На Netflix появились расширенные версии обеих частей «Мятежной луны», космической саги Зака Снайдера, вдохновлённой «Звёздными войнами» и «Семью самураями». Сильно ли отличается «Снайдеркат» от той версии, что вышла раньше? Стал ли он лучше? Мы посмотрели и рассказываем — готовьтесь к спойлерам!
Зачем Зак Снайдер сделал ещё один «Снайдеркат»? Сам он признаётся, что на сей раз — ради денег. Первый, короткий и цензурный монтаж «Мятежной луны» посчитали более коммерческим — но почему бы не продать преданным фанатам ещё и расширенную версию? Она рассчитана на взрослый рейтинг R — со сценами секса и более кровавыми битвами. По выражению Снайдера — «sexy, violent, crazy».
Но здесь не тот случай, что с «Лигой справедливости», где «Снайдеркат», по сути, другой фильм. Эту дилогию у Снайдера никто не отнимал и не переделывал без его ведома. Новая версия «Мятежной луны» мало отличается от той, что мы уже видели. Она просто в полтора раза длиннее и вдвое кровавее.
Осторожно, спойлеры!
«Мятежная луна» Снайдера не станет новыми «Звёздными войнами» — и вот почему
Александр Гагинский
23.12.2023
59010
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!
Александр Гагинский
22.04.2024
37555
В оригинальной «Мятежной луне» первая экшен-сцена происходит на 35-й минуте, и это драка в амбаре. Режиссёрская версия сразу начинается с кровавой битвы имперцев с повстанцами.
Здесь нет экспозиции с закадровым голосом, объясняющим расклад во вселенной. Нет медленного пролёта корабля, про якобы фаллическую форму которого столько шутили. Редкий случай: тут Снайдер действует по принципу «показывай, а не рассказывай». При первом знакомстве с миром зритель без лишней болтовни узнаёт: есть жестокая империя, ряженная под нацистов; есть те, кто ей противостоит. Чего ещё надо для начала? Round 1, fight!
Пролог режиссёрской версии — это предыстория Ариса. Кто забыл (неудивительно) — так зовут имперского рядового, который потом перейдёт на сторону наших. Биография у него оказалась типичная для этой вселенной: очередной принц-изгнанник с другой планеты. Империя сожгла его родную хату и убила семью, а его самого шантажом заставили служить в имперской армии. Не то чтобы Арису требовались предыстория и лишняя мотивация — чтобы защитить девушку от насильника, не нужно быть принцем с жаждой мести.
Но пролог режиссёрской версии намного лучше представляет сам мир Праматери. Он показывает, как империя поступает с отступниками. Нас сразу знакомят с адмиралом Ноублом и его методами. Теперь, когда он в деревне достаёт уже знакомую костяную трость, это сразу предвещает чью-то смерть.
Снайдер не обманул: в режиссёрской версии есть сцены секса. Правда, всего две — по одной на фильм. В обеих сексом занимается Кора (она же Артелея), героиня Софии Бутеллы.
Первая, ожидаемо, происходит после деревенского праздника — Кора предаётся бурным и продолжительным утехам с эпизодическим бородачом Деном. Сцена эта чересчур затянута, ничего фильму не добавляет и сбивает его эмоциональный настрой. Если Кора так хорошо проводит время, почему уже через минуту она снова хмурая и наотрез отказывается вливаться в общину?
Другая сцена пришлась на второй фильм, и её отголоски попали и в «цензурную» версию: Кора с Гуннаром лежат в постели, и она выкладывает ему свои флешбэки. В новой версии показано и то, чем они занимались перед этим. Сцена получилась более нежной и уместной — не перепихон между случайными знакомыми, а любовь двух людей, которые через многое вместе прошли и ещё пройдут.
Кроме того, режиссёрская версия не стесняется наготы: уже в прологе имперские каратели клеймят обнажённых жриц. А во втором фильме мы узнаём, что «индейцу» Тараку нравятся дамы постарше, и видим его в постели с раздетой немолодой поселянкой.
Секса в «Снайдеркате» прибавилось немного, зато крови — хоть отбавляй. Все сцены драк и убийств стали выглядеть иначе. Монтажёр Доди Дорн больше не обрезает удары в последний момент, а показывает их импакт. Как от мечей разлетаются брызги крови, как рубят конечности, как от попаданий из бластера остаются светящиеся ожоги.
Сильно лучше драки это не делает: хореография и раньше была хороша, а кровь в большинстве сцен откровенно компьютерная. Кажется, Снайдер не убирал кровищу, а наоборот, снимал без неё и потом от души дорисовал. Но, например, сцена гибели Ноубла от этого точно выиграла. Одно дело, когда злодея рубанули и спихнули куда-то, и совсем другое — когда мы видим, как ему разнесли голову на куски. Легко поверить, что второй раз вояка из мёртвых не восстанет.
Благодаря кровавости этой версии, хоть какую-то функцию получили Верховные Писчие — «техножрецы» в широких шляпах. Они под латинские песнопения выдирают зубы у людей, убитых Ноублом, и вставляют в рамку портрета принцессы. Деталь бессмысленная, но яркая. А в финальных кадрах первого фильма беззубым оказывается уже сам Ноубл. Выглядит это неприятно, но логично: ведь совсем недавно адмирала крепко колотили по морде, и вряд ли он регенерировал бы так быстро.
Режиссёрская версия начинается с предыстории Ариса — и дальше он получает аж целую параллельную сюжетную линию. Приключения Коры с Гуннаром на других планетах теперь перебиваются сценками из деревни, в основном про Ариса. По хронометражу он уступает лишь главным героям и Ноублу. Он крутит роман со спасённой девушкой, чинит шаттл — в общем, занимается неинтересными вещами и не влияет на сюжет. Правильно всё это вырезали.
Заметно больше в режиссёрской версии и робота Джеймса, озвученного Энтони Хопкинсом. В оригинальной версии беднягу зарезали до пары-тройки сцен. Здесь же он тоже служит перебивкой для приключений Коры — и тоже никак не влияет на сюжет. Он появляется лишь для того, чтобы сказать пару пафосных фраз, помочь Арису с ремонтом, надеть рога дохлого оленя или и вовсе потрогать траву. Правда, его сценки совсем короткие, и какие-то из них можно было оставить чисто для красоты.
Что-то сюжетно важное Джеймс впервые делает во втором фильме — но в подсюжете, который и сам не имеет смысла.
Помните, кто такие Хокшоу? Это охотники за головами, схватившие связного, к которому направлялись Кора и Гуннар в первой части. Выглядят они как урук-хаи Сарумана, только в будущем. В режиссёрской версии они не исчезают, получив гонорар, а продолжают издали следить за героями даже во втором фильме.
Слежка Хокшоу отчасти объясняет, почему Ноубл всегда знал, где находятся и что делают герои. Но зачем это объяснять? Мы и так знаем, что в первом фильме в команде героев был предатель, да и связной раскололся на допросе. А во второй части Ноубл сам догадывается, что Арис его предал, — и это показывает адмирала умным злодеем. Теперь же выходит, что ему подсказали.
Космические орки так и не совершают чего-то значимого, а во втором фильме их убивает Джеймс, который ради этого нарушает обет ненасилия. Сцена даёт роботу какое-то занятие, но с точки зрения эмоций получается фальстарт. Вместо того чтобы вновь стать воином в финальной битве, Джеймс растрачивает этот момент на персонажей, которые даже опасными не казались.
В «Мятежной луне» и раньше не было недостатка в флешбэках — из-за слоу-мо они занимали заметную часть хронометража. В режиссёрской версии их ещё больше. И они по-своему интересны — потому что позволяют узнать больше о вселенной.
Так, флешбэк Коры в первом фильме кратко знакомит нас с легендой об Искупительнице, древней принцессе, реинкарнацией которой она считает нынешнюю Иссу. Нам показывают, как Бализариус ведёт «переговоры», расстреливая даже сдавшихся правителей других планет. Показывают, как топки звездолёта наполняют костями убитых.
Но действительно важным оказался расширенный флешбэк из второго фильма. В нём мы видим конфликт короля с Бализариусом. Правитель внезапно прозрел и теперь осуждает, что Бализариус покорял для него планеты огнём и кровью. Он собирается передать свой трон доброй принцессе Иссе и прекратить завоевания. Бализариус вовлекает Артелею в заговор, запугав её слухами, что в правление Иссы верхушку военных расстреляют — включая их обоих. А в случае успеха он обещает ей самой титул принцессы.
Момент всё равно недокручен. Король, не замечавший, что его империя завоёвана силой, выглядит идиотом. Планы «зачистить» военных известны со слов ненадёжного Бализариуса, на Иссу это не похоже — странно, что героиня легко на это повелась. Но так всё же чуть лучше, чем в сокращённой версии, где Бализариус убил королевскую семью просто ради власти, а Артелея повиновалась лишь потому, что очень послушная.
В первом флешбэке Коры есть поистине загадочный момент, который потом всплывает ещё пару раз и раскрывает необычную сторону вселенной.
Ещё в детстве, летая на дредноуте «Взор короля», героиня встретилась со странной исполинской женщиной, встроенной в энергетическое ядро корабля. Позже огромное лицо этой женщины нам показывают, когда звездолёт проходит через гиперпространство. В финале, когда Кора приходит взорвать дредноут, великанша вдруг становится во весь рост и говорит с ней. Она готова принять смерть, но ожидает, что Кора «разбудит её сестёр», и «их гнев станет её возмездием».
Это, как и топки с костями, даёт понять, что в мире Праматери запрягают в звездолёты сверхъестественных великанов и кормят их мертвечиной, чтобы те давали энергию. Но без этих сцен и правда было лучше. Выглядят они глуповато (гигантская голая баба вместо реактора, серьёзно?!), графика в них слабая, а вопросов они оставляют многовато. Например, откуда великанша в курсе придворных слухов о том, что принцесса Исса простила отца? И почему называет героиню «Кора», хотя на судне её знали как Артелею?
Согласно официальной новеллизации, эти великанши именуются «Кали». Netflix анонсировали отдельный короткометражный фильм об их предыстории — это, видимо, будет единственное продолжение, которое получит «Мятежная луна».
Вторая половина второго фильма была лучшей частью оригинальной версии. Именно тут вместо флешбэков в слоу-мо и пафосных монологов Зак Снайдер дал те «Звёздные войны», которых все от него ждали. В режиссёрской версии эта битва ещё масштабнее и длится дольше.
Стала ли она лучше — вопрос спорный. Час с лишним взрывов и месилова с заливающими экран брызгами компьютерной крови — всё же перебор. Некоторые подробности явно лишние: например, новая сцена, где Кора и Гуннар переодеваются во вражескую форму, спойлерит следующую, которая в оригинале была каким-никаким сюрпризом.
Оригинальная «Мятежная луна» кончилась неожиданным твистом: принцесса Исса ещё жива, и у героев есть шанс усадить её на трон. На этом фильм обрывался. В режиссёрскую версию Снайдер вставил после этого песню деревенской девочки, которая, видимо, символизирует новую надежду.
Но самая последняя сцена разворачивается в столице Империи. Регент Бализариус готовится выступать перед толпой, надевает корону — и тут ему сообщают о гибели «Взгляда короля» и адмирала Ноубла. Регент будто бы не расстроен, даже гордится своей «дочерью» и предвкушает грядущую схватку с ней. Этот финал ещё более явно намекает, что Снайдер рассчитывал как минимум на одно продолжение — которое теперь уже вряд ли будет снято.
Стала ли «Мятежная луна» принципиально другим кино в «Снайдеркате»? Нет. Сильно ли лучше режиссёрская версия, чем оригинальная? Нет.
Зато в шестичасовом формате сильнее ощущается, насколько же это затянутое кино, как много в нём лишнего. Большинство вырезанных сцен удалили за дело. Кора, прыгающая в постели на персонаже третьего плана; ещё более длинные флешбэки; свидания с голой великаншей в реакторе; линия Ариса, который ничего не делает; линия орков, которые ничего не делают; линия робота, который и вовсе просто красиво стоит… ничто из этого фильму не нужно. Если Снайдер собирался вывалить на нас так много предыстории и подробностей, надо было снимать не два фильма, а сериал.
Так какая версия «Мятежной луны» лучшая? Та, которой не существует: короткая, но не зацензуренная, где оставили бы кровавый экшен и пару-тройку полезных сцен из режиссёрской. В первом фильме — боевой пролог, который знакомит с реалиями мира лучше, чем закадровый голос. А во втором — детали заговора Бализариуса и, пожалуй, сцену с турелью.
Стоит ли смотреть шесть часов режиссёрской версии, если вы не фанат Снайдера? Нет, конечно. Если хотите ознакомиться, лучше выбирайте сокращённую (и врубайте полуторную скорость). Но чисто ради интереса я советую посмотреть новый пролог — это, пожалуй, одно из немногих дополнений, которого в оригинальной версии не хватало.