Легкомысленный тон повествования не может скрыть главного: Средневековье было жестокой и холодной эпохой, в которой титулы, земли и деньги значили даже больше, чем сейчас, изнасилование трактовалось как преступление не против женщины, а против её мужа или отца, судебные вердикты зависели от того, кто кого зарубит в рыцарской схватке, а рискнувшая открыть рот жертва рисковала быть сожжённой на костре, если у её защитника не хватало весомых аргументов на ристалище.
Поэтому неудивительно, что в конце фильм, как и книга, и реальные исторические источники, задвигают Маргариту на второй план и заставляют её бессильно наблюдать, как два месящих друг друга в грязище мужика решают её судьбу. Очень показательна сцена, где Маргарита, столкнувшись с перспективой сгореть на костре, начинает жалеть о своей принципиальности и открыто говорит, что справедливость не стоит риска расстаться с жизнью и оставить новорождённого ребёнка сиротой.
Сама дуэль кончается быстро и жестоко. Это зрелищный и реалистичный поединок, но занимает он от силы пять-семь минут. К сожалению, фильм никак не проговаривает, почему именно эта схватка вошла в историю и почему картина называется «Последняя дуэль». Дело в том, что драка Карружа с Ле Гри стала последним прецедентом, когда исход судебного дела решался в поединке.