«Суспирия», или красота - страшная сила

30324
4 минуты на чтение
Сюзи Беннион приезжает из Америки в Берлин, чтобы поступить в знаменитую танцевальную труппу. Девушке везет, по результатам просмотра ее сразу принимают, да и место в общежитии свободно: одна из учениц накануне как раз пропала... Должно быть, связалась с террористами, ведь дело происходит в 1977 году, и столицу Германии лихорадит.

Однако чем дальше Сюзи наблюдает за внутренней жизнью школы, тем яснее понимает — здесь очень легко пропасть, исчезнуть, перестать быть самой собой. Слишком уж странные дела творятся в студии мадам Маркос.

Suspiria

Жанр: мистическая драма

Режиссёр: Лука Гуаданьино

В ролях: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Хлоя Морец

Премьера в России: 29 ноября 2018

Похоже на: «мама!» (2017), «Чёрный лебедь» (2010)

Главное, что важно знать о ремейке «Суспирии»: это фильм, в котором на первом месте стоит авторское высказывание. Это абсолютно не жанровое и не развлекательное кино. Те, кто ждёт от фильма традиционных ужасов, заставляющих переживать за персонажа и пугающих зрителя, рискуют остаться разочарованными. «Суспирия» — это типичный артхаус. Многоголосое, одновременно красивое и беспощадно отвратительное произведение искусства, в котором абсолютно не важно, сколько раз за фильм зритель зажмурился или затаил дыхание. Важно лишь то, насколько плотно переплелись здесь форма и идея и сумеет ли зритель из этого переплетения извлечь главную мысль. То самое «о чем хотел сказать автор?»
Пожалуй, режиссёр Лука Гуаданьино прежде всего, хотел сказать о любви. О той любви, которая не имеет срока давности. О той любви, перед которой склоняется даже порождение самого ада. О той любви, которой так не хватает нашему миру, погрязшему в войнах, ненависти и насилии. Сердечко, нарисованное на стене дома, оказывается сильнее (и важнее), чем любые силы зла. В финале это буквально выворачивает фильм наизнанку, противопоставляя страсти Любовь — именно с большой буквы.

Большое значение в фильме имеет и социальный подтекст. Жизни людей в разделенном Берлине и вопросам феминизма режиссёр временами уделяет гораздо больше внимания, чем судьбе юной танцовщицы. История страны и общества становятся полноправным сюжетным пластом. И именно в этом пласте кроются и мотивация героев, и источники конфликта, и вдохновение для танцев.

Труднее всего для создателей оказалось стереть отражение съемочной группы в бесчисленных зеркалах

Танец, конечно, отдельный «персонаж» фильма. Рисунок движений, синхронные вдохи-выдохи и музыка — из них рождаются лучшие моменты. Две самые пугающие и тошнотворные сцены — тот самый странный хоррор, за которым, возможно, пойдут в кино любители старого фильма Дарио Ардженто — завязаны именно на танце. Их ритм и эстетика просто завораживают. «Танец — это заклинание», — говорит мадам Блан своим ученицам. И зрители послушно кивают в такт. Настоящее заклинание, да еще какое! Недаром на синхронный танец Сюзи и Ольги было потрачено шесть съемочных недель и минимум компьютерной графики. Результат впечатляет.

Одна из ролей Тильды Суинтон была секретной. Если вы не знаете о ней, можете при просмотре и не догадаться, что это она

Отдельного восхищения заслуживает Тильда Суинтон, которая играет в этом фильме три роли: самую прекрасную преподавательницу, самого дотошного психоаналитика и одну из самых мерзких ведьм. Красота, мужское начало и уродство. Возвышение духа, приземленный скепсис и похоть. Это абсолютная вершина актерского мастерства, а мадам Блан и Джозеф Клемперер в исполнении Суинтон — персонажи, которые вызывают максимум эмоций в этом фильме.

Что же до Дакоты Джонсон, играющей главную роль, то, с одной стороны, она очень выразительна и пластична, а с другой — персонаж Сюзи абсолютно нехарактерен для традиционного жанрового кино. Она не боится. Не переживает. Не вызывает никакого сочувствия. Снятся кошмары? Они очень органично ложатся на ее сущность. Ведьмы творят что-то странное? Значит, так надо. Она никому не расскажет об этом — просто пожмет плечами. Ей уготована роль жертвы? Что же, в глазах ее абсолютная обреченность и понимание. Сюзи, по сути, не персонаж, а носитель главной художественной идеи. Та самая красота, которая, как известно, страшная сила. А все остальные герои закручиваются вокруг нее по своим маленьким кривым человеческим траекториям. Выживут? Отлично. Не выживут? Что ж...
Стоит ли идти на фильм? Он может нравиться или не нравиться, но как художественное произведение «Суспирия» однозначно хороша. Какие чувства вызовет творящееся на экране и оправдает ли фильм ваши ожидания — зависит от вас самих. Пожалуй, «Суспирия» вам понравится, если вам доставили удовольствие «мама!» Аронофски (здесь создатели тоже любят поиграть с символами, а в финале скатиться в кровавую оргию) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Инбал Вейнберг — идеальный художник-постановщик, и фактически каждый кадр так красив, что дыхание перехватывает).
Фильм настолько глубоко копает в сторону женской сущности и каких-то абсолютно глубинных, животных мотивов, что может в какой-то мере служить пособием на тему «Всякая ли женщина — ведьма?» Всякая. Даже если наутро она ничего не помнит.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё