Полноразмерная модель корабля «Клипер» в музее РКК «Энергия» / [CC BY-SA 3.0] / rusRaydenВ 2010 году Дмитрий Медведев, занимавший президентское кресло, поддержал концепцию и подписал распоряжение о начале проектирования транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) с ЯЭДУ мегаваттного класса. Главным разработчиком был назначен Исследовательский центр имени М. В. Келдыша.
Космические реакторы энергетического назначения мощностью порядка 1 МВт никто до тех пор не строил, и конструкторам пришлось пойти на ряд технических ухищрений. Самым революционным стало применение турбины для преобразования тепла в электричество, как на земных АЭС. Реактор будет работать при очень высоких температурах — как сбросить избыточное тепло? В пустоте нет конвекции, и избавиться от него можно только путём излучения. Самый проверенный способ — создать панели с хладагентом, который будет отбирать тепло от нагреваемых элементов и передавать его излучающей оболочке. Однако чем выше мощность, тем большего размера должны быть панели. Как альтернативу предложили компактный капельный холодильник-излучатель, где нагретый теплоноситель пропускается через открытый космос. Такую систему собираются внедрить после того, как прототип ЯЭДУ пройдёт испытания на орбите.
Установка вырабатывает только электричество. Оно, в свою очередь, используется в ионном двигателе ИД-ВМ, где ксенон, разогретый до плазмы, ускоряется и создает тягу. Специалисты изготовили опытный образец двигателя ИД-500, и он прошёл стендовые испытания, продолжавшиеся 300 часов.
Эскизное проектирование было завершено в 2013 году, но новации требовали большой исследовательской работы, которая заняла много времени. Постоянные срывы сроков вызвали недовольство правительства, и через пять лет «Роскосмос» передал проект на изучение сотрудникам Конструкторского бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе, специализирующегося на военных разработках. После этого подробная информация о принятых технических решениях была засекречена.