Мало кто может забыть хоровое исполнение эльфийских тем в Лотлориене и Ривенделле. Шор не первый и не единственный, кто использовал мощь хора для создания музыки к фильму. Сергей Прокофьев включил сразу несколько хоровых произведений в «Александра Невского» 1939 года. Джон Уильямс не обошёл стороной возможности хора в приквелах «Звёздных войн». Шор пошёл по их стопам. Только он не просто один раз обратился к хору, а задействовал все виды пения во всех комбинациях. Тему кошмарных назгулов, например, исполняет хор маори горловым пением.
Вероятно, желание воссоздать Средиземье — музыкально и визуально — и делает как «Братство Кольца», так и всю трилогию столь необычной и цепляющей. Можно обожать фильмы Джексона или относиться к ним прохладно, но сложно отрицать их новаторскую роль почти во всех кинематографических областях.
Выше всех ожиданий
«Братство Кольца» было рисковым проектом, которым занимались творцы, влюблённые в первоисточник. Потому им и удалось пробить потолок ожиданий — открыть «Оскар» для картин фэнтези и научной фантастики. Последняя часть трилогии, «Возвращение короля», превзошла первую часть и взяла главную статуэтку — в номинации «Лучший фильм». Но именно с «Братства Кольца», получившего тринадцать номинаций, начался этот путь.
Как признавался Рассел Шварц, занимавшийся в New Line Cinema маркетингом и дистрибуцией, он не был уверен в том, что творение Джексона может на что-то рассчитывать в мире «серьёзных критиков». В конечном счёте их картина не сумела избежать того, что он называл «the dreaded f-word» («проклятое слово на букву f»). Только речь здесь не о ругательствах, а о «фэнтези» — ярлыке, который «серьёзные» критики никогда не жаловали. Исключением из правил были всё те же «Звёздные войны», номинированные в 1977 году на звание лучшей киноленты. Все другие проекты подобного жанра довольствовались номинациями за лучшие костюмы, грим и спецэффекты. «Братство Кольца» первым обошло их всех.