Сценарий экранизации Bioshock: шедевр, который мы потеряли?

16914
14 минут на чтение
В таком далеком 2007 году компания 2K Games выпустила игру BioShock. Она получила отличные оценки, пользовалась большой популярностью и со временем обзавелась рядом продолжений. Неудивительно, что на успех BioShock обратили внимание в Голливуде. Уже в 2008 году компания Universal приобрела права на экранизацию.

Кресло режиссера проекта занял Гор Вербински, чья карьера тогда находилась на пике — в 2006 и 2007 годах вышли снятые им продолжения «Пиратов Карибского моря», суммарно собравшие два миллиарда долларов в мировом прокате. Сценаристом стал Джон Логан, известный по «Гладиатору», «Последнему самураю» и «Авиатору» (также на его счету написанная под Шварценеггера нереализованная версия «Я - легенды»).

В итоге проект так и остался на бумаге. За последующие годы в сеть утекли многочисленные концепты и раскадровки некоторых сцен, но сценарий Логана оставался тайной. Лишь недавно это изменилось, и теперь я могу поведать, что представлял собой сюжет несостоявшейся экранизации.

Гор Вербински

Должен предупредить, что, к сожалению, я так и не поиграл в BioShock. Мои знания об игре исчерпываются общей информацией о ее основах и сюжете, а также разговорами с людьми, которые в нее играли. Прочитанная мной версия сценария Логана датирована 20 мая 2009 года и насчитывает 118 страниц.

Сюжет

Сценарий экранизации BioShock открывается сценой выпускного в 1960 году. В толпе радостных студентов мы видим хмурого молодого человечка по имени Джек. Он сам не знает, чего хочет от будущего — но совершенно точно не идти по стопам своего отца и провести оставшуюся жизнь в похожем на тюремную камеру офисе. Устроив скандал, Джек покидает семью и садится в самолет, летящий в Барселону. Во время полета Джек начинает разворачивать прощальный подарок матери, после чего происходящее сменяется весьма сюрреалистическим флэшбеком из его прошлого. Джек приходит в себя от удара. Самолет, на котором он летел, упал в Атлантический океан.

Джеку удается выбраться из тонущего самолета (при этом нам мимоходом показывают мертвую стюардессу, во лбу которой зияет пулевое отверстие). Наш герой замечает сооружение, напоминающее маяк. Доплыв до входа, Джек находит внутри автоматизированную батисферу. Она совершает погружение и отправляется в огромный подводный город под названием Восторг (Rapture). Во время спуска с Джеком связывается некто по имени Атлас и обещает прислать человека, который все ему объяснит. Но как только Джек попадает в Восторг, проводника утаскивает скрывающееся в темноте существо. Герой снова остается в одиночестве.
 

Не имея возможности вернуться на поверхность, Джек начинает исследовать город и быстро понимает, что в нем произошло нечто страшное. Одно за другим он обходит ряд некогда роскошных, а сейчас полуразрушенных помещений и находит несколько тел. Время от времени Джек слышит раздающийся из установленных по всему городу громкоговорителей голос. Это Эндрю Райан — гений и промышленник, после завершения Второй мировой построивший Восторг как убежище для великих художников, ученых и мыслителей. Здесь, по его задумке, они смогли бы свободно творить, создавать новые шедевры и совершать революционные открытия.

В одном из бесконечных коридоров Джек встречает женщину с окровавленной коляской. Она говорит, что кто-то забрал ее ребенка. В этот момент на нее нападает сплайсер — человек, превратившийся в монстра из-за злоупотребления веществом под названием АДАМ. Оно способно излечивать любые раны и болезни, но при этом вызывает наркотическую зависимость, а в больших дозах приводит к необратимым мутациям. Сплайсер убивает женщину и собирается прикончить Джека, но тут героя спасает Атлас. Вот детальнейшая раскадровка этой сцены.
Атлас вручает Джеку пистолет и говорит идти за ним. Пытаясь скрыться от преследующих их сплайсеров, герои проходят через «галерею» Сандера Коэна — сошедшего с ума художника, составляющего свои «картины» из фрагментов человеческих тел. Коэн хочет использовать Джека, чтобы завершить свой великий шедевр, поэтому Атласу приходится его застрелить.

