактике будут малопочётные «локальные войны» галактических супердержав против заведомо слабого противника, неспособного нанести симметричный удар возмездия. Например, войны метрополии против собственных, ещё не набравших силу, колоний.

Истребители звёзд

Не стоит гадать, какое именно оружие массового поражения наука вложит в руки воинов далёкого будущего. В романе Сергея Лукьяненко «Геном», к примеру, эбенские крейсера способны срывать фотосферу со звёзд. Правда, далеко не факт, что в такой эскалации средств уничтожения есть смысл. Чтобы эффективно очистить поверхность планеты от признаков разумной жизни, взрывать звезду не требуется. В наше время оружие разрушительнее водородной бомбы считается попросту неэффективным.

Конечно, в эпоху межзвёздных перелётов «старое доброе» оружие может показаться несколько архаичным. Но, с другой стороны, простота — залог надёжности. Например, в «Черепе на рукаве» Ника Перумова и в романе «Без пощады» Александра Зорича в боях на поверхности планет суперсолдаты будущего продолжают пользоваться обычным автоматическим оружием.

Эквивалентом «старомодных» ядерных сил в будущем станет космический флот. Ведь каковы бы ни были заряды (фотонные бомбы, боеголовки с антиматерией), для их доставки к цели потребуется гиперпространственный двигатель. В связи с этим можно предвидеть, что метрополия будет препятствовать распространению данной технологии в колониях. Не исключено также противодействие (в том числе и насильственное) со стороны старых цивилизаций выходу «молодежи» на галактический уровень. Последнее мы сможем проверить на собственной шкуре, когда наши учёные изобретут нечто подобное.

Уничтожение Земли (мультфильм Titan A.E.).


Средства и тактика ведения войны

Увы, в пределах Солнечной системы воевать решительно не с кем. Для того чтобы помериться силами с врагом, нам придётся строить гиперпространственные корабли, способные «прокалывать» пространство, исчезая в одном месте и появляясь в другом. Никаким иным путём совершать путешествия к далёким светилам за разумное время невозможно, так как даже предельная в обычном пространстве скорость света для этой цели недостаточна.

Надо заметить, боевой ценности подпространства (гиперпространство, X-матрица) уделяется незаслуженно мало внимания. Обычно оно почитается полезным исключительно для преодоления межзвёздных расстояний. Между тем, возможность «погружаться» оказалась бы очень кстати именно в бою. Как можно бороться с противником, мгновенно переносящимся с одного места на другое?

Если проводить параллели между морскими и космическими кораблями, то наиболее очевидной аналогией межзвёздного корабля будет подводная лодка. С той только разницей, что погружённая субмарина уязвима для атак с поверхности и передвигается медленнее надводных кораблей, а ушедший в «матрицу» космический крейсер этих недостатков лишён.

Х-крейсер: «космическая подлодка» из игры по циклу «Завтра война»

Подводная лодка почти не нуждается в броне и оборонительном вооружении. Если надводный корабль может маневрировать только в двух измерениях, то подводная лодка — в трёх. Скрытность даёт подводному ракетоносцу лучшую защиту, чем эскадрильи истребителей надводному «плавучему аэродрому». А какие бы шансы субмарина оставила другим кораблям, если бы могла перемещаться в глубинах моря быстрее ракеты?

Конечно, способность кораблей совершать гиперпространственные скачки окажется тем или иным образом ограниченной. Но усилия конструкторов военной техники, несомненно, будут направлены на сведение этих ограничений к минимуму, пусть даже и в ущерб всем прочим боевым возможностям звездолёта. Подпространственный крейсер, подобный упоминающимся у Александра Зорича в рассказе «Мизерикорд» (опубликован в «Мире фантастики» № 21, май 2005) X-крейсерам Директории, должен появляться «на поверхности» только для залпа.

Значение маневрирования в обычном пространстве в этом случае сведётся к минимуму. Даже самый быстрый и маневренный космический истребитель окажется слишком медлительным по меркам галактических войн.

Сблизиться с появившимся в обычном пространстве «скачковым» кораблём, заставить его снова «погрузиться», а потом, может быть, и гнаться за ним в гиперпространстве сможет только другой звездолёт. Противодействовать же вражескому флоту «на поверхности», а также уничтожать летящие в сторону планеты ракеты будут малоподвижные, но хорошо защищённые орбитальные батареи со сверхмощным лучевым оружием.
Ставка на «неуловимость» кораблей имеет для тактики космических войн многообразные последствия. Например, блокада вражеских баз, столь эффективная на море, в космосе будет играть лишь незначительную роль. Ведь именно подводные лодки во Вторую Мировую войну доставляли грузы в наглухо заблокированные противником порты.

Защитная платформа Земли из сериала «Вавилон 5»

Ещё лучшей мыслью будет вовсе обойтись без «залпов», превратив в «снаряд» сам корабль. Если гиперпространственные двигатели окажутся достаточно компактными и будут обеспечивать «всплытие» в непосредственной близости от цели, то небольшой беспилотный корабль сам сможет стать средством доставки боеголовок. В этом случае его можно будет рассматривать в качестве аналога межконтинентальной баллистической ракеты.

Существенным преимуществом атаки с помощью кораблей-ракет, дожидающихся своего часа где-нибудь на внешних границах планетной системы метрополии, будет её гарантированная неотразимость. Даже если противник укроет свои планеты непроницаемыми для материальных тел коконами силовых полей, снаряды, пронзающие само пространство-время, пройдут и сквозь эту преграду.

В случае же, если гиперпространственный двигатель всё-таки окажется слишком велик для маленького, быстроходного и маневренного в обычном пространстве корабля, придётся остановиться на идее стратегической субмарины, несущей ракетное или лучевое оружие.

Следуя тактике современных атомных подводных лодок, в мирное время ракетный X-крейсер будет «осуществлять боевое патрулирование», то есть, проще выражаясь, прятаться. Если параллельно с освоением техники межзвёздных перелётов будут созданы и средства связи, передающие сигналы на соответствующие расстояния, звездолёт сможет патрулировать прямо возле «вражеских берегов». Скорее всего, просто в межзвёздной пустоте, где его случайное обнаружение маловероятно.

Битва роботов

Тактика космических войн будущего 12Главные правила поведения экипажа космического крейсера в бою были сформулированы Лоис М. Буджолд в романе «Игра форов». Правил, собственно, два. Первое из них гласит, что вмешиваться в работу тактического компьютера стоит только в случае, если знаешь что-то такое, чего не знает он. Второе — что компьютер всегда знает больше. Присутствие экипажей на кораблях оправдано лишь тем, что излюбленные тактические приёмы боевых звездолётов у Буджолд — таран и абордаж. А лично пойти врукопашную тактический компьютер не может.

Войны будущего будут битвами машин. Построить полностью автоматический боевой корабль заведомо проще, чем отправить его к звёздам. Боевые и разведывательные телеуправляемые машины создаются уже сейчас. Некоторые из них даже способны действовать в помещениях, поднимаясь по лестницам и открывая двери. Уже существует прецедент ликвидации террориста израильским роботом-сапёром.

Битва роботов

Главные правила поведения экипажа космического крейсера в бою были сформулированы Лоис М. Буджолд в романе «Игра форов». Правил, собственно, два. Первое из них гласит, что вмешиваться в работу тактического компьютера стоит только в случае, если знаешь что-то такое, чего не знает он. Второе — что компьютер всегда знает больше. Присутствие экипажей на кораблях оправдано лишь тем, что излюбленные тактические приёмы боевых звездолётов у Буджолд — таран и абордаж. А лично пойти врукопашную тактический компьютер не может.

Войны будущего будут битвами машин. Построить полностью автоматический боевой корабль заведомо проще, чем отправить его к звёздам. Боевые и разведывательные телеуправляемые машины создаются уже сейчас. Некоторые из них даже способны действовать в помещениях, поднимаясь по лестницам и открывая двери. Уже существует прецедент ликвидации террориста израильским роботом-сапёром.


«Тоннельный» вариант

Карта червоточин у Буджолд

В некоторых случаях, например, во вселенной Лоис М. Буджолд, корабли могут двигаться в подпространстве не как угодно, а исключительно по гиперпространственным тоннелям, или «червоточинам». Входить в эти каналы корабли могут лишь в строго определённых точках, и только по одному. Такая ситуация, конечно же, подразумевает особую стратегию.

Главной чертой стратегии войны в «дырявой» вселенной будет то, что борьба развернётся не за планеты, а за входы в эти таинственные подпространственные каналы. Контролируя ближайшие к собственной звёздной системе выходы, цивилизация сможет чувствовать себя в полной безопасности. Захватив врата, ведущие в локальное пространство другой расы, она будет иметь возможность наносить ей удары, не опасаясь симметричного ответа, а значит, и диктовать любые условия.

Найти удовлетворительные аналогии «борьбе за тоннели» в военной истории Земли достаточно сложно. Какие-то параллели можно провести с борьбой за узкие проливы — так, в XX веке попытка сильнейшего британского флота прорваться через пролив Дарданеллы не имела успеха. Оборона в таких условиях — это низкобортные тихоходные броненосцы, могучие брустверы артиллерийских батарей, а также мины, мины, мины, и ещё раз мины.

Скорость и маневренность кораблей при штурме червоточин едва ли будут играть роль. Заведомо известно, что сражение развернётся на крошечном пятачке, непосредственно у выхода из тоннеля. Не будет иметь значения и количество кораблей, поскольку наступающим вряд ли удастся использовать численный перевес. Реализовать преимущество в силах захватчики смогут, построив не многочисленные эскадры, а один, но гигантский корабль. Возможно — целый планетоид, снабжённый гипердвигателями и мощнейшим вооружением.

Гиперврата в сериале «Вавилон-5»

Одним из наиболее эффективных способов обороны проливов всегда считалось перегораживание их затопленными судами. В романе Лоис М. Буджолд «Осколки чести» барраярцы прикрывают отступление своего флота, запечатывая гиперпространственный канал путём подрыва в нём одного из кораблей. Можно ожидать, что с появлением в будущем технологий, позволяющих использовать гиперпространственные тоннели, появятся и технологии, позволяющие при необходимости выводить их из строя.

С большой долей уверенности можно предполагать, что в «тоннельной» вселенной основной формой обороны станет не вульгарное минирование «врат», а именно запечатывание самих червоточин либо даже их необратимое разрушение. Каждой цивилизации в какой-то момент придётся сделать выбор между гарантированной безопасностью и выгодами галактической экспансии. Во всяком случае, терпящая поражение раса почти наверняка предпочтёт закрыть ведущие к её миру каналы, но не пропустить по ним противника.

Гибельные для цивилизаций тотальные войны во вселенной «тоннельного» типа если и возможны, то менее вероятны, чем в «открытой». Ведь битвы развернутся вдали от населённых миров. Но следует ожидать, что количество гиперпространственных каналов будет постоянно сокращаться.

Космические авианосцы

Ракетные залпы в EVE Online

Нельзя исключить, что главным оружием межзвёздного крейсера останутся обычные ракеты, хотя и снабжённые плазменными или даже фотонными двигателями. Конечно, ракеты потратят какое-то время на преодоление пространства, отделяющего их от цели. Кроме того, им может противодействовать орбитальная оборона противника. Но если «проблема меча и щита» решается на одном и том же техническом уровне, меч всегда торжествует.

Главное преимущество ракет заключается в том, что их можно выпустить быстро и с большого расстояния. Продолжительность нахождения крейсера в обычном пространстве будет минимальной. А вот «поджаривание» с помощью лучевого оружия займёт изрядное время. При этом батареи орбитальной защиты, несомненно, будут превосходить мощностью и дальнобойностью корабельные орудия. С другой стороны, если всю разрушительную энергию корабль сможет вложить в один короткий импульс, эффект атаки окажется выше, чем в случае применения ракет. В космосе, вероятно, будет примерно так же.

«Звёздные войны»: большой корабль — летучий ангар, а основные битвы ведутся истребителями.

Вероятно, некоторые из межзвёздных кораблей будут нести не ракеты, а многоразовые космические аппараты-истребители (пилотируемые либо автоматические), выгодно отличающиеся от ракет «многоразовостью». Слабостью данной концепции является то, что крейсеру придётся дожидаться возвращения своей «палубной авиации» в обычном пространстве, где он легко может быть уничтожен противником. Однако если на истребители можно будет поставить гипердвигатели (компактные, с ограничением дальности скачка), то «авианосцам» не придётся сближаться с целями, выпуская «авиацию» издалека.

В том случае, если технологии позволят истребителям совершать скачки с небольшим разрывом во времени (например, гипердвигатели не будут требовать длительной перезарядки), они смогут осуществлять стремительные, неожиданные атаки и сразу же возвращаться на основной корабль, минимизируя вероятность своего уничтожения защитными системами противника. В таком случае ударные авианосцы станут сильнейшей единицей космического флота, способной, в отличие от ракетоносцев, долгое время действовать автономно и наносить противнику огромный урон.
Тактика звёздных сражений — это лишь первое, о чём следует задуматься, готовясь к войнам далёкого (а может, и не очень) будущего. Естественно, «Мир фантастики» не оставит эту тему без внимания. Мы обязательно вернёмся к ней и поговорим о космических битвах более подробно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся
Статьи

Миры

Legacy of Kain. Запутанная история игровой вселенной

Миры

Новейшая Эдда: мотивы скандинавских мифов в современных сюжетах
Чудовища, воители и гибель богов в представлении современных авторов

Миры

Зло против добра в Древней Персии: мифология зороастризма
Во что верили зороастрийцы, кто был для них благими духами, а кто — жуткими демонами?

Миры

Трикстер и компания. Мифология коренных американцев
Тринадцать небесных и девять подземных миров на другой стороне света

Миры

Кто такие фейри: волшебный народец, добрые соседи и обитатели холмов
Не путайте их с эльфами и феями, а то обидятся!

Миры

Destiny: вселенная игры, начавшаяся с катастрофы
Как устроен мир Улья, Странника и богов-червей.

Миры

Мифологическое фэнтези: боги, герои и чудовища со всего света
От скандинавов и греков до славян и кельтов

Миры

Космический хоррор: нечто чужое в бесконечной пустоте
Чего стоит бояться покорителям космоса

Миры

Satanic Panic: как американцы искали сатанизм в играх и музыке
Дьявол заберёт ваших детей... но это не точно

Миры

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся