О классификации нечисти
Я считаю, что все страшные истории разделяются на неестественное и сверхъестественное.
Неестественное подразумевает некую трансформацию исходно живого. Это, например, оборотни. Или же оно изображает когда-то живое, умершее и трансформировавшееся в нечто противоположное — тогда это нежить. Упыри, вампиры, зомби и вот это всё. А сверхъестественное — это то, что не имеет отношения к исходной плоской фазе. Это ангелы и демоны, духи, привидения, заблудшие души, ожившие сны и мифологические персонажи, которые с самого начала либо стражи артефактов, либо стражи порога. Баба Яга, любимая нашему сердцу, — это страж порога между жизнью и смертью, этим миром и тем миром, между неведомым и ведомым мирами.
Неестественное живёт в обычном мире. Когда обычный мир вдруг оборачивается угрозой для нас — это пример неестественного, как нежить. Ещё страшнее — сверхъестественное, ведь оно имеет отношение к чужому миру, это пример того, что границы миров проницаемы.
Когда мы смотрим на нежить в кино — это, как правило, эксплуатация двух вышеописанных примеров. Либо нас пугают тем, что наш мир собственный нам больше не принадлежит, потому что в нём что-то сломалось (или сам мир сломался, несите новый). Либо нам говорят: знаешь, а твой мир отделён тоненькой прослойкой от небытия, и сейчас оно к тебе зайдёт в гости.
Ещё, конечно, существует хтонь. Изначально хтонические чудовища населяют иной мир, не этот. Хороший пример — русские народные сказки, без цензуры они довольно страшные (например, сборник Афанасьева трёхтомный). Если мы копнём поглубже, то можно увидеть, что история про ту же Василису, которая царевна-лягушка, — это сюжет о браке с существом из иного мира.