Я никогда не встречал человека столь явно не от мира сего и при этом находящегося на своём месте. Единственно ему принадлежащем месте.
Джонни Депп о Тиме Бёртоне
Все мои фильмы почему-то всегда считались мрачными, кроме, пожалуй, «Пи-Ви». «Бэтмен» якобы был мрачным, хотя сейчас он выглядит как детский утренник. «Кошмар перед Рождеством» был сущим хоррором, но это не мешает трёхлетним малышам петь песни оттуда. Мне ни один из моих фильмов не казался по-настоящему мрачным.
Если ты вырос в пригороде, ты провёл детство в таком месте, где нет ощущения истории, каких-либо страстей. Не помню, чтобы кому-нибудь нравилась музыка. И никакого проявления эмоций… Тебя принуждали или приспособиться и отказаться от части своей личности, или создать свой прочный внутренний мир, где ты мог чувствовать себя изолированным от других.Тим рос замкнутым и целыми днями мог не произносить ни слова. С возрастом проблемы в общении нарастали — он мог иметь дело только со старыми знакомыми, а незнакомцев просто боялся. Недавно в Сети появился ролик, где в кабинет к молодому Тиму, работавшему тогда мультипликатором в Disney, входят нежданные журналисты с камерой. Тим в кадре испуган так, будто его сейчас расстреляют. Это объясняет, почему он всегда работает с одними и теми же людьми: с ними привычно и комфортно. Джонни Депп, тоже интроверт, не случайно сравнил атмосферу на съёмочной площадке у Тима с возвращением домой.
Я всегда воспринимал эти особенности не как суперспособности, а как своего рода заболевание. Эти люди не собираются спасти мир и победить всех злодеев на свете. Нет, они учатся воспринимать себя такими, какие они есть. Их адаптация к миру скорее схожа с тем, что испытывают дети с отклонениями в развитии или физическими недостатками.
Я принадлежу к тому несчастному поколению, для которого телевизор во многом заменил чтение. Читать я не любил и не люблю до сих пор.Пищей для ума и, что важнее, эмоций замкнутого мальчика, любившего играть на кладбище, стали кино и телевизор. В кино тогда можно было посмотреть три малобюджетных ужастика или фантастических фильма подряд по одному билету. Подобный трэш в те годы показывали и по телевизору. Мальчика не пугали монстры — напротив, он сочувствовал им, считая их чистосердечнее людей.
Я отождествляю Бэтмена с идеей об амбивалентности человека, о том, что есть не белое-чёрное, плохое-хорошее, а серое. Мне кажется, мир становится всё более серым, границы стираются, и всё труднее распознать добро и зло. Это касается не только политики, но и всего, что происходит с нами. Поэтому Бэтмен , которому постоянно приходится сталкиваться с этими вопросами, удивительно современный герой.
Это как падать в кроличью нору: «Что, чёрт возьми, происходит?» Но в итоге ты всё равно ударяешься о землю. То же самое с технологиями. Они конечны. А всё преувеличивать — характерная черта Голливуда.
Когда смотришь некоторые фильмы Феллини, видишь, что он понимал это. Ты ощущаешь магию, наблюдаешь за огнями и декорациями; они создают всю эту обстановку. А за ними скрывается волшебство, но оно тебе неподвластно — нам не дано управлять стихиями.
Дэнни Эльфман и его мистическая музыка
Александр Гагинский
01.03.2013
95612