Лофофора Уильямса / Dav Hir [CC BY-SA 3.0]Старейшая из существующих сейчас организаций, по-прежнему применяющая пейот в своих церемониях, —
Церковь коренных американцев (Native American Church), основанная в 1944 году. Несмотря на запрет выращивания и употребления пейота на территории США, закон делает исключение для последователей этого культа. Единственное требование церкви состоит в том, чтобы в жилах прихожанина текла как минимум четверть индейской крови. Церковные догматы рассматривают употребление пейота как сакральное действо, необходимое для общения с Великим духом, так что растение и его производные никогда не используется в развлекательных целях.
У церкви есть подразделения («очаги») во множестве штатов на юго-западе США, но практикуются также службы в передвижных типи. Вероучение представляет собой причудливую смесь индейских верований и христианства. Службы проводятся, как правило, в ночь с субботы на воскресенье и не регулярно, а по запросу прихожан — если нужно вылечить кого-то, отметить день рождения, христианские праздники, окончание школы, провести поминальную или похоронную церемонию. Во время обрядов обязательно применяются различные традиционные атрибуты — водяной барабан, погремушка из тыквы-горлянки, веер из перьев, свисток из кости орла, кедровые благовония.
В 1978 году бывший прихожанин этой церкви основал в Аризоне
Церковь пейотного пути Господня (The Peyote Way Church of God). Иммануэль Трухильо был не согласен с тем, что церковь принимала в свое лоно только коренных американцев. Его организация полностью игнорирует расовую и национальную принадлежность прихожан, а также организует (естественно, небесплатно) «странствия духа» (Spirit Walk), одиночные медитации с потреблением пейота в пустыне после суточного голодания, — для людей, которые не принадлежат к церкви, но хотели бы пережить такой духовный опыт.