В итоге сплайсеры загоняют героев на кухню. Чтобы спастись, Атлас принимает АДАМ и дает Джеку второй шприц, сопровождая это фразой: «Будь любезен, прими наркотик». Герой употребляет вещество, которое намного усиливает его силу и агрессию. В результате Джек устраивает кровавую баню, убивая монстров и получая от этого удовольствие.

Придя в себя посреди кучи мертвых сплайсеров, потрясенный случившимся Джек решает идти к «Дарам Нептуна» — портовому комплексу, где с ним ранее договорился встретиться Атлас. По пути герой впервые видит маленькую девочку (одну из т. н. маленьких сестричек), которую охраняет огромный робот, называемый Большим папочкой.
Потом он проходит через лабораторию пластического хирурга Штаймана, который явно не в себе. Затем встречает Руди — слегка безумного (как, впрочем, и все в этом городе) билетера. Он соглашается помочь Джеку и довести его до «Даров Нептуна». Затем с героем внезапно связывается Райан. Вначале он дразнит протагониста и говорит, что тот ничего не добьется, но затем тон его голоса меняется. Он с удивлением называет Джека по имени и просит подойти поближе к видеокамере. В ответ герой разбивает ее выстрелом.

Во время странствий Руди сообщает Джеку (и зрителям) некоторые подробности предыстории Восторга. Мы узнаем, что когда-то Атлас был контрабандистом, нелегально поставлявшим товары в город, и это подрывало власть Райана. В ответ создатель Восторга начал закручивать гайки, ужесточив контроль над населением, которое начало бунтовать. После открытия АДАМа Райан попытался использовать препарат, чтобы успокоить горожан. Но из-за побочных эффектов все стало только хуже. В итоге Атлас поднял кровавое восстание, вынудив Райана запереться в своей башне-цитадели, охраняемой автоматическими пулеметами и дронами.
Руди и Джек достигают части Восторга, имитирующей американский пригород. Там герои снова видят одну из маленьких сестричек. Джеку удается ее разговорить. Но внезапно Руди разбивает голову девочки молотком, после чего при помощи шприца начинает лихорадочно извлекать жидкость из основания ее черепа. Ошеломленный Джек узнает, что АДАМ добывают из маленьких сестричек.

В этот момент объявляется Большой папочка и убивает Руди. Джек пытается справиться с роботом, стреляя в него из подобранного томми-гана — но пули попросту отскакивают от брони. В конце концов, ему удается заманить машину в секцию с автоматическими пулеметами, и те буквально дезинтегрируют Большого папочку.
Чем больше времени Джек проводит в Восторге, тем более подозрительно знакомым ему кажется это место. Периодически он натыкается на вещи, вызывающие странные ассоциации с прошлым. Но, несмотря на все усилия, герою никак не удается связать имеющиеся подсказки воедино. И еще небольшая деталь. Большую часть сценария Джек ходит босиком. Он постоянно пытается разжиться хоть какой-то обувью — но то размер не подходит, то на него кто-то нападает. Интересно, это отсылка к «Крепкому орешку»?

Наконец Джек снова встречает Атласа. Прибыв в «Дары Нептуна», они узнают, что силы Райана совершили туда налет. Джек становится свидетелем гибели подлодки, в которой находятся женщина и ребенок. Опустошенный Атлас обвиняет нашего героя в том, что тот выдал расположение секретного убежища Райану и этим погубил его семью. Затем он говорит Джеку: «Будь любезен, иди и убей этого сукина сына».

Джек направляется в цитадель — и Райан неожиданно пропускает его, спуская лифт. Поднявшись наверх они, наконец, встречаются лицом к лицу. Следует основной сюжетный твист. Основатель Восторга сообщает Джеку: «Я твой отец».
Райан заявляет, что всегда хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но Атлас выкрал Джека и с помощью жестоких манипуляций и хирургической операции перепрограммировал разум парня. Теперь, услышав «Будь любезен», Джек обязан исполнять любые последующие приказы. С самого начала он был лишь марионеткой, никогда не действовал по собственной воле. Мы видим серию флэшбеков, где кадры фальшивой семьи Джека из вступления смешиваются с реальностью, в которой Атлас и его подручные промывали ему мозги. Также мы видим полный вариант сцены в самолете. Прочитав начинающуюся с «Будь любезен» записку, Джек достает из коробки пистолет, убивает всех на борту и затем направляет воздушное судно в океан.

