Как снималась «Сонная лощина»

45194
7 минут на чтение
Одному из самых стильных и готических фильмов Тима Бёртона исполнилось 20 лет. В 1999-м, в год премьеры, «Сонную лощину» хвалили за потрясающие визуальные решения и ругали за скомканный сюжет. Сейчас многие воспринимают картину как чарующий, очень «бёртоновский» лёгкий детективный ужастик.

На самом же деле «Лощина» — прямая наследница золотой эпохи фильмов ужасов. В честь юбилея сдуем пыль со страниц архивов, изучим истоки легенды о Сонной лощине, повспоминаем байки со съёмочной площадки и посмотрим, почему фильм получился таким, каким мы его любим.

Легенда Сонной лощины

На создание «Сонной лощины» Бёртона вдохновила одноимённая повесть Вашингтона Ирвинга, вышедшая в 1820 году. Её герой, долговязый, нескладный и крайне суеверный учитель из Коннектикута Икабод Крейн, приезжает в голландское поселение Сонная Лощина близ Тарритауна (ныне часть Нью-Йорка). Там он ввязывается в соперничество за руку и сердце юной красотки Катрины, дочери и единственной наследницы богатого фермера Балтуса ван Тассела. Его противник — бравый парень и местный заводила Авраам ван Брант, известный под прозвищем Бром Бонсом.

Как-то осенним вечером, возвращаясь с удачной, по его мнению, вечеринки у ван Тасселов, Икабод встречает ужасного безголового всадника. Незадачливый жених дает стрекача и таинственным образом исчезает из Сонной Лощины. А Катрина выходит замуж за ван Бранта, который как будто бы знает секрет всадника без головы.

Гравюра-иллюстрация к повести Ирвинга, 1876 год

Сложно сказать, откуда Ирвинг почерпнул сюжет повести. Возможно, путешествуя по Европе, он услышал немецкую народную сказку о Диком охотнике — историю с похожими мотивами. Но, скорее всего, сюжет пришёл к писателю, когда тот с семьёй недолго жил в Тарритауне. В конце XVIII века в диаспоре голландских американцев ходила легенда о гессенском кавалеристе, немецком наёмнике времен Войны за независимость. Бедняге снесло голову пушечным ядром, и с тех пор тёмными ночами он скачет по лесам и дорогам в поисках своей головы.

Легенда могла иметь под собой историческую почву — похожий случай упоминается в мемуарах ветерана Войны за независимость, генерал-майора Уильяма Хита. Он пишет, что 1 ноября 1779 года во время битвы в десяти милях от Тарритауна одному гессенскому солдату оторвало голову пушечным выстрелом.

Дословную экранизацию «Сонной лощины» студия Disney сняла еще в 1946 году. Ни убавишь, ни прибавишь!

Именно изначальная мрачная легенда и приглянулась Тиму Бёртону. Повесть в ироничном ключе высмеивает мещанство и суеверия: Икабод Крейн в ней несимпатичный глуповатый обжора, желающий не столько жениться на прекрасной Катрин ван Тассель, сколько завладеть богатыми закромами её отца. Всадник без головы тут выступает в роли злой шутки, призванной проучить зарвавшегося и суеверного учителя. Конечно, Бёртону было неинтересно морализаторство прошлого века. А вот история безголового кавалериста — вполне.

Старые новые ужасы

К моменту съёмок «Сонной лощины» «главный гот Голливуда» слегка подрастерял форму. За предыдущие годы он снял откровенно фестивальный проект для души — биографию легендарного режиссера Эда Вуда — и блистательный «Марс атакует!», лишенный, однако, фирменного бёртоновского флёра. «Сонной лощиной» Бёртон снова хотел заявить о себе как о мастере-рассказчике страшных историй. Он решил снять фильм, достойный классических ужасов студий Universal и Hammer.

