Двухмерная анимация возвращается! Понемногу, в основном в европейском и латиноамериканском инди. И всё чаще и чаще мы видим, как результат самоотверженного труда с уникальным стилем, прекрасным сюжетом и восхитительной образностью прорывается в мейнстрим. Правда, без какой-либо рекламной поддержки.
Постер «Четырёх душ Койота» заставляет подумать, что перед нами история о борьбе коренных американцев с нефтяными корпорациями, и отчасти это так. Но это обрамляющий сюжет, а в основе своей «Четыре души» — космогонический миф, рассказывающий о том, как появилась земля, как она была совершенна… и как туда неизбежно проникло зло. Но вовсе не из-за человека, хотя он сильно этому поспособствовал, а потому, что такова природа мира — и одному Ванка-Танка известно, зачем это нужно.
Конкретного первоисточника у мультфильма нет, разве что образы его персонажей основаны на архетипах из индейских мифов. Но ругать за апроприацию «Души» нельзя: тут и европейцы представлены весьма размыто — сначала как испанцы, потом как англичане, а в конце и вовсе как конфедераты. Важны сущности, те первообразы, на которых стоит человечество, в том числе в нынешнем его проявлении.
Нет ничего древнее, чем геометрический антропоморфный Койот, который танцует и поёт песенку о первом убийстве; чем Старик, который создаёт Землю, размазывая глину по экрану; чем дерево, растущее из трупа Великого бизона, — и нет ничего прекраснее этого.
Разве что бесподобный анимализм: когда
каждый вид животного анимирован сообразно тому, как оно двигается в реальности. Это делает мир анимации, показывающий в основном набор движений кошек и собак, лучше.
Другая форма