Первым учёным, который плотно занялся вопросом инопланетян, опираясь не на веру и фантазию, а на свои познания, стал французский астроном Камиль Фламмарион. В своей книге «Жители небесных миров с точки зрения строго научной, философской и фантастической» (1876) он описывает физические, астрономические и прочие условия на разных планетах как Солнечной, так и других систем, а заодно старается определить облик и строение обитателей иных миров. Фламмарион неоднократно обращался в работах к теме жизни на других планетах, например, в начале XX века опубликовал книгу, посвящённую условиям обитания на Марсе.
В принципе, Фламмарион во многом повторял идеи великого астронома Пьера-Симона Лапласа, который в сочинении «Изложение системы мира» (1796) однозначно высказался об обитателях звёзд:
«Человек, созданный для температуры, которой он пользуется на Земле, не мог бы, по всей вероятности, жить на других планетах; но не должно ли существовать бесконечное множество организаций, соответствующих различным температурам шаров этого мира? Если одно различие стихий и климатов вносит столько разнообразия в земные произведения, то насколько больше должны различаться произведения различных планет и их спутников? Самое деятельное воображение не может составить о них никакого понятия; но их существование, по крайней мере, очень вероятно».
Здесь стоит заметить, что «научные» воззрения XVIII–XIX веков не то чтобы сильно отличались от фантастики. За неимением материалов наблюдений и каких бы то ни было доказательств учёные могли себе позволить практически любую фантазию. Чего стоят хотя бы легендарные «марсианские каналы», существовавшие как версия вплоть до 1950-х! Отличие учёных Нового времени от философов Средневековья состояло в том, что первые старались опираться на уже известные им по земным условиям физикохимические законы, а вторые черпали информацию исключительно из недр собственного сознания.
В этом философы почти не отличались от писателей, наделявших планеты и спутники Солнечной системы целым сонмом диковинных существ, которых можно классифицировать по месту их «проживания».
Луна, Венера, Марс
Типичный пример классического отношения к населению Луны представляет греческий писатель-сатирик Лукиан из Самосаты (около 120–180 гг. н. э.). Он считал, что спутник населен гиппогрифами — способными нести всадников крылатыми существами с тремя головами, причем крылья их больше парусов земного корабля. Описывая армии обитателей Солнца и Луны, Лукиан упоминал также гиппомирмеков (всадников на муравьях), тритономендеттов (зверей с кошачьими лапами) и тому подобных чудовищных существ.