Джек все равно не верит отцу, и тот устраивает наглядную демонстрацию, приказывая ему выполнять различные действия. Затем, не желая убивать сына и не желая мириться с тем, что мечта всей его жизни обернулась крахом, Райан решает покончить с собой. Он делает это руками Джека, с помощью кодовой фразы заставляя его убить отца.
После смерти Райана все автоматические охранные системы отключаются, и Атлас захватывает полную власть над городом, где воцаряется абсолютный хаос. Вскоре он связывается с Джеком, подтверждает все, что сказал Райан, а затем говорит: «Будь любезен, покончи с собой». Но когда герой приставляет пистолет к своей голове, внезапно появляется одна из маленьких сестричек и не дает герою нажать на спусковой крючок.

Джек приходит в себя в лаборатории доктора Танненбаум, которая и создала маленьких сестричек, путем вживления в них вырабатывающего АДАМ моллюска. Она освобождает Джека от контролирующего его разум механизма. Герой наконец обретает свободу воли. Танненбаум сообщает, что Атлас охотится за маленькими сестричками, собираясь выкачать из них весь АДАМ. Она советует Джеку пока еще не поздно воспользоваться спасательной капсулой и покинуть Восторг. Наш протагонист предлагает забрать маленьких сестричек с собой — но Танненбаум объясняет, что процесс необратим. Она не может их излечить, поэтому они должны навсегда остаться в городе, чтобы избежать попадания наркотика на сушу.

Поэтому, Джек отказывается воспользоваться капсулой и вместо этого решает остановить Атласа. Вначале он накачивается АДАМом, а затем заставляет Танненбаум провести операцию и соединить с его плотью компоненты Большого папочки. Превратившийся в киборга Джек совершает налет на штаб Атласа. Он освобождает девочек, а затем встречается с главным злодеем.
Но Атлас уже успел употребить гигантскую порцию АДАМа. Поэтому Джеку не удается его убить. Раны Атласа мгновенно затягиваются — и даже когда герой практически испепеляет его из огнемета, тот в стиле Т-1000 снова собирается, превращаясь в новое существо. Когда Атлас уже собирается прикончить Джека, на помощь ему приходят маленькие сестрички. Они набрасываются на злодея и с помощью шприцов высасывают из него весь АДАМ, оставляя пустую оболочку.

От полученных во время битвы ран Джек почти умирает. Но идиллическое предсмертное видение внезапно сменяется видом лаборатории Танненбаум. Она спасла Джека и успокаивает его, говоря, что теперь девочки в безопасности. К сожалению, после сверхдозы АДАМа наш герой изменился навсегда — и ему срочно нужна новая порция наркотика. Поэтому он убивает Танненбаум, чья кровь обрызгивает маленьких сестричек.

В последней сцене мы видим, как американская подлодка находит дрейфующие в океане спасательные капсулы, и слышим закадровый голос Джека. Он сообщает, что решил воплотить в жизнь видение своего отца и распространить славу Восторга на весь мир. Далее нам показывают, как вылезающие из капсулы сплайсеры убивают моряков и захватывают субмарину. В финальных кадрах на ней раскрывается отсек с готовыми к запуску ядерными ракетами. Конец.
Неснятый шедевр?

Сценарий Логана я прочитал почти на одном дыхании, чего со мной уже давно не было. Он действительно хорошо написан, и при чтении мне было легко визуализировать ту или иную локацию — даже при том, что я не играл в игру. Мне понравилась атмосфера и ретрофутуристическая стилистика этого мира. Также сценарий очень насыщен действием. Тут и начальное хождение по пустому городу с постепенным нагнетанием атмосферы, и прятки от сплайсеров в стелс-режиме с периодическими вспышками ультранасилия, и финальный бой.

Сценарий однозначно писался под жесткий рейтинг R. Чего хотя бы стоит разбивание головы маленькой девочке! Но и без него тут хватало кровавых сцен и различных эпизодов весьма неприятных мутаций. Стоит упомянуть про очень солидный размах событий, который добавлял нужный масштаб драматичной истории упадка гигантского подводного города. Рискну предположить, что большинству из тех, кто играл в игру, пришлось бы по душе, что сюжет адаптации в целом близок к первоисточнику и сохранил его основные элементы.
Конечно, у работы Логана были и недостатки. Некоторые из них проистекали из минусов сюжета игры или, по крайней мере, особенностей его переноса в формат киносценария. Например, сценарий не давал никакого ответа на вопрос, что Джек делал на суше. Из сценария вроде как следует, что начальная авиакатастрофа произошла в реальности и Джек на самом деле перестрелял экипаж самолета. Но как он вообще оказался на его борту? Во флэшбеках нам показывают, что люди Атласа держали и перепрограммировали его в самом Восторге. Зачем было переправлять парня на континент, чтобы потом возвращать обратно (причем таким странным способом), решительно непонятно.

С позиции здравого смысла я мог бы придраться и к концепции маленьких сестричек — зачем помещать моллюсков именно в девочек? И что происходит с ними, когда они вырастают? Но всё же речь об адаптации видеоигры, а сестрички — один из ее ключевых элементов. Так что оставим это.
Еще отмечу, что мотивации самоубийства Райна не хватало обоснования. Насколько я понял, в игре Джек за счет своего ДНК мог проходить через все охранные системы, что злодей и использовал для захвата города. Но в сценарии адаптации этот момент убран. Райан просто разрешает герою зайти в Цитадель. По идее, ничто не мешает ему просто сказать «Будь любезен, иди к доктору Танненбаум» и с ее помощью вернуть себе сына. Да, можно обосновать его поступок тем, что, увидев ставшего рабом Джека, Райан наконец осознал, что его утопия умерла. Но все равно это ключевой момент сценария — и, на мой взгляд, ему бы не помешала доработка.

Также я бы отнес к минусам слишком большой упор на экшн во второй половине. Я люблю всякие захватывающие эпизоды, но когда они идут без передышки один за другим, от этого все же начинаешь уставать. Мне кажется, будь в этой части сценария несколько дополнительных сцен для лучшего раскрытия персонажей и предыстории, работа Логана только бы выиграла.
Пожалуй, самым сомнительным для меня моментом стала концовка. Да, это один из вариантов финала игры. Но он возможен лишь при определенном поведении игрока. А в сценарии Логана подобные события выглядят слишком спонтанными. Конечно, Джек был марионеткой в руках злодея и совершал плохие вещи. Но все равно осознанные поступки героя, его переживания из-за смерти людей и попытка спасти девочек абсолютно не вяжутся со столь внезапным переходом на темную сторону. Особенно с учетом того, что этот переход уложился буквально в пару строчек диалога. Если уж ты решаешь завершить историю падением героя на самое дно, то будь добр, обеспечь к этому соответствующую подводку. А без нее две финальные страницы выглядят так, словно их взяли из другой версии сценария.

У меня появилась теория, что этот финал был «цензурной уткой». Возможно, бескомпромиссная концовка была добавлена намеренно, с хитрым расчетом на то, что студия и продюсеры начнут давить на режиссера с требованием отказаться от столь мрачного финала (благо, остальной сценарий не отличался особым оптимизмом) и не будут обращать особого внимания на другие аспекты истории. В результате Вербински мог бы «нехотя» уступить студии, а в качестве компенсации сохранить другие моменты, которые в противном случае были бы вырезаны.

Так это или нет, даже со всеми указанными выше недочётами сценарий BioShock мне понравился. После его прочтения мне стало действительно жаль, что кино так и не состоялось.
А ведь мы были очень близки к тому, чтобы получить фильм. Его релиз был намечен на 2010 год. По признанию Вербински, всего восемь недель отделяли его от начала съемок. Но весной 2009 года Universal заморозила проект. Причиной стал бюджет картины и ее взрослый рейтинг. На BioShock планировалось потратить от 160 до 200 миллионов долларов. И тут так не вовремя случился потрясший Голливуд громкий провал «Хранителей».

