Судя по всему, культ возник на рубеже 1950–1960-х годов, а настоящую силу обрёл в 1974-м после официального визита Филиппа в кондоминиум Новые Гебриды, совместно управляемый Великобританией и Францией. Аборигены не были допущены к августейшему гостю, но уже в Британии комиссар Новых Гебридов Джон Чемпион рассказал принцу о занимательном явлении и уговорил Филиппа отправить поклонникам свою фотографию с подписью.
В ответ жители Яохнанен передали Филиппу подарок — традиционное копьё для охоты на диких свиней. Растроганный принц сфотографировался ещё раз — с копьём в руке — и отправил им второй снимок. Спустя четверть века, в 2000-м, Филипп снова вспомнил о своих фанатах и послал им третью фотографию. А в 2007 году пятеро представителей культа были официально приглашены в Великобританию на аудиенцию к принцу Филиппу. Обратно они уехали с очередным снимком — на этот раз групповым.
Культ существует до сих пор. Проблема в том, что Филиппу Эдинбургскому уже 96 лет, и не очень понятно, что будет с меланезийскими сектантами после смерти их бога.
Как к этому относиться?
Первый взгляд на карго-культы поражает. Но если приглядеться, за ними кроется обычное желание даром получить европейские блага. Правда, вместо военных блага ныне привозят туристы.
Все карго-культы, которых за последний век появилось около трёх сотен (до наших дней сохранилось полтора десятка), имеют общие черты:
• чёткие границы, обычно в рамках одной-двух деревень. Культ Джона Фрума стал известен из-за обширного распространения — на целую область острова Танна;
• один лидер — с его смертью культ нередко исчезает;
• акцент на материальных благах, которые должны ниспослать боги;
• ритуалы, пародирующие действия чужестранцев.
Остальное неважно. Культ карго может возникнуть при богах любого происхождения: небесных и природных, человекообразных и звероподобных. И если к нам когда-нибудь прилетят представители инопланетной сверхцивилизации, мы, возможно, уподобимся меланезийцам и будем комично имитировать поведение пришельцев в надежде получить за это какие-либо блага. Люди-то везде одинаковы.