«Алиса в Зазеркалье» против «Алисы в Стране чудес»

46346
4 минуты на чтение
Алиса стала капитаном собственного корабля и объездила весь мир, но бывший жених грозится разорить её. Однако решение этой проблемы ей придётся отложить: по зову друзей она отправляется в Зазеркалье, чтобы спасти родных Безумного Шляпника. Для этого Алисе нужно совершить путешествие в прошлое на сфере времени, которую надо похитить у самого Времени. Да, Время в этом фильме — персонаж.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Alice Through the Looking Glass

Жанр: фэнтези, сказка

Режиссёр: Джеймс Бобин

В ролях: Миа Васиковска, Саша Барон Коэн, Джонни Депп

Премьера в России: 26 мая 2016 года

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на:

«Оз: Великий и ужасный» (2013)

«Пэн» (2015)
Шесть лет назад главный гот Голливуда Тим Бёртон снял для Disney «Алису в стране чудес» — не шибко умную, но дико стильную фантазию по отдалённым мотивам сказки Льюиса Кэрролла. Картина заработала миллиард в прокате, так что сиквел был неизбежен. Бёртон в режисссёрское кресло не вернулся — ограничился продюсерским, а мэтра сменил новичок Джеймс Бобин. И это чувствуется с первых же минут фильма. Хотя сиквел старается быть похожим на оригинал, он проигрывает ему почти все сравнения.

У Бёртона образ Страны чудес балансировал между гротеском, клоунадой и мрачным волшебством. Бобин окончательно шагнул в сторону клоунады и пёстрого китча. У Бёртона от книг Кэрролла не оставалось почти ничего, но колоритные персонажи вроде Чеширского кота и Белого Кролика хотя бы играли важные роли. А теперь даже их превратили в ходячие декорации, которые появляются раза два, чтобы доложить героине сюжетную информацию. Вместо потока каламбуров и цитат из книги персонажи изрекают банальности и проговаривают вслух очевидное. Поразительно, как мало в «Зазеркалье» юмора, хотя абсурдный кэрролловский мир даёт море поводов для шуток.

Зверьё из бёртоновского фильма, похоже, требовало слишком много денег на графику. Поэтому оно лишь маячит на заднем плане

Наконец, у бёртоновской Алисы была продуманная сюжетная арка. Робкая девушка сбегала от проблем в воображаемый мир, проходила там испытания и возвращалась в реальность иным человеком, способным на волевые решения. Героиня спасала Страну чудес, но и страна помогала ей повзрослеть и найти себя. В сиквеле Алиса с первых же минут умная и решительная капитанша дальнего плавания, при этом у неё серьёзные проблемы в реальности, которые надо срочно решать. А она вместо этого по первому зову несётся в Зазеркалье — исполнять капризы Шляпника и его беспомощной компании. И кажется, что ничего интересного из этого выйти не может.

Но после первых минут двадцати фильм понемногу становится лучше. Во-первых, на сцену выходят Время (Саша Барон Коэн) и Красная Королева (Хелена Бонэм Картер) — у них лучшие в «Зазеркалье» шутки и актёрские работы. Коэн, несмотря на клоунский костюм, более уместный в «Стране хороших деточек», не переигрывает и держится лучше кривляющегося Деппа. И мотивация у Времени гораздо логичнее, чем у обычных сказочных злодеев. В сущности, прав тут именно он, а за Алису нам предлагают «болеть» скорее по привычке.

Игра слов в «Зазеркалье» ведётся ровно на одну тему: все шутят про Время. Больше всех — сам Время

Во-вторых, «Зазеркалье» неплохо (для детской сказки) раскрывает тему путешествий во времени и неизменности прошлого. Взрослому это покажется вторичным, но сценарий явно рассчитан на юных зрителей, не избалованных киноклассикой. Под конец нам даже покажут кошмар Дока Брауна из «Назад в будущее» — что произойдёт со вселенной, если встретить себя из другого времени.

Кроме того, швыряя Алису из эпохи в эпоху, фильм раскрывает истории персонажей и кое-как объясняет, почему Красная Королева злая, а Шляпник — безумный. Вот только сами по себе предыстории — это сплошное давление на жалость. Оказывается, эти смешные чудаки — жертвы тяжелого детства и сопливых семейных драм, а мир уже два фильма сотрясает детская ссора из-за украденных кренделей. Вот уж тайны, которые никто не мечтал узнать.

После «Холодного сердца», «Белоснежки и охотника 2», «Оза, великого и ужасного», а теперь ещё и «Алисы в Зазеркалье» пора законодательно запретить истории про ссоры сестёр-принцесс

Мы не случайно так часто повторяем слово «детский». «Алису» Бёртона могли оценить зрители всех возрастов — пусть не за сюжет, но за стиль и атмосферу. Ей подходило определение «фэнтези», а не «сказка». Героиня брала меч и рубила голову дракону, Страна чудес казалась безумной и немного зловещей, а каждое диковинное создание показывали в деталях, чтобы дать нам проникнуться, удивиться и даже, может быть, слегка испугаться. Один выколотый глаз Брандашмыга чего стоил.

«Алиса в Зазеркалье» — это стопроцентно детская сказка, где проповедуются семейные ценности, а мораль подаётся прямым текстом. Тут даже настоящих злодеев нет — есть непонятые бедолаги, которых предлагается понять и простить. И героиня не всегда права — больше всего дров в фильме наломала именно Алиса. Нет больше войны добра со злом, нет Пророчества и Избранной, всех этих надоевших и неуместных в Стране чудес штампов эпического фэнтези. И это единственное, в чём новая «Алиса» выигрывает у старой.

Пугающий грим Деппа — единственное, за что тут можно дать рейтинг 12+

Итог: наивная и банальная, но зрелищная и нравоучительная сказка для детей. Сводить на неё малышей не стыдно, но и до лучших работ Disney, и до «Алисы» Бёртона «Зазеркалью» далеко.

Рецензия на первую часть

«Алиса в Стране чудес»: шутка Тима Бёртона

Александр Гагинский

18.05.2010

16090

Фильм трудно назвать экранизацией книги Кэрролла. Все лавры и шишки по праву принадлежат Бёртону. Лавров, впрочем, куда больше.

Оценка

6

оценка

УДАЧНО

  • как всегда зрелищно
  • меньше штампов фэнтези, чем в первой части
  • сюжет умнее, чем ожидалось

НЕУДАЧНО

  • сентиментальные банальности
  • мало шуток и нет кэрролловского абсурда
  • кино сугубо для детей

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё