Лучшие советские мультфильмы по рассказам зарубежных фантастов

195410
11 минут на чтение
Советская мультипликация сама по себе фантастическая. Кажется, в этих мультиках двадцать пятым кадром вставлена машина времени, способная вернуть в беззаботное детство. Впрочем, и просто снимать фантастику в СССР тоже любили. Четыреста две капли валерьянки для Громозеки, Баранкин, который никак не может стать человеком, первый контакт с радужным пришельцем под музыку из «Крестного отца» — каждый, кто вырос в доинтернетную эпоху, не особо напрягаясь вспомнит с десяток родных сердцу примеров. А если включить в список бесчисленные сказки о говорящих животных, то и добрая сотня наберётся (чем «Ну, погоди!» хуже «Зверополиса»?).

Не против были советские мультипликаторы экранизировать и западных фантастов — от Герберта Уэллса до Роберта Сильверберга. К воплощению их историй подходили по-разному: кто-то делал из классической НФ весёлое зрелище для детей, а кто-то ударялся в эксперименты и создавал почти артхаусные творения, которые завоёвывали награды на фестивалях. О «великолепной семёрке» таких мультфильмов мы и хотим вам рассказать. Но не обещаем, что во время чтения вы не воскликнете «да я это ещё в пять лет видел!».

Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию (1986)

— Вы млекопитающий? — Естественно!— Счастливого млекопитания!
Неутомимый космический путешественник и первооткрыватель восьмидесяти тысяч трёх миров, созданный воображением польского писателя Станислава Лема, просто не мог обойтись без хотя бы одного мультфильма. Рассказать о приключениях Ийона Тихого взялся Геннадий Тищенко, будущий автор «Вампиров Геоны». И за основу он взял, наверное, самое известное приключение из «Дневников» — четырнадцатое, о планете Энтеропии (почему-то сменившей тут заглавную букву) и главном вопросе Вселенной — загадке сепулек.

Стиль рисунка здесь напоминает о «Тайне Третьей планеты», вышедшей пятью годами раньше. Даже мир, в который отправляется Ийон, похож на тот, в котором Алиса с отцом собирали животных для зоопарка, — разве что местные жители меняют цвет сами по себе, и стукать их для этого необязательно. Яркие, немного кислотные кадры смотрятся отлично — особенно в сценах с энтеропийцами — а эпизод охоты на курдля (и сам курдль) вызывает прямо-таки передоз милоты в организме. Подкачал, пожалуй, разве что пан Тихий — этот гибрид капитана Зелёного и папы дяди Федора, безусловно, обаятелен, однако до могучей личности своего книжного прототипа ощутимо недотягивает.

А вот сюжету мультик следует достаточно точно — кроме одной значительной детали. В «Дневниках» сепульки (см. «Сепуление») так и остаются абсолютно загадочными — известно только, что используются они для процесса сепуления (см. «Сепулькарий») и размещаются в сепулькариях (см. «Сепульки»). Добыть хоть один экземпляр Ийону мешает метеоритный дождь и неприятная традиция местных планетян создавать дубли взамен погибших при космической бомбардировке. Наш путешественник быть копией не очень-то согласен — а потому покидает Энтеропию, так и не разгадав главной тайны.

На рисованной Интеропии же всё куда более однозначно — сепульки и есть законсервированные на всякий случай дубли, один из которых Тихий прихватывает для личной коллекции. Сюжет это, конечно, делает законченным — а вот от интриги не остаётся и следа. Кажется, сепульки просто обязаны быть чем-то более интересным!

 

Здесь могут водиться тигры (1989)

— Если бывают планеты-женщины, то это одна из них!— Не поддавайтесь чарам косметики, Форестер, она одурачит вас. Там, внутри — железо, медь, уран, золото. Там всё твёрдое, всё — мужское. И мы продырявим эту планету, сэр!
Группа астронавтов высаживается на новую планету — проверить, может ли она послужить новым источником ресурсов для человечества. Но у необжитого мира обнаруживается куда более приятная особенность — он выполняет все желания гостей, словно радушная хозяйка. Хотите, чтобы воды реки стали белым вином? А научиться летать? Вызвать дождь по желанию? Пожалуйста, только ведите себя вежливо!

Одному из путешественников такой подход не по душе — он, в лучших традициях общества потребления, мечтает выкачать из чудесной планеты всё ценное и отправиться восвояси. К счастью, товарищи с ним не согласны — да и волшебный мир готов постоять за себя.

Мультфильм «Здесь могут водиться тигры» — почти дословная экранизация одного из самых знаменитых рассказов Рэя Брэдбери. Закадровый голос Рогволда Суховерко зачитывает целые отрывки первоисточника, создавая полусказочную «брэдбериевскую» атмосферу, которую не в силах нарушить даже странный рисунок. Астронавты изучают открывшиеся им красоты, их собака резвится на бескрайних лугах, свежий ветерок гладит волосы — если бы в эту идиллию не вклинивались козни лейтенанта Чаттертона и его бурильных машин, под «Тигров» можно было бы медитировать.

Но Чаттертон жаждет получить от новой планеты всё — и стремительно закручивает сюжет, превращая десятиминутную ленту почти в фантастический триллер с мощным антимилитаристским посылом. Финал этому способствует — в отличие от оригинала, где команда просто оставила в покое удивительный мир, понимая, что он никогда больше не примет тех, кто его покинул, в мультфильме космический корабль увозит на борту бомбу с антиматерией, грозящую вот-вот взорваться. Люди жертвуют собой во имя прекрасного — и не жалеют об этом. Ведь что значат железо, нефть и золото в сравнении с чудесами Вселенной…

 

Будет ласковый дождь (1984)

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,Если сгинет с Земли человеческий род.
Пожалуй, самый депрессивный и безысходный мультфильм в подборке. «Будет ласковый дождь» режиссёра Назима Туляходжаева и студии «Узбекфильм» получил целый ворох жанровых наград и подарил всем смотревшим его в юности букет психологических травм. В отличие от прекрасного в своей тихой грусти рассказа Брэдбери об умном доме, который продолжает заботиться о погибших хозяевах после неизвестной катастрофы, анимационная лента без прикрас демонстрирует все ужасы ядерной войны.

Тёмный, душный бункер с костюмами химзащиты в гардеробе охраняет чудовищный робот — его острые щупальца и скрипучий голос, которым он, как в первосортном кошмаре, напевает «Де-ти, в шко-лу со-би-рай-тесь» ассоциируются с заботой не больше, чем HAL 9000. Ни лучика надежды вы здесь не найдёте. Пепел хозяев и их детей осыпается на пол под автоматизированное поздравление с новым 2027 годом (осталось меньше пяти лет!). Непонятно как уцелевшая птица бьётся о голографическое окно, а голову печального Христа, пригвождённого к распятию, протыкает услужливый механический помощник. Всё плохо, все умерли, мир лежит в руинах, над которыми поднимается очередной ядерный гриб, — и виноваты в этом вы, люди, недостойные, чтобы вас хоть кто-то оплакивал.

Смотреть «Ласковый дождь» тяжело: это психоделическая, мрачная и очень эмоциональная картина, которая одних потрясёт до глубины души, а других оставит в недоумении. Пожалуй, духа произведений Брэдбери тут немного, зато после просмотра точно захочется выйти на улицу и посмотреть на солнце — его пока ещё не заслоняет радиоактивный туман.

 

Контракт (1985)

Разрешите представиться, сэр. Я — ХЮ-БФ41, новая модель космоплавающего торгового робота.
После мультфильма «Контакт» (который про радужного инопланетянина и хиппи) у режиссёра Владимира Тарасова, видимо, осталась только красная краска и большая любовь к джазу. В терракотово-алом «Контр

акте», вольной экранизации рассказа Роберта Сильверберга, звучит песня «Air Mail Special» в исполнении Эллы Фицджеральд. Ничуть не хуже, чем «Speak Softly Love», согласитесь!

Довольно жёсткую историю о колонисте, который встречает на новой планете навязчивого торгового робота, Тарасов значительно смягчил и сделал даже уютной. В оригинале механический коммивояжёр, отчаявшись впарить связанному условиями контракта герою хоть что-нибудь (тому не разрешается покупать ничего у сторонних продавцов), начинает угрожать пистолетом. Мультфильм обходится без напряжённых сцен с оружием — здесь вполне симпатичный робот и практичный земной парень заключают взаимовыгодный союз, на пару освобождаются от беспощадных тисков корпораций и становятся настоящими друзьями.

Как и предыдущие работы режиссёра, «Контракт» может похвастать немного безумным визуалом и интересной работой с ракурсами. Особенно хороша начальная сцена битвы с неведомыми тварями — монстры, которых на колониста натравил всё тот же неугомонный продавец («Купите защитный купол!»), точно пришлись бы по душе Иерониму Босху. А цветовая гамма фильма и вовсе ни на что не похожа — хотя сочные бордовые и оранжевые тона, напоминающие о Марсе, и могут немного утомить.

 

Сражение (1986)

Только в этом наборе! Действующая модель термоядерного устройства.
Добрались советские мультипликаторы даже до Короля ужасов — и выбрали для воплощения на экране не самый известный его сюжет. Фильм «Сражение» основан на небольшом рассказе «Поле боя» повествующем о киллере, которому дают задание убрать владельца корпорации игрушек. Позже убийца получает от его матери коробку с пластиковыми солдатиками, запрограммированными на вполне настоящее уничтожение.

История Кинга в мультфильме получилась немного скомканной — не зная первоисточника, понять, что происходит в начале, затруднительно. Зато сам бой наёмного убийцы и кукольных вооружённых сил вышел на славу — он динамичный, суровый и кровавый. В немалой степени этому способствует техника, в которой выполнена лента, — создатели использовали один из самых сложных приёмов анимации, тотальную мультипликацию, в которой по ходу сцены изменяются не только фигурки персонажей, но и задний план. Это помогает сделать эпизоды противостояния не на жизнь, а на смерть действительно напряжёнными — всё вокруг героя (который вышел довольно пугающим на вид) движется, летает, стреляет и разлетается осколками. По манере съёмки чем-то похоже на фильмы о шпионах — как и грязноватый колорит, который разбавляют разве что эффектные сцены взрывов.

«Сражение» вряд ли придётся по вкусу детям — для них оно чересчур странное и экспериментальное. А вот ребятам, которые разменяли уже пару десятков, мультфильм может приглянуться — в конце концов, где ещё отыскать советскую экранизацию Стивена Кинга?

 

Как потерять вес (1986)

Идея… Идея! Железные штаны!
Зато эта шестиминутная лента малышам точно понравится — хотя физических законов, лежащих в основе сюжета, они, возможно, не поймут. В рассказе одного из основателей научной фантастики Герберта Уэллса «Правда о Пайкрафте» толстяк мечтал сбросить вес — и обратился к волшебному зелью. Колдовство сработало, вот только незадачливый обжора взмыл в небо, подобно воздушному шарику. Ведь сбрасывать надо было вовсе не вес, а массу — в науке эти два понятия обозначают разные вещи. Паря в невесомости, герой смог выучить это очень хорошо — не зря Яков Перельман в своей «Занимательной физике» объяснял на примере «Правды о Пайкрафте» теорию гравитации.

Милейший кукольный мультфильм Екатерины Образцовой — это, конечно, ни разу не Перельман. Но ему это и не нужно — настолько он вышел уютным, добрым и забавным. Доктора, обладающего рецептом прабабушкиного зелья, озвучивает главный Шерлок Холмс Василий Ливанов, а упитанного, но очень лёгкого Пайкрафта водят по городу на веревочке и спускают с небес на землю при помощи аэроплана.

«Как сбросить вес» — это настоящий кусочек детства с научно-фантастическим элементом, способный поднять настроение после просмотра какого-нибудь «Сражения» или «Ласкового дождя». А никто ведь не говорил, что мультики для детей должны смотреть только дети!

 

Человек, который умел творить чудеса (1969)

Впрочем, остановите вращение Земли — и вы остановите время!
Продолжить обучение юных зрителей основам физики решили на студии «Киевнаучфильм» — и снова выбрали Герберта Уэллса. Герой одноимённого рассказа внезапно обнаруживает, что стал Брюсом Всемогущим — любое его слово тут же претворяется в реальность. На радостях новоиспечённый бог начинает творить чудеса разной степени полезности — и в конце концов приказывает планете прекратить вращение. Земной шарик послушно останавливается — а вот инерция не девается никуда и страшным ураганом сносит города, страны и континенты, которые продолжают крутиться вокруг ошеломлённого чудотворца.

Сюжету Уэллса мультфильм следует более-менее точно — даже объяснение финальной ошибки героя закадровый голос зачитывает обстоятельно, понятно и крайне близко к первоисточнику. Но скидка на возраст зрителя всё же сделана немалая — тут гораздо больше юмора и забавных ситуаций вроде «починки» полуразрушенного моста путём установки на нём по щучьему велению фонарного столба (чтобы было лучше видно дыру, а вы как думали?).

Да и стилистика «Человека, который умел творить чудеса» особая — разноцветные персонажи выполнены в несколько сюрреалистической манере, заставляющей вспомнить о Пикассо, а городок, на который обрушились непрошеные чудеса, состоит из несимметричных домиков и изломанных улиц, изгибающихся под немыслимыми углами. Всё это придаёт мультику своеобразный шарм — а вкупе с познавательностью делает его практически обязательным к просмотру для тех, кто подзабыл школьные уроки физики.

Бонус: уже не советские мультфильмы

Эти две анимационные ленты были созданы на киностудии «Союзмультфильм» после 1991 года, а потому не могут войти в наш список советской мультипликации. Тем не менее они тоже достойны внимания.
Страна слепых (1995):

тяжёлый, страшный и совсем не детский фильм Екатерины Образцовой по одноимённой повести Уэллса. Альпинист, сорвавшись со скалы, попадает в подземный мир, где обитает общество слепых людей. Все его попытки рассказать о большом светлом мире разбиваются о неверие.

«Страна слепых» похожа на ожившие картины Брейгеля и Гойи — эффект усиливается тем, что здесь не произносится ни одного слова, а ужасные картины ослепления и рабского труда сменяют друг друга под мерный стук гонга и некомфортную музыку Геннадия Гладкова. Смотреть на ночь не рекомендуется — впрочем, любителям антиутопий зрелище должно понравиться.
Куплю привидение (1992): ещё один фильм Екатерины Образцовой с музыкой Гладкова, но на этот раз очень милый и забавный. От первоисточника, остроумного рассказа Артура Конана Дойла «Тайна замка Горсорп-Грэйндж», здесь осталось немного — зато к нему прибавилась фантастика, которой в оригинале не было.

Избалованный владелец старинного замка мечтает обзавестись фамильным привидением — и даёт объявление, на которое откликается группа воров во главе с обворожительной преступницей (любовная линия прилагается). Их попытки обчистить аристократа, устроив ему хоррор-шоу с переодеванием, почти удаются. Вот только на защиту непутёвого хозяина встаёт один очень упитанный, очень вежливый и слегка призрачный обитатель поместья!

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё