Широко известен тот факт, что распознавание лиц в алгоритмах компьютерного зрения (тех, что анализируют изображения) для представителей неевропеоидных рас работает на порядок хуже, чем для белых людей. Это связано именно с неравной репрезентацией всех рас в тренировочных данных. В 2015 году даже случился скандал: распознающий алгоритм в Google Photos не узнал в двух афроамериканцах людей и пометил их как горилл. Для таких ошибок есть название, AI bias — предвзятость искусственного интеллекта, приводящая к искажениям в результатах. Мы можем, сами того не замечая, научить алгоритмы расизму, сексизму и прочим нехорошим вещам. Это может найти отражение и в сфере искусства.
Ещё одна проблема с ИИ состоит в том, что мы пока плохо понимаем, каким образом он приходит к тому или иному результату. У неё тоже есть название — проблема интерпретируемости, и сейчас учёные понемногу продвигаются к её решению. Ситуация осложняется тем, что параметров, которыми оперирует алгоритм, безумно много, а работа кое-каких моделей — из тех, что уже выполняют важные задачи, — вообще не поддаётся объяснению, поскольку их архитектура изначально не учитывала необходимость интерпретации результатов. Что уж говорить о неспециалистах — простых людях, которые не могут залезть нейросети «в мозги» и посмотреть, на каком слое, из-за каких параметров она даёт сбой. По сути, сейчас искусственный интеллект — это чёрный ящик, и внутри него происходит загадочная магия. Если он нарисует абстракцию или сочинит мелодию, то не сможет объяснить, почему сделал её именно такой и какой за ней скрывается смысл.
В общем, не стоит торопиться и наделять искусственный интеллект теми качествами, которые ему не присущи. Однако это не мешает использовать его как хороший инструмент — тем более что интерес к результатам совместного с ИИ творчества понемногу повышается.
В 2018 году в Нью-Дели прошла выставка, полностью посвящённая предметам искусства, созданным с помощью искусственного интеллекта. В октябре того же года сгенерированная нейросетью картина была продана на аукционе Christie’s почти за полмиллиона долларов — рекордная сумма для такого типа изображений. Летом 2019 года международную художественную выставку «Искусственный интеллект и диалог культур» организовал Эрмитаж. Способны современные алгоритмы на творчество или нет, но они уже влияют на искусство. Насколько сильно — зависит от конкретной области.
Изобразительное искусство
«Портрет Эдмонда Белами» ушёл с молотка за 432,5 тысячи долларов, что в 45 раз больше его стартовой цены. Картину сгенерировала нейросеть, которую команда Obvious из Парижа натренировала на 15 тысячах портретов, написанных в период с XIV по XX век. Авторы проекта использовали уже существующую нейросеть с открытым исходным кодом — обычное дело в IT-среде. Это была GAN (Generative Adversarial Network, генеративно-состязательная нейросеть) — воплощение прорывной концепции, которая появилась всего шесть лет назад.