Схема срабатывания САС «Союза» довольно оригинальна. Она вводится в дежурный режим за пятнадцать минут до старта и отвечает за спасение корабля и экипажа первые две минуты полёта — до отделения боковых блоков и сброса головного обтекателя. Если в течение этих минут происходит авария, САС выключает двигатели ракеты-носителя, разделяет космический корабль и фиксирует опоры, которые удерживают спасаемые части корабля внутри головного обтекателя.
Далее разделяется поперечный стык в средней части обтекателя и раскрываются решетчатые стабилизаторы. Одновременно запускается основной твердотопливный двигатель, затем включаются рулевые двигатели, которые уносят головной блок подальше от ракеты. На вершине траектории происходит отделение бытового отсека от спускаемого аппарата, после чего на последнем выводится парашют.
Если авария случится на больших высотах, когда головной обтекатель уже сброшен, то корабль самостоятельно разделится на отсеки, спускаемый аппарат сразу войдет в атмосферу и приземлится в штатном режиме. Вероятно, это и произошло с «Союзом МС-10».
Удар по репутации
Разумеется, авария повлияет на дальнейшие планы по развитию отечественной и мировой космонавтики. Сейчас на орбите находится экипаж «Союза МС-09» в составе Сергея Прокопьева, Александра Герста и Серины Марии Ауньён-Ченселор. Руководитель миссии МКС в NASA Кенни Тодд заявил, что космонавтам придётся остаться там до января 2019 года, хотя ранее предполагалось, что они вернутся домой в декабре 2018-го. Если к тому времени пилотируемые запуски не возобновятся, МКС какое-то время будет летать в беспилотном режиме.
Вероятно, на полгода будет перенесен запуск лабораторного модуля «Наука» (МЛМ-У), ведь именно экипаж «Союза МС-10» должен был начать подготовку к его приёму. А это неизбежно скажется на программе исследований.