С распадом СССР и окончанием холодной войны угроза ядерного столкновения снизилась, но уверенности в светлом будущем не прибавилось. Международный терроризм, экологический кризис, истончающийся озоновый слой — в общем, в конце 1990-х постапокалипсис снова вошёл в моду. Пример тому — успех серий Fallout и Half-Life.
А в 2000-е жанр полюбили и в России. «Метро 2033» Дмитрия Глуховского (признан в России СМИ, исполняющим функции иностранного агента), серия S.T.A.L.K.E.R., романы Сергея Тармашева, Дмитрия Силлова, Андрея Левицкого возглавили рейтинги продаж. Почему? Поклонники «постапа» видят в нём романтику пустошей, возможность самому выбирать свою судьбу и разительный контраст с привычной обыденной реальностью. Мало кто из фанатов жанра задумывался, что в случае реального апокалипсиса их шансы выжить близки к нулю.
К 2017 году мода на постапокалипсис в России сошла на нет, но разочарование в будущем никуда не делось. Настало время сделать следующий шаг — оглянуться назад и решить, что в прошлом было куда лучше!
Назад в прошлое!
В ретромании нет ничего нового — ещё художники Ренессанса восхищались античным искусством. Но в последние десятилетия это явление приобрело промышленные масштабы. Это и неудивительно: интернет упростил путь к ретроконтенту. Если раньше наткнуться на милые сердцу раритеты можно было только при большой удаче, то сейчас достаточно пары кликов, чтобы на целый вечер окунуться в другую эпоху.
В первую очередь ретро вызывает у людей положительные ассоциации с детством или юностью. Оно служит своеобразным культурным кодом, позволяющим ассоциировать себя с прошедшей эпохой и относить к определённому поколению. Впрочем, многие современные поклонники 1980-х появились на свет только в середине 1990-х, и это им нисколько
не мешает.