Здесь должна была быть «Дюна 2». Но все карты спутали забастовки сценаристов и актёров (порадуемся за них — люди, непосредственно создающие кино, всё-таки выбили деньги из директоров-миллиардеров). «Дюна» и ещё ряд премьер уехали на 2024-й, а нам осталось выбирать из того, что успело выйти. Учитывая печальные реалии российского кинопроката, мы больше не учитывали официальные даты выхода — главное, чтобы фильм в принципе вышел.

Но всё же для кино это был не такой уж плохой год. Было что посмотреть и ценителям высокого киноискусства, и любителям зрелищного развлечения, и в кои-то веки поклонникам фэнтези и ролевых игр. Даже киновселенная Marvel, в последнее время лажающая всё чаще, сумела один раз порадовать.

И нет, мы не забыли фильмы ужасов и мультфильмы. Напротив, их так много, что они заслужили отдельные топы. 

Лучшие мультфильмы 2023 года по версии «Мира фантастики» (и аниме тоже здесь!)

Александр Гагинский

27.12.2023

119118

А ещё — экранизация Пратчетта, пилоты сериалов и полнометражки по сериалам нашего детства.

Лучшие фильмы ужасов 2023 года

Олеся Климчук

09.01.2024

214664

Зомби, злобные куклы, инопланетяне и все страхи года.

Город астероидов

♥ Самое необычное кино про фантастику

Режиссёр-эстет Уэс Андерсон обратился к фантастике впервые (если не считать его мультфильмов) и сделал это в своём неподражаемом стиле. А стиль его — не только в том, чтобы выстраивать в кадре симметричные кукольные домики. Андерсон любит мешать трагедию с комедией и рассказывать истории в историях. Так и «Город астероидов» — кино про то, как снимают кино про то, как создают фантастику.

В старомодные 1950-е в городке посреди американской пустыни проходит фестиваль технологий, маленький инопланетянин пытается украсть ценный метеорит, власти хотят его поймать, а простые люди на фоне живут своей жизнью. Но всё это — театральная пьеса, которую ставят актёры. Мы часто видим, как за кулисами они выходят из образа и рассуждают о сущности жизни и искусства. И всё это — псевдодокументальный фильм, где ведущий рассказывает, как актёры когда-то ставили эту пьесу. Вы успеваете следить? 

«Город астероидов» — самый обычный фильм Андерсона, если вы видели его классические работы. Но в то же время — один из самых необычных фильмов 2023-го, в которых есть фантастика.

О фильме

«Город астероидов»: фильм внутри фильма, или эксперимент Уэса Андерсона

Инар Искендирова

27.06.2023

87802

За слоями реальности и обитающими в них невротиками наблюдать интереснее, чем за симметрией и «кукольными домиками».

Вонка

♥ Киносказка года

Когда знаменитому вымышленному персонажу начинают придумывать биографию, заполняя пробелы первоисточника, результат непредсказуем. К счастью, с «Вонкой» в этом плане всё хорошо. Молодой гениальный кондитер в исполнении Тимоти Шаламе убедительно и абсолютно не фальшиво поёт, танцует и рассказывает, что нужно верить в свои мечты. 

Режиссёр Пол Кинг, как и в «Приключениях Паддингтона», задал повествованию хулиганско-криминальный тон, наполнил историю обаятельными героями, злодеями и шутками, над которыми будут смеяться не только дошкольники. Фильм трогательно перекидывает мостик к культовой экранизации книги «Чарли и шоколадная фабрика» 1971 года, делает многочисленные элегантные реверансы и музыкальные отсылки. 

Словом, «Вонка» — эталон волшебного кино для всей семьи. Поэтому он и вошёл в наш топ, хотя премьера состоялась почти под занавес года.

О фильме

«Вонка»: всё в шоколаде!

Дарья Беленкова

25.12.2023

36284

Удачный приквел о самом эксцентричном кондитере детской литературы

Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах

♥ Возвращение года

Приквел «Голодных игр» рассказывает историю будущего президента Сноу, который из юного отличника превращается в безжалостного диктатора. Становление злодея неразрывно связано с эволюцией Голодных игр, которые в эпоху Сноу только начинаются. «Баллада о змеях и певчих птицах» достойна оригинала по мрачности и драматизму, она наследует и безрадостную атмосферу «Голодных игр», и их эстетику, и элементы ужасов.

Масса сюжетных линий плохо помещаются даже в большой хронометраж, повествование порой оказывается смазанным, а многослойность некоторых героев теряется. Однако из фильма мы узнаём больше деталей о мире Панема, корнях Голодных игр, власти Сноу и устройстве Панема. После него хочется пересмотреть старые «Голодные игры» и оценить, насколько Сноу изменил этот мир.

Для тех, кто фанател по «Голодным играм» 10 лет назад, приквел станет поводом для ностальгии, осознания своего взросления и размышлений о политике. Для остальных это слегка сумбурная, но зрелищная история о рождении диктатуры.

О фильме

«Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах». Подростковая антиутопия выросла

Лиза Худайбердиева

29.11.2023

41026

Запоздавший приквел о молодости главного злодея двенадцати дистриктов

Годзилла: Минус один

♥ Лучший фильм о монстрах

Каждой эпохе — свои чудища. В «Годзилле» 1954 года (с грядущим юбилеем, старичок!) авторы размышляли об ужасах атомного века. «Минус один» же будто бы избегает актуальности. Действие вновь происходит в Японии, опалённой Второй мировой. Страна только вернулась к мирной жизни, и тут — новая угроза, перед которой бессильно правительство и мировые сверхдержавы.

Но, как и в другом «ядерном» хите года, «Оппенгеймере», ретро-сеттинг — лишь повод поговорить о тревогах современности. Режиссёр и сценарист Такаси Ямадзаки хотел отразить в фильме чувство беспомощности, как в период пандемии. Но также и надежду, родившуюся вопреки бездействию властей, — её питала дружба и взаимопомощь простых граждан. «Минус один» рассказывает прежде всего о людях — но, вопреки традициям кайдзю-кино, в кои-то веки по-настоящему интересных! А Годзилла предстаёт воплощением травмы, которая преследует героев, лишая покоя.

Кстати, Ямадзаки в фильме ссылается на Нолана — правда, не на «Оппенгеймера», а на «Дюнкерк». Политика и мифология конфликта режиссёров не волнует: им важен субъективный, выматывающий опыт борьбы за выживание. Только вместе героям удастся спасти, простить и исцелить друг друга. И с ними зрители встречают финал искренними слезами. Когда в последний раз приходилось плакать на «Годзилле»?!

Создатель

♥ Научно-фантастический фильм года

Недалёкое будущее. Мир, где власти США объявили вне закона разумных роботов — и готовы сталью и бомбами насаждать этот запрет даже в других странах, куда их вовсе не звали. Главный герой — разведчик, ему поручено найти и уничтожить супероружие, которым «террористы» хотят навредить американской армии. Но ещё до начала миссии он сомневается, на чьей стороне правда.

Фантастический боевик Гарета Эдвардса — типичный антиутопический киберпанк во всей его классической красе. В этом главный недостаток картины: мы все уже видели похожие истории в «Элизиуме», «Я, роботе», «Космических чистильщиках» и других фильмах. Но знакомые приёмы «Создатель» подаёт интересно и драматично, заставляя героя разрываться между долгом и чувствами. Фильм позволяет увидеть человечность и в роботах, и в ненавидящих их злодеях, которые предстают обычными солдатами, оказавшимися не на той стороне.

А ещё Эдвардс вырвался из банального сеттинга американских мегаполисов и показал целый мир воображаемого Индокитая будущего, где роботы молятся в буддистских монастырях. «Создатель» вряд ли получит продолжение, а жаль: было бы интересно вернуться в эту диковинную вселенную.

О фильме

«Создатель». Красивый и старомодный киберпанк от режиссёра «Изгоя-один»

Илья Глазков

05.10.2023

154593

Турпоход по киберпанковой Юго-Восточной Азии: наслаждайтесь красотами гор, робо-буддистами и напоминаниями о военных преступлениях Америки!

Барби

♥ Комедия года

Самый громкий фильм года. Самый розовый бренд. Фильм-мем. Вездесущая реклама. Блестящий маркетинг, раскрутивший зрителей на парный просмотр «Барби» с мрачной драмой «Оппенгеймер». А что там внутри-то?

От «Барби» ожидали сказки в духе «Истории игрушек» или «Лего. Фильма». Получили нечто иное — странное, абсурдное, смешное, для кого-то даже возмутительное. Режиссёр Грета Гервиг сделала упор на тему феминизма, показав пластмассовый мир «Барби» как утопию, где правят женщины. Кукла Барби сталкивается с реальным миром, где всё не так идеально, а Кен, заразившись патриархатом, устраивает переворот. Восхищаться смелостью или обижаться на фильм глупо: «Барби» критикует всё и ничего, не углубляясь в суть проблем.

Но важнее то, что «Барби» отлично работает как абсурдная комедия. Фильм яркий и безумный, он развлекает каждую минуту, не давая времени задуматься, то и дело вбрасывает остроумные фразы и меметичные сценки (ну кто не слышал про мачо-дача-хата-хаус?). И, судя по огромным сборам, именно это и требовалось. Сиквел уже не за горами — интересно, что ему в пару снимет Нолан?

О фильме

Обзор «Барби»: пластмассовый мир победил

Инар Искендирова

26.07.2023

98850

У Гервиг получилась двухчасовая реклама кукол без внятного посыла, зато с красивыми актёрами, костюмами и декорациями.

Бедные-несчастные

♥ 
Арт-кино года 

Йоргос Лантимос продолжает исследовать тему женской эмансипации. После «Фаворитки» он обращается к фантастическому сеттингу вычурной викторианской Англии, который одинаково интересно изучать и зрителю, и главной героине. Перед нами сатирическое и не шибко-то нравоучительное исследование сексуальности, закрученное вокруг библейского мифа и знакомого сюжета про монстра Франкенштейна. Только этот монстр, представьте себе, исследует мир через постель и не испытывает никаких угрызений совести. 

Блестящая работа Эммы Стоун, которая с безукоризненной убедительностью показывает взросление женщины с детским мозгом: от первых слов и способности ходить на двух ногах до рефлексии на тему права на собственное тело. Остальные не хуже — всегда бесподобный Уиллем Дефо и потешный Марк Руффало. Если выбирать артхаус, то вот такой: провокационный, открытый, символичный и эмоциональный. Разговор без зауми на серьёзную тему.

О фильме

«Бедные-несчастные»: изумительный артхаусный стимпанк о сексуальности

Александр Стрепетилов

02.12.2023

85997

Йоргос Лантимос препарирует женскую сексуальность через историю монстра Франкенштейна и библейский сюжет. 

Стражи Галактики. Часть 3

♥ Супергеройский фильм года

«Особенно енот». С трейлера с этой неканоничной фразой началось наше знакомство со Стражами Галактики Marvel. Енот Ракета был символом серии, как Джек Воробей для «Пиратов». Именно его, а не главного героя Квилла, вспоминали, объясняя, что такого в этих ваших Стражах. Там космический енот — тролль и хулиган с золотым сердцем — мочит корки и мочит злодеев! Но всё-таки первые две части вращались в основном вокруг Квилла.

Третьи «Стражи» стали историей Ракеты. Нам показали, как он появился, почему стал таким, — и в итоге вышел культовый фурри-фильм, разбивающий сердечки. Жестокость, надежда, битвы, глупости, дружба — тут было всё, нас бросали от хохота в слёзы, от слёз в адреналин. И Ракета, хоть это его история, не перетягивал на себя одеяло — минута славы досталась даже самым никчёмным из Стражей.

Фильм выглядит как финал трилогии, подводящий итоги. На самом деле Marvel не отпустит успешных Стражей на покой — их-то наверняка покажут на экране ещё не раз. Но со своими героями попрощался их папа, режиссёр Джеймс Ганн. Он уходит строить киновселенную DC, и третья часть стала его финальным поклоном. Что бы ни случилось потом с этими раздолбаями — это будет уже не его история.

О фильме

«Стражи Галактики. Часть 3». Последний салют космическим неудачникам Marvel

Илья Глазков

09.05.2023

116702

Самая недотёпистая команда супергероев уходит на покой — с песнями, танцами и парой оторванных голов.

Подземелья и драконы: Честь среди воров

♥ Фильм года + ♥ Фэнтези-фильм года

Как экранизировать Dungeons & Dragons — игру, где сюжет творят сами игроки? Как передать чувство приключения за одним столом тем, кто ни разу не кидал спасбросков… простите, испытаний, у кого не взлетал гном, на кого не нападало газебо или пчелохранилище? Как увлечь их франшизой, которой вечно не везло в кино и лучшей экранизацией которой до сих пор был детский мультсериал?

Режиссёры-сценаристы Дейли и Голдштейн сумели. Они придали фильму главное: не букву правил, не лор Забытых Королевств, а ощущение одного забавного приключения в компании разношёрстных лоботрясов. Вместо очередного спасения мира — комедия про ограбление замка с помощью магии и мечей. Вместо Избранных, следующих Пророчеству, — обаятельный жулик-неудачник, вороватый волшебник-недоучка и суровая бой-баба, у которой фетиш на коротышек. И рыжая няша, способная превращаться в зубастых зверюг, — не самый интересный персонаж фильма, но его узнаваемый символ. А вместо абстрактного фэнтези-сеттинга — узнаваемые Забытые Королевства с их Невервинтером, Подземьем, медвесычами, мимиками и прочими знакомыми деталями. О таком кино мы мечтали, играя в Baldur’s Gate и Neverwinter Nights, читая Сальваторе, впервые сев за стол к ролевикам. Нет, серьёзно, они прошлись почти по всем пунктам!