В Universal решили провести ревизию своих крупных экранизаций с рейтингом R. Под удар попали «Хребты безумия» Гильермо дель Торо и BioShock. Universal потребовала от их режиссеров переработать сценарии таким образом, чтобы существенно уменьшить размах, убрать кровавые сцены и матерщину и выпустить PG-13-friendly кино. И дель Торо, и Вербински категорически отказались так делать. В результате оба проекта приказали долго жить.
После ухода Вербински на замену был выписан Хуан Карлос Фреснадильо. Но из попытки переделать сценарий под PG-13 не вышло ничего толкового. К тому же ведущий геймдизайнер BioShock Кен Левин не оценил смену подхода и перестал поддерживать проект. Вскоре в Universal официально отменили кино. Все, что от него осталось — это сценарий, концепты и раскадровки.

Скажу честно, будь я студийным чиновником, я бы, возможно, тоже не рискнул давать добро такому фильму. Чтобы отбить 200-миллионный бюджет, BioShock потребовалось бы собрать где-то полмиллиарда в мировом прокате. Исходя из предпочтений нынешнего массового зрителя и судьбы схожих проектов, не думаю, что у фильма получилось бы замахнуться на такую кассу. Даже десять лет спустя ни одной голливудской экранизации видеоигр не удалось достигнуть этой отметки. Сделать же подобное в 2010 году, мне кажется, было практически невозможно. Вряд ли BioShock принес бы студии какую-то прибыль.
С другой стороны, по факту Universal отменили BioShock и «Хребты безумия» ради таких «шедевров», как «Морской бой» и «47 ронинов». Забавно, но эти картины, считавшиеся надежной в финансовом отношении альтернативой проектам дель Торо и Вербински, с треском провалились в прокате. Так что, если уж выбирать, на чем гарантированно потерять деньги, я бы по крайней мере профинансировал проект, про который бы вспоминали и сейчас. И ведь самое обидное, что сложись все чуть-чуть иначе, будь Bioshock запущен в производство буквально на пару месяцев раньше — и мы могли бы получить кино, про которое сейчас бы говорили что-то в духе «даже не представляю, как студия рискнула дать такие деньги на такой фильм». В хорошем смысле слова.

Известно, что в 2015 году в Sony раздумывали над тем, чтобы выкупить права на экранизацию игры и взять на главную роль Райана Гослинга. Но в итоге дальше разговоров дело не пошло. В начале этого года про BioShock заговорили вновь. Вроде бы в Universal начали подумывать над тем, чтобы воскресить проект. Но тут случился коронавирус и, боюсь, в лучшем случае теперь про BioShock можно снова забыть как минимум еще на пару лет. В ближайшее время у Universal явно будут другие приоритеты.
При чтении сценария BioShock неожиданно для самого себя я вспомнил про «Лекарство от здоровья»: последний на сегодняшний день фильм Гора Вербински. Неожиданно —потому что я, честно говоря, успел забыть, что когда-то его смотрел.
Да, в «Лекарстве от здоровья» нет огромного подводного города, стимпанковских роботов и всего остального. Но по своему настроению, стилю и некоторым сюжетным элементам (вода, сумасшедшие врачи, зловещие эксперименты, паразиты, продление жизни за счёт других людей) фильм местами напоминает то, что я увидел в сценарии Логана. Просто в случае с «Лекарством» при неплохой общей атмосфере кино не вытянул именно сценарий, одним из соавторов которого был сам Вербински. Режиссура не смогла компенсировать отсутствие крепкого сюжета, и лента меня не зацепила. В случае же с Bioshock у Вербински на руках был вполне ладно скроенный сценарий. К сожалению, ему не удалось получить финансирование.

Пожалуй, единственным местом, где Вербински смог бы тогда экранизировать Bioshock, был … город Восторг. Ведь, как известно, он как раз и создавался, чтобы творческие люди могли свободно творить шедевры.

Если вам понравилась статья, поддержите автора

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё