Российский фантастический фильм? На этих словах многие закрыли обзор, не читая дальше. На самом деле по невысоким меркам современной отечественной кинофантастики «Вычислитель» — лучше среднего. Его создатели попытались учесть ошибки предшественников. Именно попытались — потому что часть ошибок, к сожалению, никуда не делась.
Разорительный «Обитаемый остров», похоже, научил Фёдора Бондарчука скромности. Во-первых, он не рискнул лично снимать «Вычислителя», а остался продюсером, отдав кресло режиссёра Дмитрию Грачёву. Во-вторых, для экранизации выбрали не масштабный эпический роман, а скромную повесть Александра Громова. Чуть больше десятка героев, робинзонада в пустошах, немного монстров — что ещё нужно для боевика с бюджетом в два миллиона долларов?
Но русским кинофантастам по-прежнему жмут амбиции. Им мало снять хорошее приключенческое кино, они хотят непременно выжать из него социальную фантастику, антиутопию. А для этого мир «Вычислителя» слишком мал и беден деталями. Колония, откуда пришли смертники, почти не показана — пролёт камеры между небоскрёбами, совещания злодеев в бункере, и всё. В царящие здесь тоталитарные ужасы предлагается верить на слово Эрвину и Кристин.
Девяносто процентов экранного времени нам показывают смертоносные топи. Вернее, мало похожие на болото вулканические пустоши Исландии — серое небо, серые скалы, больше напоминающие Марс или Луну. Эта местность в последние годы «снимается» в каждом третьем фантастическом фильме, потому что выглядит и впрямь инопланетно, но из-за этого стала слишком узнаваемой. После «Вычислителя» на неё уже тошно смотреть: Исландии тут слишком много.