Всё это, к сожалению, осталось лишь в манге. Её Миядзаки закончит годы спустя, в 1994-м, прерываясь на работу над мультфильмами: к тому времени успеют выйти «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки» и «Порко Россо». Конец манги получится неоднозначным и горьким, завершив историю скорее многоточием, нежели двойной тактовой чертой. Вместо твёрдой надежды, которую сулит финал аниме, манга оставляет простор для размышлений, выжженный гибелью любимых персонажей и неожиданным плот-твистом последних глав, — чтобы потом на этом просторе, словно деревья возрождающегося мира, проросли ответы и выводы.
Манга лучше?
Несмотря на всё это, Миядзаки несправедлив к себе, называя финал аниме натянутым. Нельзя сказать, что мультипликационная версия «Навсикаи» хуже оригинала, — они просто разные. Позже Миядзаки снял ещё одну экранизацию, которая исказила исходный материал, не став от этого хуже. «Ходячий замок» не только подкорректировал образы героев Дианы Уинн Джонс, но и основательно переписал сюжет книги, привнеся туда идеи, которыми в оригинале и не пахло.
Конечно, когда Миядзаки делает то же с собственной историей, превращая жестокую реалистичную фантастику в страшноватую, но всё же сказку, это выглядит особенно иронично. Но это не помешало мультфильму войти в золотой фонд японской анимации.