Когда мы слышим, что фильм снял Тим Бёртон, мы редко задумываемся, кто ещё стоял по ту сторону камеры. Большой вклад в «Сонную лощину» внёс мексиканский оператор Эммануэль Любецки, позднее удостоившийся «Оскаров» за работу над «Гравитацией» и «Бёрдменом». Он же предложил ряд удачных идей: например, делать акцент в кадре на мелочах, как бытовых, так и мистических.

«Лощина» могла быть черно-белой...

...но, к счастью, не стала

Сначала Бёртон и Любецки хотели сделать «Лощину» чёрно-белой и снимать в старом киноформате 1.37:1. Но задумка не оправдала себя на тестах, так что палитру фильма просто сделали максимально монохромной. Его снимали через голубой фильтр, чтобы усилить «волшебную» атмосферу и подчеркнуть красный цвет крови. Снимая «Лощину», Любецки ориентировался на мексиканские хорроры и позаимствовал из них некоторые световые решения.

Бёртон же вдохновлялся готическими хоррорами итальянского кинорежиссера 1960-х Марио Бавы. Под влиянием его фильмов он внёс важную коррективу в сценарий: Икабод Крейн из учителя превратился в нью-йоркского детектива. Сценарный «скелет» нового фильма Бёртон позаимствовал у одного из фильмов Бавы — «Операция „Страх“». Там в деревню, на которую наводит ужас злой призрак маленькой девочки, приезжает студент-медик и начинает расследование, а деревенская ведьма пытается ему помочь. Не удержался Бёртон и от сцены-оммажа: сцена, в которой маленький Икабод видит свою мёртвую мать, с кровавыми ранами на лице от шипов железной девы, в точности цитирует кадры из фильма Бавы «Маска Сатаны».

«Маска Сатаны»: маска «железной девы» и последствия её применения

Красавчик Джонни

Выбор Джонни Деппа на главную роль был молниеносным. К тому времени Бёртон уже дважды поработал с актёром, в «Эдварде Руки-ножницы» и «Эде Вуде». Депп стал его фаворитом — и останется на долгие годы. Студия Paramount настаивала на рассмотрении кандидатур Дэниела Дэй-Льюиса, Лиама Нисона и даже Брэда Питта, но Бёртон настоял на своём.

Икабод мог стать и более комическим персонажем

Депп воодушевленно подошел к роли Икабода — ему давно хотелось сыграть в классическом фильме ужасов. Он посчитал, что герой изображён в сценарии слишком миловидным, и предлагал сделать ему гротескный грим, чтобы приблизить образ Икабода к книжному: огромный нос, большие уши и непропорциональный подбородок. Но у Бёртона было своё видение персонажа. Ему нужен был совсем другой Икабод — симпатичный молодой человек, странноватый, по-юношески застенчивый и истерично пугливый. К тому же Бёртон хотел отразить дух хаммеровских фильмов ужасов и приблизить Икабода к героям Винсента Прайса, Питера Кушинга и Кристофера Ли. В итоге новая трактовка персонажа прекрасно вписалась в мистический хоррор.

Кристофер Ли исполнил эпизодическую роль судьи в самом начале фильма

Деревня за миллион долларов

Для съёмок создатели пытались найти аутентичный городок в исторических местах, где селились голландские иммигранты-пилигримы. План обернулся крахом — во многом из-за творческих амбиций съёмочной группы. В штате Нью-Йорк сохранилось множество построек начала XIX века и живописных лесных массивов, но ни одна локация не передавала атмосферу уединённости и колдовской жути. А полностью полагаться на спецэффекты команда не хотела — нужна была «душа»! За ней пришлось отправиться в Великобританию.

В Букингемшире, в местечке Хэмблден, за четыре месяца и 1,3 миллиона долларов была отстроена старинная деревня. На тот момент это были самые масштабные съёмочные декорации на территории Англии, созданные с нуля. Архитектурный комплекс включал 12 зданий с полной внутренней отделкой и интерьерами. Продакшн-дизайнер Рик Хейнрикс, ответственный за концепты фильма, хотел, чтобы вид домов не только был исторически достоверным, но и внушал зрителю чувство сопричастности к мистической тайне. Вся съёмочная команда и актеры признавались: деревня получилась настолько настоящей, что у них возникало ощущение реальности происходящего.

