![«Дивергент. Глава 3: За стеной»: бледная тень «Голодных игр»](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/Unknown-61.jpeg)
Жанр: подростковая антиутопия
Режиссёр: Роберт Швентке
В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Майлз Теллер
Премьера в России: 9 марта 2016
Похоже на:
Серия «Голодные игры»
Серия «Бегущий по лабиринту»
«Обливион» (2013)
Самая успешная подростковая антиутопия в кино — это, конечно, «Голодные игры». Остальные лишь пытаются за ними угнаться — кто с успехом, кто без («5-я волна», это мы про тебя). «Дивергент» по книгам Вероники Рот — подражатель успешный (хотя бы по кассовым сборам) и в первых фильмах даже не казался точной копией «старшей сестры». Сходство было в отдельных чертах: героиня-девушка, постапокалипсис, жестокое правительство.
Но теперь, когда киносерия добралась уже до третьей книги (которую по «доброй» традиции распилили на два фильма), «Дивергент» копирует «Голодные игры» и в сюжете. И там, и тут за границами своего мирка герои находят другую, даже более могущественную группировку. И там, и тут победившие бунтари оказываются не лучше прежних тиранов, а «спасители» из внешнего мира — лицемерами. Героиня оказывается меж трёх огней, потому что и прежние порядки — зло, и новые — зло, и кукловоды, живущие за стеной, — то ещё зло.
![Насколько «Дивергент» хочет быть «Голодными играми»? Настолько, что главную роль исполняет Шейлин Вудли, проигравшая кастинг на роль Китнисс](http://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/Screen-Shot-2016-01-23-at-5.51.39-PM1-1024x583.png)
Насколько «Дивергент» хочет быть «Голодными играми»? Настолько, что главную роль исполняет Шейлин Вудли, проигравшая кастинг на роль Китнисс.
Беда в том, что тут эта «неоднозначность» подаётся очень нарочито. Злодейство творится напоказ и без всякой необходимости, чтобы мы не сомневались, кто тут самый плохой. Так, одна группировка похищает бедных детей, «чтобы дать им лучшую жизнь», хотя беженцы должны бы сами ломиться в благоустроенный рай. Новый главный злодей поддерживает хаос в Чикаго, хотя явной выгоды ему с этого никакой (и даже скорее наоборот), а в финале он строит феерически глупый план, как снова подчинить себе город.
Герои тоже ведут себя глупо и демонстративно. Главная героиня Трис и её парень Фор окончательно превратились в стоически-правильных бойцов за свободу без следов индивидуальности. Уже в начале они рискуют жизнями, чтобы спасти персонажа, который в прошлом фильме пытался их убить. Сам этот плохиш тут же исправляется и тоже становится идеально хорошим.
Актёрская игра соответствует ролям. Тео Джеймс и Энсел Элгорт так невыразительны, будто страдают параличом лицевых мышц. Шейлин Вудли уже третий фильм не может понять, кого же она играет: застенчивую скромницу или импульсивную бунтарку, и переключается между этими режимами внезапно. Редкой отдушиной стал Майлз Теллер, играющий куда лучше, чем его коллеги по фильму. Его персонаж — фигляр и патологический предатель — хотя бы вызывает улыбку.
![Спасение Чикаго от газовой атаки с помощью голографического интерфейса. Противогазы и мокрые тряпки — это слишком просто!](http://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/Divergent-Hologram-e1457415999769-1024x488.jpg)
Герои спасают город от газовой атаки с помощью голографического интерфейса. Противогазы и мокрые тряпки — это слишком просто!
Предыдущие части окупились в прокате, и, похоже, студия подкинула Швентке ещё денег. «Дивергент 3» — самый зрелищный фильм серии. Графики стало ещё больше, чем в «Инсургенте», к красивым руинам прибавились футуристические города, флайеры, голограммы и силовые поля. Вот только чем больше такой красоты, тем чаще возникают нестыковки и неловкие вопросы.
Фантастике можно простить много допущений. Лишь зануда станет придираться, например, к «Безумному Максу» за то, что злодеи жгут дорогое топливо. Но мир «Макса» — верх реализма по сравнению с миром «Дивергента». И если в первых двух фильмах сочетание постъядерных руин со сверкающим хай-теком только выглядело странным, то теперь из-за него возникают сюжетные дыры неприличного размера.
В «Дивергенте» ажурные небоскрёбы со стерильными кабинетами стоят посреди ядерной пустоши. В огромном полуразрушенном Чикаго даже стёкла мало где остались, но при этом у всего города — единая вентиляция, как у подлодки. В мире есть суперкомпьютеры и голограммы, но нет противогазов. Герои не знают слова «аэропорт», но водят флайеры, впервые сев за штурвал. Трудно не хвататься за голову при каждом таком противоречии.
![Люди за стеной делают летающие гаджеты, управляют памятью и строят дизайнерские телебашни. Озеленить пустошь вокруг? Нет, не слышали.](http://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/Divergent-Wasteland-1024x576.png)
Люди за стеной делают летающие гаджеты, управляют памятью и строят дизайнерские телебашни. Озеленить пустошь более чем на сто метров? Нет, не слышали.
Похоже, создатели сами до сих пор не могут решить, апокалипсис они снимают, или высокотехнологичное будущее. И в следующем, последнем фильме не решат и логику мира и сюжета не исправят, потому что уже нет смысла. Всё равно на третью часть придут только те, кого огромные сюжетные дыры никогда не смущали.
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/12/Aleksandr_Gaginskij_2023-08-10_14-05-55-100x100.jpg)