Отчасти дело в том, насколько непохожи были творцы «Властелина колец» и «Тёмного кристалла». Католик Толкин основывался на христианской морали, где всё добро — от Бога, всё зло — от Дьявола. А вера Хенсона представляла собой дикую смесь из разных мистических учений, от теософии до неоязычества, — одним словом, то, что принято называть «философией нью-эйдж».
Во время работы над «Тёмным кристаллом» Джим увлекался «Материалами Сета» — эзотерическим трудом, который «экстрасенс» Джейн Робертс надиктовала в состоянии транса, — и в его воображении засел образ совершенного существа, насильно разделённого на низменную плоть и возвышенный дух. Поэтому, хотя герои фильма чётко делятся на хороших и плохих, борьба идёт не за победу Света над Тьмой, а за исцеление мира, восстановление природной гармонии.
Хорошо показано, что мистики и скекси — незримо связанные стороны одного целого. Когда умирает вождь мистиков, скекси лишаются императора, а если ранят скекси, кровь течёт у кого-то из мистиков. Злоба одних и слабость других проистекает из нарушения естественного порядка вещей.