Пугливый всадник, покрашенный голубь и пожар на мельнице

Съёмки «Лощины» прошли гладко, без скандалов и всяких мистических проклятий, но без курьёзов не обошлось. Многие из них связаны с лошадьми. Кристофер Уокен, исполнивший роль Всадника, несмотря на опыт съёмок в вестернах, боялся ездить верхом. Для некоторых кадров использовали аниматронный макет лошади, а во всех экшен-сценах играл каскадёр Рей Парк, известный по роли Дарта Мола в «Звёздных войнах». Просто отдать роль Рею Парку мешала его недостаточная «звёздность», да и загримированный под исчадье ада Кристофер Уокен был гораздо фактурнее.

Лицом Всадника был зловещий Уокен...

...но в боевых сценах его играл Рей Парк

А вот Депп обошелся без каскадёров. В сцене, где Икабода тащат через лес две лошади, он снялся сам, поддев для страховки специальный защитный костюм под одежду. Единственное, чего актёр боялся, по его словам, — не приспичит ли одной из лошадей справить на него нужду.

Помните алую птицу-кардинала, которую выпустил Икабод в начале фильма? Все красные кардиналы в Британии находятся под защитой как редкий вид, и для съёмок их было нереально достать. Съёмочная группа даже пыталась перекрасить голубя и сделать ему хохолок — современных зоозащитников хватил бы удар!

Красный кардинал — символ, который проходит через весь фильм. Для крупных планов использовали куклу и не стали мучить птичку

Впечатляющую сцену с пожаром на мельнице снимали в самом большом съёмочном павильоне Британии. Стены ангара, где был построен интерьер мельницы в натуральном масштабе, убрали, чтобы освободить место для камер и службы пожарной безопасности. Несмотря на все предосторожности, кусок горящего дерева ударил по голове актёра Иэна Макдэрмида, и его ненадолго отправили в больницу.

Мельница — ещё одна отсылка к классике киноужасов. Она копирует мельницу из «Франкенштейна»

Наследие студии Hammer

Ещё одна черта, роднящая «Лощину» с классическими хоррор-фильмами, — обилие декоративных мелочей, реквизита и некомпьютерных спецэффектов. Бёртон настоял на том, чтобы графику использовали как можно меньше. Немногие вещи, которые нарисовали с её помощью, — зловещий туман, присутствующий почти во всех кадрах, и голова кошмарного Всадника. «Сонная лощина» стала первой в истории экранизацией легенды о Всаднике без головы, в которой актёру не пришлось ездить с накинутым на голову плащом и распоркой, моделирующей плечи. Рэй Парк снимался в специальной маске с хромакей-эффектом, и его голову просто стерли на постпродакшене.

К отрубленным головам в фильме вообще подошли с большим вниманием. Так, для эффекта их вращения использовался специальный механизм, а с лиц «жертв» делались точные слепки. Майкл Гэмбон, сыгравший купца Балтуса ван Тассела, оставил свою отрубленную голову себе и использовал для розыгрышей после съемок.
«Сонную лощину» мало кто считает самым сильным фильмом Бёртона. Но это отличная страшная сказка, которая не потеряет актуальности и через 50 лет. Пересмотрите «Сонную лощину» в тоскливом ноябре и взгляните на этот чудесный фильм свежим взглядом — как в первый раз.

Смотрите также

«Ворон» с Брендоном Ли: мрачная история готического боевика

Кирилл Размыслович

13.05.2019

175211

Этот фильм называли проклятым — лишь бы не признавать, что на съёмках творился бардак. Вспоминаем историю культового готического боевика, вырезанных персонажей (кто-нибудь слышал про Ковбоя-черепа?), и как картину доснимали без главного героя.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё