![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 8](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/Zahod.png)
Мы стараемся обозревать все фантастические мультфильмы, выходящие как в российском, так и в зарубежном прокате, но на некоторые премьеры нас просто не хватает. Поэтому мы решили сделать подборку материалов всего прекрасного, что мир увидел в первую половину 2024 года. Более того, некоторые из этих мультфильмов можно до сих пор застать в кинотеатре!
Сирокко из страны ветров
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 7](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/Sirokko-1024x458.png)
Лейтмотивы мультфильмов, попавших в нашу подборку, — ужасное будущее, экологические катастрофы, депрессия и потери. И даже самый жизнеутверждающий мультфильм рассказывает именно об этом.
Правда, в отличие от других проектов, мир в «Сирокко» — и реальный, и выдуманный — не такой уж и плохой. Напротив, он яркий, живой и разнообразный (Бенуа Шьё явно нахватался референсов у Хосоды и Миядзаки). Но сказочный мир здесь всегда живёт в ощущении опасности и находится на пороге смерти — потому что он был создан как раз после смерти и наслоился на глубокую травму.
И всё же сказочная интонация «Сирокко из страны ветров» значительно смягчает его трагичность. Смерть возможно преодолеть — но только в сказке, а не в жизни. И если ты добрый фантазёр, то у тебя достаточно сил, чтобы преодолеть ужас и тоску, превратив их не в монстра, а в маленькую часть своего мира. Прекрасного мира, где есть летающая опера, кошкодевочки, классики как портал и королевство жабок.
Четыре души Койота
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/coyote-1024x653.jpg)
Двухмерная анимация возвращается! Понемногу, в основном в европейском и латиноамериканском инди. И всё чаще и чаще мы видим, как результат самоотверженного труда с уникальным стилем, прекрасным сюжетом и восхитительной образностью прорывается в мейнстрим. Правда, без какой-либо рекламной поддержки.
Постер «Четырёх душ Койота» заставляет подумать, что перед нами история о борьбе коренных американцев с нефтяными корпорациями, и отчасти это так. Но это обрамляющий сюжет, а в основе своей «Четыре души» — космогонический миф, рассказывающий о том, как появилась земля, как она была совершенна… и как туда неизбежно проникло зло. Но вовсе не из-за человека, хотя он сильно этому поспособствовал, а потому, что такова природа мира — и одному Ванка-Танка известно, зачем это нужно.
Конкретного первоисточника у мультфильма нет, разве что образы его персонажей основаны на архетипах из индейских мифов. Но ругать за апроприацию «Души» нельзя: тут и европейцы представлены весьма размыто — сначала как испанцы, потом как англичане, а в конце и вовсе как конфедераты. Важны сущности, те первообразы, на которых стоит человечество, в том числе в нынешнем его проявлении.
Нет ничего древнее, чем геометрический антропоморфный Койот, который танцует и поёт песенку о первом убийстве; чем Старик, который создаёт Землю, размазывая глину по экрану; чем дерево, растущее из трупа Великого бизона, — и нет ничего прекраснее этого.
Разве что бесподобный анимализм: когда каждый вид животного анимирован сообразно тому, как оно двигается в реальности. Это делает мир анимации, показывающий в основном набор движений кошек и собак, лучше.
Другая форма
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 1](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/forme-1024x683.jpg)
«Другая форма» доводит аллегорию до визуальной буквальности: люди будущего полностью преобразуют себя, чтобы соответствовать навязанным стандартам и упихнуться в огромные летающие тетрисы, которые отправляются на Луну во имя квадратизации всего мира. Впрочем, люди здесь с самого начала не особенно отличаются человекообразностью — это деформированные уродцы, такие, как если бы ребята из «У холмов есть глаза» принимали геометрически несовершенные формы и не могли жить без поддерживающих их существование механизмов. Без помощи этих механизмов персонажей ещё и одолевает странный шум; так что лучше спрятаться в клещи, хулахуп или нечто другое и пытаться сделать из себя деталь космического пазла, лишь бы не оставаться с этой мукой…
Так выглядит «Другая форма», если пытаться пересказать её понятно. Сам фильм несколько рассыпается в образности и посланиях и разжижает свою цельность всё новыми и новыми сообщениями о своём мире; но это легко простить за отличную манеру подачи — простую психологическую аллегорию. Смысл «Другой формы» сводится к тому, что, уродуя себя ради космического тетриса, ты по сути занимаешься селекцией и не можешь жить без костылей, которые сам себе и навязал — при помощи общества и культуры потребления.
А если коротко — смотрите, тут человеки квадратные! И собака в коробке! И шикарнейший рисунок!
Белое пластиковое небо
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 5](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/sky-1024x432.jpg)
Что интересно, ни «Другая форма», ни «Белое пластиковое небо», говоря об ужасающем социуме будущего, не занимаются политической критикой. Взгляд «Другой формы» направлен на то, чтобы унифицировать человеческое существование, а «Белое пластиковое небо» показывает, что значит депрессия и необходимость жить вопреки чувству утраты. И хотя речь идёт о ребёнке (не спойлер, это и так секрет Полишинеля), имеется в виду мир. Мир, наполненный жизнью, мир с чистым воздухом, мир будущего, который мы провалили сами — вот и приходится жить с тоской, унынием и пропагандой. И как будто бы лучшее, что можно сделать в таких условиях, — добровольно уйти из жизни, хоть как-то послужив другим людям…
Наверное, легко было бы думать о личной жизни и об ответственности каждого человека, избегая размышлений о том, что именно привело к уничтожению мира вне купола, но тогда фильм рисковал бы превратиться в агитку, которых и так слишком много.
«Белое пластиковое небо» — зрелище грустное, но эстетское вопреки стилю. Ротоскоп сделан гораздо техничнее, чем в «Пробуждении жизни», однако он плохо сочетается с не самым лучшим CGI. Собственно говоря, не совсем понятно, зачем нужен ротоскоп, если он никак стилистически не обыгрывается, а оказывается просто анимационным репринтом актёрской игры. Но если ваши глаза привыкнут к плохому рендеру и сдержанной актёрской игре, проступающей сквозь очертания реалистичных человеческих фигур, то у вас получится зацепиться за историю — грустную, холодную, возвышенную в своей печали по неизбежному концу.
Ну, зато друг у друга будем мы. Это уже лучше, чем ничего, правда?
Океан чудес
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 3](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/oceane-1024x576.jpg)
Если уж говорить о потерях и детской смертности, то как вам мультфильм, который прямо говорит о путешествии ребёнка в царство смерти? Точнее, в океан, в котором существуют разные… создания. Глазастик — непонятная гора чёрной слизи с глазами, исполняющая роль проводника в загробный мир, Красный Фантом — мерзкая жижа красного цвета, огромный ресторан с рыбами, каланами и моржами… А посреди всего этого — маленькая девочка, ищущая маму, и гиперэмоциональный неврастеничный повар с повадками наркомана.
Для начала о плохом — на анимацию человеческих персонажей смотреть невозможно. Это не просто зловещая долина, это зловещая долина, объединённая с мультяшной экспрессивностью и потому ужасающая вдвойне. Непонятно, зачем делать такие реалистичные фигуры и пропорции при не самом высоком качестве графики — и при том, что лица растягиваются во все стороны как резиновые, а лицевая мимика рассчитана на персонажей, произвольно меняющих свою форму. Волосы находятся под водой, но не выглядят так — они не переставая колышутся от невидимого ветра и как будто живут своей жизнью отдельно от головы.
Но если побороть шок и отвращение от фигур… то фильму есть что предложить. Он напоминает «Вверх», где главные впечатления дарят первые пятнадцать минут — только здесь эти пятнадцать минут в конце. «Океан чудес» не эксплуатирует поверхностную мысль о том, что смерть детей — это плохо; это и так понятно вменяемым людям. Бывает, жить так, как ты жил прежде, невыносимо — но из-за этого не должны страдать другие. Возможно, лично вы готовы сделать невозвратный шаг, но, сталкиваясь со смертью другого, понимаете: даже если покойному могло казаться, что она принесёт ему облегчение, по сути смерть ужасна.
Очевидная ли это профилактика детских суицидов? Да, но она не сводится к простой агитке. Если не смотреть на людей, то «Океан чудес» — очень красивая история. Огромные, постоянно плывущие разводы цветов зовут в чудесный мир сказочного океана, куда хочется нырнуть…
…чтобы потом вынырнуть.
Мечты робота
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 2](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/friendship-1024x576.jpg)
Ну и, завершая забег по печалям и утратам, расскажем о светлой, дивной картине, в которой неожиданно никто не умирает. Ну, какое-то время. Смотря что считать смертью… Тут всё сложно.
Мультфильм «Мечты робота» милостиво допустили в оскаровскую гонку как обязательное двухмерное инди-кино, которое никогда ничего не возьмёт, но приятно почешет чувство собственной исключительности создателей. А ведь по сути это самое коммерчески успешное европейское инди из всех, что там были (даже если считать «Персеполис»).
«Мечты робота» — милый мультик про дружбу собачки и робота, который оборачивается историей о бесконечной боли разлуки и о том, что порой важно уметь отпускать друзей, если вы пошли разными дорогами. Сеттинг Америки 1980-х (с ку-у-у-учей крутого и стилевого продакт-плейсмента) — как раз то, что понравится родителям, да и дети не будут страдать от их старпёрского вкуса. Пабло Берхер — не анимационный режиссёр, но он неожиданно хорошо чувствует анимационную пластику и умеет балансировать между ясностью и экспериментами, не жертвуя одним и не уходя в другое.
«Мечты робота» печальны, но не рвут душу, они тихи, просты и даже жизнеутверждающи — ведь существуют вещи, которые надо принять. В том числе для блага того, кого ты любишь. Мысль эта не особо популярна, но необходима, особенно карапузам, которых массовая культура приучает бодаться вопреки всему. Иногда это не нужно.
Единорог Тельма
![«Сирокко из страны ветров» и другая полнометражная анимация 2024-го, которую вы могли пропустить 6](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/07/thelma.jpeg)
А теперь кое-что для тех, кто не хочет плакать в кинотеатрах и предпочтёт ротоскопbb, классической рисованной анимации и экспериментальному 3D простую, честную, нормальную дурашливую сказочку в ненавязчивой 3D-стилизации!
«Единорог Тельма» — история о том, как неудачники старались завоевать славу и им помогла небольшая ложь, а потом пришлось расхлёбывать последствия. Главное для героев — не потерять классную дружбу, а уж слава нишевых музыкантов всё равно придёт. Насколько это спойлеры — считать вам; в принципе, сюжет считывается по постеру (что там не считывается, так это звезда-нарвалиха с завышенным ЧСВ и сексуализированной мужской подтанцовкой — миньонами).
Можно сказать, что «Единорог Тельма» беспощадно эксплуатирует чувства тридцати с чем-то летних нердов, обрисовывая персонажей как взрослых, но незрелых неудачников, фанатеющих по DnD и року. А можно сказать, что персонажам добавили трогательной, забавной индивидуальности.
В конечном счёте важно то, какая у вас оптика, любите ли вы жанровые истории без попыток экспериментировать или просто хотите отдохнуть душой и поумиляться толстенькому пони. Этот фильм не перевернёт ваше представление о реальности, как любой из предшествующих, но в моменты тоски и мрачных мыслей о будущем маленькие фермерские островки дружелюбия и клёвых коняшек только помогут. Эскапизм так же целителен, как горе.
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/05/Marina-Belyaeva-100x100.jpg)