Dungeons & Dragons и вселенная Забытых Королевств начинали год как почтенные, но уже не модные хобби родом из 1980-х, о которых большинство знает по отсылкам в «Очень странных делах» и другом масскульте. Но в итоге 2023-й — это год D&D. Главная ролевая игра — Baldur’s Gate 3. А главный фэнтези-фильм — «Честь среди воров». Это «Светлячок» от высокого фэнтези, и его, как и сам «Светлячок», увы, постигла финансовая неудача. И всё же на скудном фоне фильмов 2023 года именно он оказался для нас самым-самым.

О фильме

Фильм «Dungeons & Dragons: Честь среди воров». Наконец-то достойная экранизация!

Александр Стрепетилов

01.04.2023

130626

Отличная комедийное приключенческое фэнтези, которое не пытается запускать свою вселенную, а концентрируется на небольшой и понятной истории. 

Кто это выбирал?

В голосовании за лучшие кино, мультфильмы и сериалы участвовали авторы и редакция «Мира фантастики»: Александр Анохин, Дарья Беленкова, Марина Беляева, Денис Варков, Александр Гагинский, Евгения Деревская, Артём Дубровский, Александра Злотницкая, Дмитрий Злотницкий, Павел Ильин, Инар Искендирова, Дмитрий Кинский, Александр Киселев, Олеся Климчук, Мария Лебеденко, Ангелина Лисицина, Денис Недыпич, Екатерина Никитина, Наталия Осояну, Евгений Пекло, Олег Поторокин, Кирилл Размыслович, Сергей Серебрянский, Денис Старостин, Александр Стрепетилов, Роман Файницкий, Игорь Хованский, Елизавета Худайбердиева, Игорь Цуканов, Мария Шмидт, Елена Щетинина.

Вне конкурса:

«Вызов»: техническое кинодостижение года

«Первый фильм, снятый в космосе», или нет? Можно вспомнить, что натуру в космосе снимали для советского «Возвращения с орбиты», что астронавты поставили на орбите мини-комедию «Апогей страха», вспомнить документалки, снятые на МКС. Но чтобы в космос отправились режиссёр и актриса и там сняли целый ряд сцен для большого кино — нет, вот такого раньше не делал никто. В этом Клим Шипенко и Юлия Пересильд и правда первые.

По художественным достоинствам «Вызов» не тянет в топ фильмов 2023-го. Спустя годы его явно не будут цитировать, подражать его героям, не снимут ностальгический ремейк. Но он останется в истории как уникальное (пока что) техническое достижение, пусть даже его запомнят только за это. 

О фильме

«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе?

Антон Первушин

22.04.2023

46662

Историк космонавтики Антон Первушин делится впечатлениями.

«Оппенгеймер»: лучший нефантастический фильм

Ну какие итоги года «Мира фантастики» без Кристофера Нолана! Он, конечно, попытался нас надуть и снял нефантастический фильм — но такой, который не грех и отметить. Биографию физика Роберта Оппенгеймера, «отца» атомной бомбы, а позже — борца против своего же творения, Нолан превратил в увлекательный политический триллер на, увы, всё ещё злободневную тему — о науке на службе сверхдержав и массового уничтожения. И, конечно, с тремя временными линиями — ну не может Крис не поиграть с хронологией. И с ядерным взрывом, снятым без компьютерной графики.

«Оппенгеймер», в отличие от большинства прошлых работ Нолана — типично «оскаровское» кино. Интересно, сколько статуэток он в итоге получит? Ставим на то, что наградят или номинируют хотя бы за сценарий, режиссуру и Киллиана Мёрфи в роли «смерти, разрушителя миров».

О фильме

«Оппенгеймер». Ужас в формате IMAX

Илья Глазков

28.07.2023

64113

Гений Нолан рассуждает о цене гениальности и пробует себя в сюрреализме.

А ещё мы смотрели сериалы!

Лучшие сериалы 2023 года: фантастика, фэнтези и супергерои

Евгений Пекло

04.01.2024

384553

Хорошая экранизация игры. Хорошая адаптация аниме от Netflix! И неожиданный бум хороших российских сериалов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё